Главная · Оракул  · Андреевская церковь. То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Андреевская церковь. То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей". И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру..." - так Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная.

Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году.В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин, который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой - священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749-1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь - памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.

С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь. В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация за чертежами Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа "Распятие", завершающая иконостас.

Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века - иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина "Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе "Успение Богородицы" сохранилась его подпись.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века - "Выбор веры князем Владимиром" неизвестного автора и "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

В целом интерьер Андреевской церкви - светлый, нарядный, мажорный - производит впечатление парадного дворцового зала.

По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.

В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. В нынешнее время Андреевская церковь отреставрирована. К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.



К глубочайшему сожалению, этот шедевр архитектуры в нынешнее время может рассматриваться только как украшение города, поскольку принадлежит Греко-Католической униатской конфессии.

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1747—1753 гг. (Андреевский спуск, 23)

Построена по проекту В. В. Растрелли московским архит. И. Ф. Мичуриным. Размещена над обрывом Старокиевской горы, доминирующей над Подолом,ни месте, где в начале XIII в. была возведена . Великолепно расположенное на вершине холма здание стало одним из основных компонентов, формирующих панораму города со стороны Днепра.

Первоначальный проект, составленный в 1745 г. архит. И.-Г. Шеделем и инж.-полк. Де-Боскетом, был в Петербурге отклонен. В 1748 г. утвержден проект В. В. Растрелли. Уже с 1747 г. началась подготовка к строительным работам. В сооружении Андреевской церкви принимали участие русские и украинские мастера. К 1753 г. здание в основном было закончено, но отделочные работы длились до 1767 г. Живописные работы выполнены известными живописцами А. П. Антроповым и И. Я. Вишняковым. Алтарь расписан украинскими мастерами И. Роменским ц И. Чайковским.

Построенная на подмываемом ключами склоне, которому угрожали обвалы и оползни, церковь нуждалась в частых ремонтах. В 1786 — 1800 гг. отвели от фундаментов грунтовые воды и отремонтировали ее. В 1815 г. сильная буря сорвала купола. Необходим был капитальный ремонт. В 1816 г. архит. А, И. Меленский сделал чертежи фасада и плана и послал их в Петербург. В 1825 — 1828 гг. по ним здание отремонтировали. Черепичную кровлю заменили железной, но при этом купола утратили декор и изменили форму.

В 1844 — 1846 гг. церковь заново оштукатурили, дополнили поврежденную кладку фундамента, деревянную лестницу на террасу заменили чугунной, купола покрыли новым железом. Этими работами руководил архит. П. И. Спарро. В 1865 г. проведены работы по укреплению склонов и фундаментов. В 1866 г. заменили обветшавшие деревянные конструкции куполов, приблизив их форму к запроектированной В. В. Растрелли, храм и здание-стилобат отремонтировали.

В 1891 г. центральный купол был поврежден молнией и при восстановлении в 1894 — 1895 гг. его форма была значительно изменена. В 1896 г. В. Н. Николаев составил чертежи, по которым в 1900 г. куполу вернули форму, которую он имел до ремонта 1894 — 1895 гг. Значительные восстановительные работы проведены в 1949 — 1952 и в 1965—1967 гг. Наиболее существенным стал последний этап реставрации, проведенный в 1974 — 1979 гг. На основании исследований (архит. В. И. Корнеева) было установлено тождество первоначального проекта В. В. Растрелли с чертежами, хранящимися в графическом собрании музея «Альбертина» в Вене (Австрия), и составлен проект реставрации. Памятнику возвращен первоначальный вид, восстановлена форма и декор завершения, возобновлены утраченные детали чугунных украшений, позолочены купола и декор. Проведены работы по реставрации и консервации настенной живописи и резьбы.

Кирпичная оштукатуренная, в плане — крест, западная ветвь которого удлинена для устройства притвора. В углах креста поставлены мощные пилоны, завершенные четырьмя стройными главами, вместе с куполом образующими пятиглавое завершение. Церковь поставлена на двухэтажное здание-стилобат, ко входу ведет чугунная лестница. Стены декорированы поставленными на высокий цоколь пилястрами с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера, завершены фронтонами. Угловые пилоны с трех сторон украшены парами колонн на высоких пьедесталах. На фронтонах чугунные позолоченные картуши с вензелем. Интерьер церкви украшает лепной декор в стиле барокко. Привлекает внимание интересная по формам резьба, выполненная по рисунку В. В. Растрелли. Важное место в оформлении интерьера занимают картины «Проповедь апостола Андрея скифам» (худож. П. Г. Борисполец, 1847 г.) и «Выбор веры князем Владимиром». С 1968 г. Андреевская церковь стала филиалом

Андреевская церковь является важнейшим компонентом силуэта Киева. Принадлежала к лучшим произведениям русского архитектора В. В. Растрелли. Памятник по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 16-17, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год



10 ноября 2018 г. Андреевская церковь передана в "безвозмездное постоянное пользование" Константинопольскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. Её использование Константинопольским Патриархатом будет осуществляется с соблюдением законодательства Украины об охране культурного наследия.

Андреевская — это один из выдающихся образцов архитектуры XVIII века, выполненных в стиле барокко. Она является самым узнаваемым и посещаемым туристическим объектом Киева.

Основной эффект, который производит Андреевская церковь в Киеве , - это гармоничное соединение всех ее частей в одном едином порыве ввысь. Глядя на нее создается впечатление, что она едва касается земли. Этот памятник архитектуры знатоки рекомендую рассматривать в разное время суток. Для этого можно поселиться недалеко, например в отеле Premier Hotel Rus https://hotelrus.phnr.com/ и прогуляться к храму на рассвете и закате.

Предыстория Андреевской церкви

Летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в «Повести временных лет» поведана история о том, как Андрей Первозванный, направляясь с учениками в Рим, остановился на ночлег на Днепровской круче. Здесь он установил деревянный крест и предрек, что на этом месте воссияет Божья благодать и вырастет великий город с многочисленными храмами.

С XIII века на этом месте, называемом Андреевской горой, возводилось множество деревянных, а затем каменных церквей, стертых с лица земли временем, природными катаклизмами, войнами и пожарами. А первый храм, посвященный апостолу, был возведен в 1690 году и простоял недолго. В 1724 году на его месте был установлен большой деревянный крест.




История киевской Андреевской церкви

Андреевская церковь должна была стать частью будущей Киевской резиденции императрицы Елизаветы, состоявшей из храма и Царского дворца, спроектированных одним из выдающихся зодчих XVIII столетия - придворным архитектором Ф.-Б. Растрелли. Непосредственно самим строительством Андреевской церкви руководил талантливый российский И. Мичурин.

Закладка первого камня в фундамент будущей церкви, на которой присутствовала коронованная особа, состоялся осенью 1744 года. Так как место строительства располагалось на холме, подмываемом подземными водами, предварительно были проведены большие работы по их отводу, а также сконструирован массивный каменный ленточный фундамент (стилобат), который планировалось совместить с двухэтажными покоями священников и папертью.

Для осуществления замысла Растрелли к выполнению проекта были привлечены лучшие специалисты. К примеру, чугунные украшения фасадов и плиты пола отливались на заводах Тулы, а детали иконостаса и иконы были заказаны Петербургским мастерам.

В августе 1767 года церковь была освящена, но императрица Елизавета до этого дня не дожила. Впоследствии царский двор перестал интересоваться судьбой Андреевской церкви.




Архитектурный шедевр

В плане помещение церкви имеет форму креста. Центральный купол оригинальной формы окружают 4 изящные башни с меньшими главами на вершинах. Первоначально купола имели небесно-голубую окраску, но в ходе реставрационных работ в 70-е годы XX столетия их цвет был заменен на благородный малахитовый.

В соответствии с творческой манерой Ф. -Б. Растрелли, пышность декора нарастает снизу вверх, завершаясь великолепием рельефных деталей маковок и бани. Благодаря этому здание церкви кажется легким и стройным.

Стены храма богато украшены вычурной позолоченной лепниной и деталями из бронзы, обрамляющие французские окна-люкарны. Ко входу ведет широкая чугунная лестница, которая до XIX века была деревянной.

Во внутреннем убранстве храма особо выделяется великолепный иконостас пурпурного цвета, на фоне которого золоченые карнизы и пилястры выглядят особенно эффектно. Неизменно восхищают чудесные росписи свода и иконы в роскошных рамах.

За годы своего существования здание Андреевской церкви неоднократно получало повреждения от оползней, затоплений, ударов молнии, ураганных порывов ветра. Многочисленные реставрации негативно отразились на ее архитектуре. Только после нахождения в 1974-1979 годах чертежей Растрелли храм снова обрел задуманные его создателем внешние архитектурные формы и большую часть внутреннего убранства.

Андреевская церковь не одно столетие вызывающая всеобщее восхищение своей изысканной самобытностью, без сомнения была и остается редким примером гармоничного слияния природного ландшафта и архитектуры созданной человеческим гением.

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь - Киев

Жемчужина барокко - Андреевская церковь - была заложена в 1744 году в связи с приездом императрицы Елизаветы I в Киев. Построена в 1749 - 1754 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска (название от Андрея Первозванного). Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И. Мичурин.

Высота церкви - 60 м (без стилобата - 40), длина - 30 м, ширина - 23 м. Однокупольный храм с пятиглавым завершением имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и прикрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена.

К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница.

Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - терраса с балюстрадой, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.

На строительство церкви было потрачено 23 500 кирпичей, 28 970 пудов гвоздей; на позолоту верхов - 1590 книг и 20 листов листового золота.

Внутреннее убранство церкви, разработанное Ф. Б. Растрелли, ближе к стилю рококо. Оно было изготовлено по формам украинских резчиков М. Чвитки, Я. Шевлицкого, московских мастеров И. и В. Зимина, П. Ржевского и других. Иконостас церкви украшен резным позолоченным орнаментом, скульптурой и живописью, которую в 1754 - 1761 годах выполнили А. П. Антропов и И. Я. Вишняков. Антропову принадлежат картины "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Нагорные проповеди Христа" (украшают кафедру), композиция "Тайная вечеря" (в алтаре) и другие. В церкви есть полотна "Выбор веры князем Владимиром" (латинского художника Й.-Л. Еггинка) и "Проповедь апостола Андрея скифам" (около 1847, украинского художника П. Т. Бориспольца); живопись в алтарной части церкви на обратной стене иконостаса создан художниками И. Роменским и И. Чайковским.

В 1978 - 1979 годах проведена очередная реставрация, в ходе которой церковь приобрела вид времен Ф. Растрелли. С 1958 года Андреевская церковь была филиалом заповедника Софиевского музея. В мае 2008 года было сообщено о принятом в секретариате президента В. Ющенко решении о передаче Андреевской церкви с баланса национального заповедника "София Киевская" Украинской автокефальной православной церкви.

Оригиналы чертежей Андреевской церкви находятся в музее Альбертина (Вена, Австрия).

На месте Андреевской церкви с 1215 и до начала 17 века существовала Крестовоздвиженская церковь, на ее месте впоследствии была построена одноименная деревянная церковь, которая сгорела и больше не возобновлялась.

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ПОСЛЕДНИЙ ШЕДЕВР РАСТРЕЛЛИ

В мудрости наших предков неизменно убеждаешься, глядя на Андреевскую церковь. На необыкновенном по рельефу месте поставлена она так, что откуда ты ни смотришь на нее - от подножия ли высокого стилобата, с Андреевского ли спуска, когда уходишь от церкви, да все тянет на нее оглянуться, с любого ли места на Подоле - всегда видишь ее как бы парящей в небе...
Пятиглавый силуэт церкви находится на кромке холма Верхнего города и создает впечатление белого лебедя, возвышающегося над Киевом.

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал над горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: «Видите ли горы сии? На этих горах засияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей. И сходя на горы те, благословил их и поставил крест и помолился Богу и сошел с горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру...»
Из этого фрагмента из «Повести временных лет», написанной летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, и начинается знакомство с изысканной барочной архитектурной жемчужиной Киева − Андреевской церковью.

По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест − это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь...

Большая часть легенд и преданий, которые вызывают у людей живой интерес, сложно проверить. Однако это не уменьшает нашей к ним любви, ведь ценим мы их скорее всего не за долю исторической истины в процентном отношении, а за красоту, таинственность, которые вдохновляют на фантазии и романтические мысли.

Согласно легенде, когда-то это место под горой было полностью покрыто водой. Согласно летописи Нестора Летописца, в те далекие времена пришел в Киев Апостол Андрей Первозванный. Поднялся на гору, и предсказал, что здесь, на горах Киевских «воссияет благодать Божья, вырастет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И поставил на горе, в ознаменование своих слов, крест.
И свершилось чудо, море отступило. Но часть моря осталась и спряталась под Андреевской горой. Как говорится в легенде, море заснуло.

Возможно, о легенде и забыли бы, но…
Через много веков, на горе, началось строительство Андреевской церкви. О легенде вспомнили, когда под престолом открылся колодец с подземными водами.
Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье...
Сейчас уже сложно сказать, что повлияло на то, что у Андреевской церкви нет колоколов. Возможно, излишнее суеверие киевлян. А возможно, архитектор просто не учел эту деталь в проекте. Но, так или иначе, гуляя по Андреевскому спуску, вы не услышите колокольного звона.

Образ Андреевской церкви зафиксировался в моей памяти после просмотра искрометной советской комедии, созданной по мотивам произведения, не менее скандального, чем история самой церкви, - "За двумя зайцами" (хотя о скандальности пьесы, откровенно отобранной Старицким у Нечуя-Левицкого, возможно мало кто знает). Помните, как герой Олега Борисова Голохвастов, поднимается, закрывая цилиндром растерзанную штанину, по лестницам Андреевской церкви ("... в церкви ждет поп..."), а над макушками храма возвышается облако грачей после громкого звона? Все выглядит довольно правдоподобно, как для художественного фильма, но колоколов в Андреевской церкви никогда не было...

На Андреевской горе, начиная с 13 века, стояло немало церквей. В древние времена на возвышенности правобережного Днепра в районе Андреевской горы было языческое капище главного славянского бога Перуна. Его Владимир Креститель приказал уничтожить сразу после крещения киевлян. На этом месте установили деревянную церковь, которую назвали в честь Андрея Первозванного. В XIX веке на горе возник Андреевский монастырь (его еще называли Янкиным, в честь Янки − дочери князя Всеволода Ярославовича). Вообще, в народе этот холм всегда именовали Андреевским, и церкви, что на нем строились, также назывались Андреевскими или Крестовоздвиженскими − в знак того, что Андрей установил на киевских горах свой крест.

В 1744 году Киев посетила Елизавета Петровна. Поговаривали, что императрица хотела устроить в Киеве свою резиденцию, или даже, по установкам своего мужа (Алексея Разумовского), перенести столицу в Киев. Но не случилось ни того ни другого. Хотя Киев императрице понравился. Понравились легенды об этом древнем городе, а особенно легенда об апостоле Андрее. Возможно, поэтому Елизавета приказала соорудить на Андреевской горе церковь и даже приняла участие в закладке краеугольного камня будущего храма.


Императрица Елизавета Петровна

Проектирование сооружений она поручила своему любимому придворному архитектору, итальянцу по происхождению, Бартоломео Растрелли, который создал по заказу императрицы немало сооружений в Петербурге. А в Киеве по его чертежам была построена Андреевская церковь, которую, кстати, часто называют «лебединой песней» выдающегося итальянца, а также царский дворец, который позднее стал называться Мариинским.


Архитектор Бартоломео Карло Растрелли

Интересно, что в Киеве Растрелли никогда не бывал, поэтому, наверное, и не подозревал, что его церковь будет стоять на горе, которой угрожают постоянные опасности оползней. Поэтому архитектору Ивану Мичурину, приехавшему в Киев из Москвы для строительства по чертежам Растрелли Андреевской церкви, пришлось приложить немалые усилия, чтобы осуществить приказ Елизаветы Петровны.

Выяснилось, что церковь нужно строить не на естественном холме, а на искусственном, который был частью земляного бастиона старокиевской крепости. Именно Мичурин придумал, как укрепить церковь на холме и отвести подземные грунтовые воды. Вместо обычного фундамента зодчий построил двухэтажный дом − - стилобат высотой 14 метров, примыкающий к срезу кручи. Он и стал основой для относительно легкой верхней церкви, которая вместе с крестом имеет высоту 46 метров. Позже в этом доме к 150-летию Елизаветы Петровны построили алтарь в честь ее небесной покровительницы − великомученицы Елизаветы. А еще Мичурин предложил сделать лестницу на паперть, которая добавили еще большего величия церкви: сначала она была деревянной и только в XIX веке во время очередного ремонта церкви ее заменили на чугунную.

Вокруг самой церкви обустроена пятиугольная терраса, с которой открывается вид на Андреевский спуск, Подол и Днепр.
Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, сверху которых установлены декоративные главки.

В связи со сложными гидрогеологическими условиями (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты были заложены разной глубины.
Здесь всегда были проблемы с дренажными системами и отводом грунтовых вод: время от времени подземная и дождевая вода приводили к оползням склонов горы. Поэтому Андреевская церковь всегда требовала больших средств на реставрацию и дренажные работы, чем другие церковные сооружения.

Самым известным меценатом, который буквально спас Андреевскую церковь от разрушения во второй половине XIX века, был Андрей Николаевич Муравьев. О нем сейчас мало кто знает, а он был чрезвычайно интересным, образованным человеком, историком церкви, собирателем древностей и знатоком старины, а еще одним из первых защитников и исследователей исторического Киева. Даже посвятил киевским достопримечательностям книгу под названием «Киев и его святыни», которая затем неоднократно переиздавалась. В 1850-х годах Муравьев навсегда переехал в Киев и вскоре приобрел усадьбу прямо напротив Андреевской церкви. Он признавал, что был москвичом по рождению, но стал киевлянином в душе. Именно поэтому так много сделал и для Киева вообще и для Андреевской церкви в частности.


Андрей Муравьев - историк, писатель, коллекционер, меценат

Андреевская церковь построена в стиле барокко, который возник в середине XVI века в Италии и в течение двух веков был популярен во многих европейских странах. В Украине и России этот стиль господствовал в архитектуре, живописи, литературе и музыке с конца XVII до середины XVIII века.
И действительно: Андреевская церковь поражает богатством и эффектностью внешней отделки.

Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского и ионического ордеров. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска. Архитектурные детали церкви прекрасны...

Хочется отметить тот факт, что при Елизавете Петровне служба в церкви так и не проводилась. Прежде всего потому, что в церкви не было своего прихода, ведь она строилась как царская. В ней даже нет колокольни, чтобы созвать прихожан на службу. Но на это мало кто обращает сейчас внимание.

Церкви в определенной степени повезло − оригинальные чертежи Растрелли долго считались утраченными. Они были найдены лишь в 60-х годах прошлого века в Венском музее Альбертина. Поэтому последнюю реконструкцию храма в 1978-1979 годах киевские реставраторы проводили по оригинальным чертежам итальянского архитектора. Была выполнена огромная работа − в частности, восстановлен первозданный внешний вид куполов.

Андреевская церковь производит не менее сильное впечатление внутри, чем снаружи. Необычный интерьер, роскошный иконостас...
Этот стиль не совсем свойствен Киеву. Интерьер церкви поражает богатством и великолепием декора.

Искусствоведы определяют его, как барокко. Но интерьер создавался Растрелли ближе к стилю рококо, который был популярным при императорском дворе в середине ХVIII века.

Он прекрасно воспринимается с экстерьером единым архитектурным ансамблем: оригинальная форма куполов, изысканная позолоченная лепнина, обрамляющая французские окна-люкарны и балконы, роскошные рамы для икон и живопись в сводах.

Но главный акцент, безусловно, делается на иконостасе. Его также спроектировал Растрелли.

К счастью он сохранился в первозданном виде, точно таким, как на чертежах итальянского мастера. Да и все остальные детали интерьера, включая резьбу, лепку, надпрестольную сень-ротонду, проповедническую кафедру и т.д.

Это очень редкая вещь.

Иконостас действительно уникален: в нем удивительно гармоничное сочетание торжественной помпезности с мягкими, плавными очертаниями. К тому же, он имеет удивительно насыщенный пурпурный цвет, на фоне которого эффектно выглядят позолоченные пилястры, карнизы и пышно декорированные обрамления икон.

А вся поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы, в декоре которого проступают изящные головки херувимов, фигуры ангелов и трехфигурная группа «Распятие», завершающая иконостас.

Орнаментные работы и резьбу выполняли наши киевские мастера Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров, Григорий Левицкий.

А картины для иконостаса писали русские художники Иван Вишняков (он возглавлял художественную бригаду) и Алексей Антропов.

Его кисти принадлежат самые впечатляющие работы: «Сошествие святого духа на апостолов» и «Нагорные проповеди Христа», а также композиция «Тайная вечеря», расположенная в алтаре.

Архитектура, живопись, лепнина и резьба гармонично объединены и создают целостный ансамбль интерьеров Андреевской церкви.

Следует отметить, что интерьер Андреевской церкви отличается необычайной роскошью и больше напоминает убранство дворца, чем храма.

Освящение церкви состоялось 19 августа 1767. Вследствие возникновения серьезных проблем во внешней и внутренней политике империи, царский двор охладел к Андреевской церкви, и она была вычеркнута из списков дворцовых сооружений. У 1768 году церковь была передана Киевскому магистрату, а с 1785 года ею занималась Киевская городская дума.

После освящения церковь работала как обычная действующая до 1932 года, пока по решению советского правительства в ней было прекращено богослужение. В 1941-45 годах богослужения возобновляются, а в 1961 году она снова закрывается. С 1968 г. церковь является музеем (филиал Национального заповедника "София Киевская").

Уже 10 лет здесь правит службу Украинская Автокефальная Православная церковь, а в стилобате расположено семинарское общежитие. Правда, надо отдать им должное: они исправно выполняют все обязательства договора, который заключил с ними заповедник «София Киевская». Но проблемы существуют: сначала служить должны были лишь на крупнейшие религиозные праздники и в большие поминальные дни. Однако, впоследствии эти служения стали ежедневными, также проводятся венчания, крестины. Все это вместе доставляет определенных хлопот, ведь в музее нужно поддерживать соответствующий температурный режим, влажность воздуха. Между тем копоть от свечей оседает на старинной живописи, некоторые картины уже начали трескаться от избыточного тепла. В уникальный иконостас забиваются гвозди для навешивания новых икон... Реставраторы в отчаянии...

Андреевская церковь наряду с Лаврой и Софией является одной из визитных карточек Киева и знаменита во всем мире.
И наш долг доказать и себе, и всем, кто приходит в музей, что Андреевская церковь − это памятник мирового значения. Если наши предшественники сохранили ее, то наш долг − передать Андреевскую церковь, этот уникальный памятник, в таком же состоянии следующим поколениям.

Фотографии взяты из интернета.

Андреевская церковь расположена в центре Киева на Андреевском спуске (Андреевский спуск, 23), на Андреевской горе. Церковь имеет помпезную внутреннюю отделку и роскошный интерьер.

Образ церкви-нецеркви, или церковь-дворец в состоянии вечного ремонта

Образ Андреевской церкви зафиксировался в моей памяти после просмотра искрометной советской комедии, созданной по мотивам произведения, не менее скандального, чем история самой церкви, - "За двумя зайцами" (хотя о скандальности пьесы, откровенно отобранной Старицким у Нечуя-Левицкого, возможно мало кто знает). Помните, как герой Олега Борисова Голохвастов, поднимается, закрывая цилиндром растерзанную штанину, по лестницам Андреевской церкви ("... в церкви ждет поп..."), а над макушками храма возвышается облако грачей после громкого звона? Все выглядит довольно правдоподобно, как для художественного фильма, но колоколов в Андреевской церкви никогда не было...

Согласно легенде, записанной летописцем Нестором, в 1 веке нашей эры апостол Андрей Первозванный намеревался совершить путешествие в Рим из Крымского Херсонеса. Но маршрут первоапостола был довольно странным: не на запад, а на север. Андрей поднялся вверх по Днепру и добрался до Ладожского озера. Во время одной из остановок на Днепре, Андрей поднялся на холмы и сказал ученикам: "Видите ли гори сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий бити й церкви многи Бог воздвигнути имать". Сказав это, Андрей установил на холме деревянный крест. Уже после Нестерового опуса легенда об Андрее обросла кучей домыслов (подлегенд), но пророческие слова первоапостола об основании Киева никто не опровергал. Поэтому четко был определен холм, на котором стоял Андрей со своими учениками. Сейчас он называется Андреевской горой.

На Андреевской горе, начиная с 13 века, стояло немало церквей. Большинство из них были посвящены воздвижению Креста Господнего (видимо, все-таки не того, что установил апостол Андрей). Все они были деревянными. Первая Андреевская церковь, построенная около 1690 года, тоже была деревянной и не крепкой, ведь простояв несколько десятилетий, разрушилась от сильного ветра. В 1724 году на ее месте поставили большой крест (Андреевский).

В 1744 году Киев посетила Елизавета Петровна. Поговаривали, что императрица хотела устроить в Киеве свою резиденцию, или даже, по установкам своего мужа (Алексея Разумовского), перенести столицу в Киев. Но не случилось ни того ни другого. Хотя Киев императрице понравился. Понравились легенды об этом древнем городе, а особенно легенда об апостоле Андрее. Возможно, поэтому Елизавета приказала соорудить на Андреевской горе церковь и даже приняла участие в закладке краеугольного камня будущего храма.

Андріївська церква на початку ХХ та на початку ХХІ століть

В 1745 году известные архитекторы Иоганн Шедель и Даниил Дебоскет (де Боскет) разработали проект Андреевской церкви. Но проект не понравился Елизавете и был отклонен. Новый проект был заказан Франческо Бартоломео Растрелли. Один из главных питерских архитекторов закончил работу над проектом церкви в 1748 году. А через год началось строительство храма. Строительными работами руководил московский архитектор Иван Мичурин.

Строительство храма продолжалось пять лет. Существует легенда, о том, что во время строительства в церкви открылся колодец, спрятанный под горой. Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье. Поэтому колоколов на церкви нет. Легенда эта возникла не на пустом месте, ведь под церковью действительно был источник. И самой большой ошибкой Растрелли и Мичурина, было то, что они не отвели этот источник до строительства. Он стал источником (извините за тавтологию) всех бед Андреевской церкви.

История церкви - это история бесконечных ремонтов, которые начались сразу после завершения строительства и были вызваны оползнями из-за плохого дренажа. Церковь не имела собственный приход, поэтому и не имела постоянного притока средств на ремонт. А средств катастрофически не хватало, поэтому ни один из ремонтов не был полностью завершен. В храме не проводились богослужения, ведь он был постоянно закрыт на ремонт. Большим бедствием для церкви, которая возвышалась над всей окружающей застройкой и была высотной доминантой этой части Киева, были молнии. В 1891 году молния попала в центральный купол церкви и очень повредила ее.

В ходе ремонта купола деревянные элементы перекрытия было решено заменить на металлические. Но работу сделали настолько халтурно, что хрупкие барочные очертания купола были искажены. "Не то блин, не то гриб" - так писали о куполе тогдашние газеты. Киевская община активно запротестовала против такого вида купола и в 1900 году, под руководством архитектора Владимира Николаева на основе первых фотоизображений церкви первоначальный облик главного купола Андреевской церкви восстановили. Храм наконец заработал по назначению. Но недолго... В 1915 году после очередных оползней церковь в нескольких местах треснула. Ее снова закрыли на ремонт.

В первые годы советской власти церковь передали в распоряжение новозарожденной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Богослужения в церкви возобновились в 1926 году после капитального ремонта дренажной системы Андреевского холма и продолжались они снова недолго. В 1930 году большевики заставили "самораспуститься" УАПЦ, а всех священников казнили.

В 1968 году Андреевскую церковь сделали филиалом историко-культурного заповедника "София Киевская". Сейчас это церковь-музей, в которой периодически совершают богослужения представители УАПЦ. Храм находится будто бы в общей собственности заповедника "София Киевская" и УАПЦ. Между ними идут постоянные споры. Но ремонтные работы, которые регулярно повторяются, продолжаются и сейчас.

Если взглянуть на историю Андреевской церкви, то, как настоящая церковь, она почти не функционировала. Ремонты повторялись за ремонтами, а потом пришел советский антирелигиозный период. Запланированная как дворец церковь превратилась в церковь-музей и как храм практически никогда не функционировала. Сейчас из нее наконец хотят сделать настоящий храм, но, по мнению ученых, это грозит церкви большими неприятностями, ведь могут быть закопчены роскошные интерьеры. Да и имеет ли ценность Андреевская церковь как объект культа? Видимо, все-таки ее историко-архитектурная ценность значительно больше.

Андреевская церковь состоит из двух частей - собственно церкви и стилобата. Стилобат имеет два этажа и служит основой комплекса церкви. В нем восемь комнат на каждом этаже. В древности стилобатой называли повышенные цокольные этажи зданий или повышенные площадки, которые служили для поднятия храма над окружающей застройкой. Высота Андреевской церкви без стилобата - 46 метров (с ним 60 метров). Длина церкви - 32 метра, ширина - 23. Одноглавый храм имеет пятиглавое завершение и форму креста в плане. На углах этого креста расположены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль контфорсов.

Снаружи храм имеет сверхроскошное барочное убранство. Вокруг расположена терраса с обзорными площадками, но из-за постоянных ремонтных работ доступ к этим площадкам ограничен.

Интерьер храма был создан в 1753-1755 годах. По стилю он более подобен рококо, чем барокко. Резьбу выполняли украинские мастера, а живопись - команды российских художников под руководством Ивана Вишнякова и Алексея Антропова.

Следует отметить, что интерьер Андреевской церкви отличается необычайной роскошью и больше напоминает убранство дворца, чем храма.

Текст и фото Романа Маленкова