Главная · Черная магия · Человек – феномен природы. Специфика и сложность психического развития человека как целостного, системного, динамического образования состоит в том, что оно представляет собой биосоциальный феномен

Человек – феномен природы. Специфика и сложность психического развития человека как целостного, системного, динамического образования состоит в том, что оно представляет собой биосоциальный феномен

Кажется, им можно только позавидовать. Не замерзать, не забывать, не стареть, не мучиться от боли, выживать в сложнейших условиях - все это могут люди-феномены. Приносит ли им это счастье? В нашей подборке истории людей, внезапно обнаруживших у себя «дар».

Забыть нельзя, но хочется

Студенты могут ей позавидовать: это ж какое счастье - ничего специально учить не надо! Но уроженка Нью-Йорка Джилл Прайс воспринимает свою уникальную память как проклятие. Ей не нужны дневники и органайзеры, чтоб не забыть о важном и восстановить события прошлых лет. Вся до мелочей информация - запахи, старые меню, обрывки диалогов - хранится в ее памяти, подобной жесткому диску компьютера, который никогда не чистили. Не имея возможности «редактировать» воспоминания (ведь обычно человек старается неприятное скорее забыть), она снова и снова с той же силой эмоций переживает подростковые обиды и страшные сны.

В 2000 году Джилл обратилась с письмом в Нейробиологический центр Калифорнийского университета: «Надеюсь, что вы сможете мне как-нибудь помочь. Сейчас мне 34 года, с 11 лет у меня появилась необыкновенная способность вспоминать свое прошлое… Я могу выбрать любую дату начиная с 1974 года и подробно рассказать, какой это был день, что я тогда делала, что произошло важного». В 2006 году ученые подтвердили особенный дар Джилл Прайс и появился термин «гипертимезия», обозначающий редкое свойство памяти. С тех пор гипертимезия была обнаружена еще у нескольких человек.
Женщина-феномен ведет тихий образ жизни. Издала книгу «Женщина, которая не может забыть». Работает на юге Калифорнии в еврейской религиозной школе.

Молнии, идущие по пятам

Казалось бы, егерь - одна из самых мирных профессий. Лес, природа, птички... Но Рою Кливленду Салливану, работавшему в национальном парке Шенандоа в американском штате Виргиния, тихая жизнь только снилась. По статистике вероятность попадания молнии в человека - 1:3000 (для США), и шансов на выживание при этом немного. «Счастливчик» Салливан пережил семь ударов, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Первый раз молния настигла его весной 1942 года. Она ударила в деревянную пожарную каланчу, в которой Салливан прятался от грозы, каланча загорелась. Салливан выскочил, но не тут-то было! Молния «догнала» и ударила егеря в ногу. Затем на 26 лет стихия оставила егеря в покое. Зато, когда в июле 1969 года он ехал на грузовике по горной дороге, его «обстреляло» по полной программе. Сначала молния ударила в ближайшее дерево, затем - в открытое окно автомобиля. Спасибо, что тот, оставшись без потерявшего сознания водителя, сам остановился у края обрыва. На этот раз Рой лишился бровей, ресниц и большей части волос.

Атаки участились. Следующий удар Рой получил в 1970-м, в собственном дворе, после чего ему на время парализовало руку. Через два года стихия застигла его за работой в парке: загорелись волосы, и он еле их погасил. Делать вид, что это просто случайность, было бессмысленно. Теперь, если гроза заставала Салливана в пути, он съезжал с дороги и пережидал угрозу. И всегда брал с собою емкость с водой. Это выручало его при следующих встречах с молнией - летом 1973, 1976 и 1977 годов.
Звание «человека-громоотвода» наложило отпечаток на образ жизни Роя: люди избегали сближения с ним из боязни, что молния попадет и в них. В 71 год (в 1983 году) жизнь Салливана оборвалась. Нет, не от очередного удара молнии, он застрелился. Ходили слухи, что от неразделенной любви.

Грибы как эликсир вечной молодости

История, поставившая в тупик ученых, начиналась в жанре бытового детектива: в 1979 году жена Якова Циперовича, электрика из Минска, отравила его из ревности грибами. Состояние клинической смерти длилось час (чего в принципе не бывает). Затем на неделю он впал в кому. Дальше и началось самое интересное.

«Когда очнулся, то полгода не мог произнести ни слова, - вспоминал Яков. - Потом речь восстановилась, но голос стал совершенно другим, как будто не моим вовсе. Вообще, странностей было много. Я плохо чувствовал свое тело, словно находился в невесомости. Все предметы вдруг стали легче. Изменилось восприятие окружающих людей. Если у кого-то рядом что-то болело, эта боль передавалась и мне. Наконец, я совершенно не мог лежать. Стоило принять горизонтальное положение, как меня буквально выбрасывало из кровати». Что уж тут говорить о сне. Самые сильные снотворные не мешали ему ночью снова обнаружить себя нервно вышагивающим по комнате. Это вселяло панику: организм не может существовать без отдыха! Но постепенно он смирился, привык. Тем более что длившаяся 16 лет бессонница никак на нем не отражалась - он прекрасно себя чувствовал и выглядел.

Пытаясь разгадать тайну, Яков посещал лучших специалистов: был в 1-м Московском медицинском институте, Институте мозга в Ленинграде, посещал целительницу Джуну, а затем, в 90-х, уже переехав с семьей в Германию, обследовался в лаборатории сна в Университете города Галле. Все подтвердили: здоров, но объяснений феномену не нашли.

Он начал заниматься йогой, научился на два-три часа достигать состояния полусна, создал систему упражнений, которые компенсируют потерю сил и, как считает Циперович, «блокируют все процессы старения в организме». Виною ли тому упражнения или температура тела Якова, которая с того памятного дня 1979 года не поднимается выше 33,5 градусов, но факт остается фактом: нынешний 63-летний Яков Циперович внешне мало отличается от 26-летнего минского электрика, которого так сильно ревновала жена.

Босиком на Монблан

Вим Хоф родился в 1959 году в городе Ситтард, Нидерланды. Однажды, когда ему было 17 лет, зимой он увидел озерцо, затянутое коркой льда, и почувствовал непреодолимое желание окунуться. «Скинул одежду и бросился в воду: выскочил как ошпаренный. Но это было сильнейшее чувство! Я начал плавать в ледяной воде, примерно по полчаса каждый день, дольше, глубже».
С возрастом отношения голландца с холодом только крепчали. Так, в 2000 году он впервые на глазах удивленной публики залез в стеклянную колбу со льдом, а в 2007 году в аналогичном сосуде, поставленном в центре Нью-Йорка, на Манхеттене, провел 72 минуты. Он покорил босиком Монблан (4810 м) и в шортах взошел на Килиманджаро (5895 м). В этой же любимой униформе пробежал 42-километровый марафон за полярным кругом при –20 °С.

Получив при восхождении на Килиманджаро солнечные ожоги, поэкспериментировал и с высокими температурами: совершил 50-километровую прогулку по пустыне Сахара, не выпив при этом ни глотка жидкости. И сделал неожиданный вывод - на жаре пить нельзя! Но все-таки с холодом Хоф на более короткой ноге и считает такие отношения залогом здоровья и долголетия.
Ученые, наблюдающие за экспериментами голландца, подтверждают, что на его организме никак не сказываются низкие температуры, которые бы могли убить обычного человека, и считают Хофа феноменом. Сам же он полагает, что дело в регулярных тренировках и под его руководством года за полтора почти любой сможет стать таким, как он.
В свободное от рекордов время Ледяной человек, как его прозвали журналисты, водит любителей приключений в экстремальные походы, растит и приучает к холоду пятерых детей. Ведь это, считает голландец, еще и выгодно: экономишь на одежде и отоплении, да и за шоу во льдах неплохо платят.

Школьница без страха и упрека

Самая юная в этой компании чудо-людей - семилетняя Оливия Фарнсворт из города Хаддерсфилд в графстве Уэст-Йоркшир. Об особых качествах британской школьницы стало известно после того, как она попала под автомобиль и ее мама обратилась к врачам. «Ее сбила машина и протащила по улице на расстояние, примерно равное десяти длинам самой машины, - вспоминает миссис Фарнсворт. - Я закричала, и остальные мои дети закричали... А Оливия отреагировала так: "Что произошло?" Она просто встала и пошла ко мне».

Оливия может не спать трое суток, никогда не устает и не испытывает голода. Не понимает, что такое опасность, не чувствует страха. Может свалиться с дерева, переломать кости и даже не понять, что случилось. Но такие свойства диктуют и отношения с окружающими: как можно сопереживать чужому горю, когда сам никогда не испытывал его? Мама чудо-ребенка пожаловалась журналистам, что у дочери бывают приступы неконтролируемой агрессии. Поскольку дочь не знает, что такое боль, она без сомнений использует в спорах и драках любые аргументы и части тела.

Причина всему этому, считают ученые, нарушения в шестой хромосоме - часть генетической информации, которая должна в ней находиться, отсутствует. Как будут развиваться события дальше, предсказать трудно: подобных прецедентов наука еще не знала. Семья Фарнсворт тем временем занимается сбором средств на исследования редкого заболевания и думает, как жить дальше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Феномен человека

2.2 Биологическое, социальное и духовное в человеке

Заключение

Литература

Введение

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.

Перед людьми всегда стоял вопросы о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т. д.

Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т. д.

Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности.

1.Феномен человека

1.1 Человек -- феномен природы

С биологической точки зрения появление человека разумного -- вполне ординарное событие. Но человек -- носитель разума, мысли, это особый феномен природы.

Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

На протяжении 1--2 млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития, и он никогда не поворачивал вспять. В ходе такого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В. И. Вернадским научной мыслью. Научная мысль -- это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. В. И. Вернадский говорил: «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением -- она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени».

1.2 Феномен человека в современных представлениях

Характерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменюющимися условиями существования и свойствами самого человека. Некоторыми специалистами утверждается, что человек, как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключительному этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарождается и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.

Приобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее будет сопровождаться очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приведёт к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отразится на самом человеке.

Таким образом речь идет о зарождении новой цивилизации и это происходит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценивать происходящее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых общественных структур происходило с наименьшими потерями.

Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого будущего, важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от человека разумного к человеку духовному.

2. Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке

2.1 Структура природы человека

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии останки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% - нейронов, а остальные 13 миллиардов 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

2.2Биологическое, социальное и духовное в человеке

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы, оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Здесь же необходимо сказать, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его.

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:

1.Естественно-биологического;

2.Социального;

3.Личностного.

Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего, - фактора социального.

Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек -- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире -- в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

2.3 Специфика биологии человека

Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде. Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим условиям.

Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что "человек - грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологическим фактором". Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрицательным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литературе, становятся социальные проблемы регуляции жизнедеятельности человека как вида. Это - экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демографическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лечения наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее направленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет преимущество в том, что его биологическая организация в целом характеризуется универсальной приспособленностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельности в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно новой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогенеза, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его существования. Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни на всех уровнях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался главным образом в связи с проблемами типов высшей нервной деятельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о человеческих задатках и способностях. Следуя учению И. П. Павлова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвижность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам).

Исследования позволили выявить интеркорреляционный механизм развития индивидной системы. В результате были установлены возрастно половые особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторичных (психофизиологические мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей одного уровня и отношения разноуровневого порядка, что.свидетельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер. На различных возрастных этапах и у разных элементов, входящих в структуру индивида, она выражена неодинаково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельствует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной системы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавливаются в фоновых исследованиях. Проявление структурированности первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умственную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнительного механизма обеспечивает энергетически максимально высокий уровень эмоционального и интеллектуального напряжения. Специфичность этих связей выражена в том, что для разных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохимический, а для нейротизма и экстраверсии - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной организации различаются по своему смыслу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей -- энергетического -- заключается в том, чтобы стимулировать функционирование индивидных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и социальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорреляционную структуру. Структурные новообразования представляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требованиями деятельности, а также социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темпераментных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего развития индивидных свойств и для направленного их формирования.

В период от 8 лет до 21 года наблюдается уменьшение количества связей показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10--13 лет имеется наибольшее количество связей между показателями основных свойств нервной системы, а в 14--20 происходит увеличение интеграции показателей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и разноуровневых связей наблюдается в 14--15 лет, когда, к при меру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций В данном конкретном случае наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14--15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее выраженными.

Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее физических и нейродинамических характеристик. Эффекты социализации носят множественный и разнообразный характер, выражаясь как в количественных, так и в качественных изменениях индивидных показателей.

Но не только изменения уровневых показателей функций и их взаимосвязей характеризуют развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций приводят к возникновению новых качественных образований с новыми свойствами. В концепции социогенеза и формирования высших психических функций Л. С. Выготского была разработана проблема новообразований как процесса преобразования натурального ряда функций в общении посредством овладения речью и другими средствами социального развития.

Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях. Единство биологического и социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с возрастом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социализации. Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, которые выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют процесс не только функционирования, но и развития самих индивидных свойств в соответствии с задачами и целями социальных и индивидуальных программ. В процессе социализации наиболее выраженными оказываются изменения в составе и механизмах психофизиологических функций. Эффекты социализации вторичных свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер.

Наряду с уровневыми изменениями, происходят динамические структурные преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальности, опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, познания и деятельности, постольку на высшем уровне индивидной организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедеятельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познавательных функций образуется социальная перцепция.

В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те качества, которые формируются в процессе становления человека как личности и как субъекта деятельности. Поэтому наряду с рассмотрением различного рода преобразований индивидных связей в процессе общения и деятельности (первый аспект) важно изучать влияние личности и субъекта деятельности в качестве опосредствующих вторичных факторов социализации естественных форм психики (второй аспект).

Проблема соотношения биологического и социального на индивидном уровне связана с исследованием различных путей способов социализации индивида (третий аспект), что имеет первостепенное значение в изучении онтогенеза естественны форм психики как потенциалов индивидуального развития человека. Важность данного направления исследований связан с тем, что «с момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важные чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности форме игры и т. д.)».

Еще одно существенное направление в разработке проблемы социального и биологического выходит за рамки индивидной организации и состоит в выяснении ее роли в качестве основы формирования личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Комплекс проблем, касающихся взаимосвязей индивида и других подструктур человека, включает рассмотрение не только генетических, но и структурных отношений, и характеристику в различные периоды жизненного цикла, что дает возможность ближе подойти к пониманию психического развития как целостного феномена в системе онтопсихологической науки.

2.4 Социальное в развитии человека и его психики

Специфика и сложность психического развития человека как целостного, системного, динамического образования состоит в том, что оно представляет собой биосоциальный феномен.

В общетеоретическом, философском плане дилемма биосоциального в человеке решается с точки зрения соотношения высших и низших форм движения материи. Являясь элементом биологической видовой интеграции и членом общества, человек включен в системы разного уровня организации. Системный подход позволяет исследовать проблему взаимодействия биологического и социального с позиции иерархических отношений двухуровней организации. Более высокий социальный уровень включает и подчиняет себе биологический, который, в свою очередь, является основой социального. При соотношении этих двух уровней происходит диалектическое снятие (но не устранение) биологического более высоким, социальным, уровнем. В соответствии со структурами и законами высшей, более сложной социальной системы осуществляется преобразование качеств низшего уровня, в определенных пределах сохраняющего свою самостоятельность.

Рассматривая процесс развития социального в человеке, следует заметить, что в социологической, психологической и педагогической литературе понятия «социализация» и «социальное развитие» употребляются как синонимы для обозначения разных проявлений этого процесса. Однако, учитывая качественные различия в социальном развитии, целесообразно использовать понятие «социализация» применительно к развитию индивида в условиях общества, когда в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или находящихся на стадии. созревания механизмов жизнедеятельности. Более общим является понятие «социальное развитие», которое включает процесс социализации индивидной подструктуры человека и формирование его как личности и субъекта деятельности.

Социальное развитие означает формирование человека, как личности, включение его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций.

К наиболее сложным, целостным психологическим эффектам социального развития относятся характеристики личности, такие, как высшие формы мотивации, включая ценностные ориентации, интересы, целостные эффекты, структуры личности, ее характер.

В то же время социальное развитие выражено в становлении человека как субъекта деятельности, общения, познания.

Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни в различных направлениях. Социальное развитие начинается еще в раннем детстве, поскольку ребенок с момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует. Вначале процесс социального развития выражается главным образом в социализации индивидных форм, в подготовке в дальнейшем формированию сложных форм психики. Но для того, чтобы социализация осуществлялась эффективно, необходимы также предпосылки в виде естественных форм познавательной деятельности, темпераментных особенностей, сферы естественных потребностей, опыта невербального эмоционального общения, ориентировочно - исследовательской активности различных нейродинамических характеристик. Их специфика состоит в том, что у ребенка сразу же после рождения эти формы носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в социальной среде. Кроме того, сами естественные формы поведения, как yжe подчеркивалось выше, носят исторический характер.

С момента рождения они ориентированы на усвоение сложной и многообразной социальной программы.

В генетике это явление получило название социального наследования. А само содержание этого опыта, определяемое в конечном счете характером общественно экономических формаций, местом, занимаемым людьми в системе, социально-экономических отношений, может быть назван «социальной программой». Именно социальная, а не генетическая - программа, регулирует процесс индивидуального развития человека. Социальная программа не записана в генах и тем не менее выступает как внутренний фактор развития личности.

Процесс социального развития есть результат последовательного включения человека в различные системы социальных отношений. Наряду с факторами прямого, межличностного взаимодействия, важное значение имеет совокупность общественных отношений (социальные, экономические и культурные факторы) В дошкольном периоде, который является первичной, непосредственной формой социального развития, можно выделить ряд качественно различных фаз или этапов этого развития.

Особенность первой фазы -- новорожденности -- состоит в том, что она содержит предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм социального развития. Положение о том, что предрасположенность человека к социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человеческое существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по психологии раннего детства

Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда формируется психологическая готовность к социализации па основе развития разноуровневой структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за исключением представления. При особой чувствительности к разнообразным воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающих удовлетворение жизненно необходимых потребностей ребенка, появляется целый комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность поведения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие воздействии ребенка на взрослого в виде жестикуляции, голосовых, общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д. Б. Эльконину сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные действия. Эмоциональное общение в качестве основного фактора развития определяет специфику младенческого возраста. В этот ранний период жизни наряду с естественными формами психического развития закладываются предпосылки для формирования субъекта общения, познания, деятельности и личности.

Следующая, третья, фаза подготовительного периода -- преддошкольный возраст -- характеризуется тем, что на ее протяжении формируется основной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом -- речевая деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная и практическая, предметно-манипулятивная активность способствуют образованию обобщенной и элементарной формы самосознания, собственного “я”. Это начало построения социальных свойств как бы “сверху”, с образования высших элементов личности и субъекта деятельности -- самосознания, а не только «снизу», с развития их основы в виде индивидных свойств.

К концу преддошкольного возраста “я” ребенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших ндивидных и социальных характеристиках. И. М. Сеченов и вслед за ним Б. Г. Ананьев дали блестящий анализ процесса осознания ребенком самого себя, который развертывается у него параллельно с отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний.

Процесс овладения речью в этот период представляет собой иерархическую возрастную структуру, где идет одновременно разноуровневое развитие фонематического слуха, слогообразование, построение слов и грамматических синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает ускоренный темп формирования у ребенка языковой системы в целом. Этот процесс заканчивается в основном к трем годам.

Речевая система представляет собой сложно многоуровневое образование, где на основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную языковую систему общества.

Формируясь в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и познавательную функции, речь ребенка служит средством выделения его из социальной среды и в то же время является механизмом адаптации его к требованиям социального окружения путем самоограничения своих желаний и потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны произвольно изменить поведение и затормозить свои непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Это подготавливает ребенка к активному восприятию многообразных воздействий социального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начинается интенсивное социальное развитие психики.

Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ребенка в дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда социально-психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организации при социализации психофизиологических функций, так и при формировании структурных образований личности, субъекта общения, познания, деятельности и индивидуальности в их первоначальном виде. Происходит переход психической эволюции на качественно новый путь социального развития. В этот процесс постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к возникновению целого ряда психологических эффектов посредством речевой деятельности, вносящей новый принцип в работу мозга.

Под воздействием второсигнальных импульсов и в контексте решаемых ребенком социально и личностно значимых задач, происходят значительные изменения чувствительности разной модальности. Важным элементом социализации в этот период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством общения и речи социально-фиксированных эталонов в виде овладения системой темперированных звуков, знания цветового спектра, набора геометрических форм.

На этой основе осуществляется упорядочение и систематизация сенсорного и перцептивного опыта в целом путем использования операций сличения и сравнения, группировки, классификации и сериации. Процессы восприятия становятся направленными, сознательно регулируемыми и мотивируемыми актами. Наблюдение в начале своего развития проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности, когда воспринимаемый объект связывается со словом, а чувственное и смысловое содержания перцепции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект познавательной деятельности.

Наряду с образной памятью, которая преобразуется под влиянием социальных факторов в том же направлении, что и перцепция, формируется и способность к запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, образуется новый словесно-логический уровень решения мыслительных задач. Таким образом, усложнение познавательной сферы ребенка характеризуется тем, что в основных формах его психофизиологических функций образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни. Посредством речи происходит и формирование нового типа регуляции психики и поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания, мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными способами и приемами, которые усиливают психическую деятельность, превращая ее в активный процесс, направленный на преобразование получаемых знаний. В результате к концу дошкольного периода создается принципиально новый познавательный аппарат, более совершенный с точки зрения требований социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального развития. Обширный и разнообразный комплекс психических изменений и преобразований в процессе социального развития свидетельствует о начале формирования новой психологической структуры субъекта познавательной деятельности в ее различных модификациях в виде складывания таких ее существенных составляющих, как целенаправленность и способность решать отдельно от практических перцептивных мнемических, мыслительные задачи с использованием разнообразных по составу операций.

Итак, выделим некоторые основные критерии или свойства, по которым можно осуществить размежевание естественного и социального в психическом развитии. К ним относятся: вербальность, произвольность, опосредствованность, -- формирующиеся процессе социализации природных форм психики и характеризующие высший уровень развития психических функции. Естественным же формам психического развития присущи противоположные свойства, такие, как невербальность, непроизвольность, непосредственность, которые хотя и сохраняют в ходе социогенеза свою относительную самостоятельность, но приобретают подчиненный высшему интеллектуальному уровню характер. Отметим, что Л. С. Выготский исходил из понимания детского развития как диалектического единства двух принципиально различных рядов (натурального и культурно-исторического). Основную задачу исследования он видел в адекватном исследовании одного и другого ряда и в изучении законов сплетения на каждой возрастной ступени.

Подобные документы

    Структура природы человека. Биологическое и социальное в человеке. Специфика биологии человека. Социальное в развитии человека и его психики. Составляющие природы человека: природа биологическая, социальная и духовная.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2004

    Значение биологического, социального и духовного аспектов в историческом развитии человека. Влияние физического здоровья и умственных способностей на эволюцию homo sapiens, зависимость человека от общества. Факторы социализации и формирования личности.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Социальное и биологическое в психическом развитии человека. Соотношение нейрофизиологического и психического. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Биологическое и социальное в развитии человека. Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза. Сравнение особенностей животного и человека. Общение как главное средство передачи информации. Пути развития человека будущего.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Человек имеет три взаимодействующие структуры: биологическую, психологическую и социальную. Поэтому человека называют биопсихосоциальным существом. История развития представлений о человеке и современные концепции его биопсихосоциальной природы.

    реферат , добавлен 14.04.2008

    Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода. Интерес к биологической структуре человека. Биологические задатки, кодируемые в генах. Основание для социального конформизма. Процесс воспитания личности в социалистическом обществе.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Смысл термина "поэтизация". Богатство словесной живописи у Есенина, подчиненной почувствовать красоту и животворящую силу природы. Взаимодействие человека с природой, этапы развития языческой культуры. Взаимосвязь человека, природы и психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

    Человек - биологическое и социальное существо, его физиологические и духовные потребности. Ценностные ориентации, определяющие индивидуальность человека и неповторимый набор его потребностей. Общество как система удовлетворения потребностей людей.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Совокупность элементов любой природы, между которыми существуют определенные отношения. В. Ганзен об основных аспектах системного описания психики. Разновидности и специфика системного подхода в психологии. Структура и функции психики, сознание человека.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2016

    Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

Удивительно, но некоторые феномены человеческого тела никаким экспертам объяснить не под силу. Сегодня INK расскажет вам о редких способностях необычных людей, перед которыми современная наука разводит руки.

Резиновая кожа

В современной медицине феномен «резиновой кожи» именуется как «десмогенез». Впервые необычную болезнь зафиксировали у испанца Георга Альбеса в 1826 году. Мужчина развлекал друзей тем, что натягивал кожу груди на подбородок.

Увы, десмогенез далеко не супергеройская способность и может принести его обладателю немало проблем.

Кожа у резиновых людей очень легко рвется, а любые повреждения и травмы могут привести к внутреннему кровоизлиянию. Способы лечения, как и причина «резиновой болезни», до настоящего момента не известны.

«Электрические» люди

Шансов пережить удар молнии крайне мало, а получить после него сверхъестественные способности – еще меньше. Но, тем не менее, история фиксирует некие феномены, когда после подобных несчастных случаев люди могли творить настоящие «электрические» чудеса: они поражали близких электростатическими разрядами, в их присутствии каналы телевизора переключались сами собой, перегорали лампочки и другая бытовая техника.

Дьявольские рога

Из-за гипертрофированного роста клеток вследствие стрессов, заболеваний, изменения климата и т. п. у человека могут появиться рога. Так, несколько лет назад у 101-летней китаянки Чжан Руйфанг на лбу сформировались два шестисантиметровых бугорка. Женщина и ее родственники не на шутку обеспокоены таким феноменом, ведь эти ороговевшие частицы очень напоминаю дьявольские рога.

Мальчик-рыба

Пан Хьянханг страдает редким генетическим заболеванием – ихтиозом. Все тело ребенка покрыто чешуей, которая причиняет ему невыносимую боль. Кожа мальчика-рыбы очень сухая, она постоянно трескается и чешется. На сегодня медицина не может предложить Пану какое-либо лекарство, единственное, что хоть немного облегчает его страдания – холодная вода.

Бессонница длиною в жизнь

Среди населения нашей планеты, есть люди, которым совершенно не нужен сон. Медицинские светила окрестили загадочное явление хронической колеститой, хотя болезнью этот феномен назвать трудно. Кроме постоянного бодрствованья других симптомов у диагноза не наблюдается.

В 40-е годы прошлого века в штате Нью-Джерси жил человек по имени Альфред Херпин. На то время ему было около 90 лет, и за всю свою жизнь Ал ни разу не сомкнул глаз. Притом старик чувствовал себя прекрасно и почти никогда не уставал.

Титановые кости

Многие слышали о болезни под названием остеопороз, из-за которой кости человека становятся невероятно хрупкими. Ее причиной является мутация гена LRP5, который отвечает за минерализацию костей.

Не так давно ученые обнаружили, что ген может мутировать и в противоположную сторону, делая кости человека суперплотными. Их невозможно сломать и очень трудно разрезать, а еще у людей с такими костями медленнее стареет кожа.

Рентгеновское зрение

Феномен рентгеновского зрения часто связывают с экстрасенсорными способностями, ведь разгадать его механизм наука не может. «Люди-рентгены» без всяких приспособлений способны видеть анатомическое строение организма человека и безошибочно проводить диагностику заболеваний.

Люди-светлячки

«Светится» можно не только от счастья, но и в буквальном смысле. Ученые полагают, что феномен связан с явлением биолюминесценции, хотя внятных объяснений волшебному свечению наука не дала. Среди известных людей с такой аномалией человек-светлячок Николай Евдокименко и «светящаяся женщина из Пирано» Анна Монаро.

Пирокинетики

Люди, которые одним взглядом или прикосновением могут воспламенить предмет, действительно существуют. Живым доказательством тому служит американец Джонатан Арлин, который может приготовить яичницу у себя на голове одной силой мысли. Исследователи паранормальных явлений провели с Джонатом опыт и выяснили, что череп мужчины может разогреваться до 125 градусов. Правда, объяснить этот феномен им не удалось.

Подобные способности имеются также и у Дэн Бинхуа из Нанкина. Любая часть его тела способна вскипятить воду, поставленную на нее в сосуде. Что интересно, таким же феноменом обладал дед Бинхуа.

Нетление тела

В религиозных культурах нетленность тел после смерти считается признаком святости. Но порой нетленным становятся останки не только Божьих избранников, но и обычных людей.

Юная американка Эшли Вистел в 1914 году совершила суицид, ее тело обнаружили спустя 52 года. При том внешний вид Эшли не приобрел особых изменений. Ученые объясняют феномен редким физиологическим явлением – омылением. Из-за него человеческий жир превращается в воск, а труп даже спустя долгое время выглядит «свежим».

Невероятные факты

Когда мы смотрим фильмы про супергероев, мы порой представляем себе, что было бы, обладая мы какой-либо суперсилой.

На самом деле, в мире есть люди, обладающие экстраординарными, почти сверхчеловеческими способностями.

Люди со сверхспособностями

1. Лив Тоу Лин – человек-магнит

Лив Тоу Лин из Малайзии является настоящим человеком-магнитом, обладающим способностью притягивать металлические предметы к своему телу. Он может удержать на своем теле до 36 кг металлических предмет ов. Также с помощью этой способности он смог протащить автомобиль. Сам Лив обнаружил свой дар в возрасте 60 лет, когда инструменты стали попросту прилипать к его телу.


Когда ученые из Технологического университета Малайзии изучили мужчину, они обнаружили, то в его теле нет никакого магнитного поля. Они объяснили его способности тем, что на его коже присутствует высокий уровень трения, что создает эффект всасывания.

2. Чжоу Тин-Цзюэ – генерирует тепло ладонями


Чжоу Тин-Цзюэ – 89-летний мастер кунг-фу, тай-чи и цигун может генерировать огромное количество тепла, используя только свои руки. Тепло, которое он генерирует через ладони, может подогреть воду до состояния кипения . Он также способен смещать вес тела с ног на грудь, благодаря чему способен стоять на листе бумаги, не проваливаясь сквозь него.

Чжоу Тин-Цзюэ также является целителем и утверждает, что может растворять опухоли, заживлять тяжелые, хронические травмы и лечить неизлечимые болезни. Он лечил Далай Ламу, олимпийских спортсменов, знаменитостей и политических деятелей.

3. Гарольд Вильямс – полиглот, владеющий 58 языками


Гарольд Уильямс является одним из самых известных полиглотов в истории. Он родился в Окленде, Новой Зеландии в 1876 году и с детства интересовался языками.

За всю жизнь он овладел 58-ю языками, включая английский, древнеирландский, русский, чешский, албанский, сербский, румынский, шведский, баскский, турецкий, китайский, японский, тагалог, коптский, египетский, хеттский и другие.

Свои знания языков он использовал в дипломатии и мог общаться на родном языке со всеми представителями делегаций Лиги Наций.

4. Мишель Литото - человек, который съел самолет


Мишель Литото был французским артистом, который обладал удивительной способностью поедать все, начиная от стекла до метала . Его даже прозвали "мистером Всеядным".

В период между 1959 и 1997 годом он съел около 9 тонн металла . Мишель Литото мог есть неорганические предметы без особого вредя для пищеварительной системы благодаря очень толстым стенкам желудка и кишечника.

Когда он ел предмет, он обычно разламывал его на куски, и проглатывал, запивая водой и минеральным маслом. Он также мог съесть целый самолет "Сессна-150", на поедание которого у него ушло два года.

5. Стивен Уилтшир – человек-камера


Стивен Уилтшир был художником аутистом, который мог нарисовать любой пейзаж по памяти, увидев его всего лишь раз . Он поразил многих своей способностью рисовать очень сложную, точную и детальную картину всего города по памяти, который он мимолетом посетил на вертолете.

Таким образом, он нарисовал панорамный рисунок Токио, Рима и Нью-Йорка. Последний представлен в виде гигантского билборда в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди.

6. Дин Карнасис – сверхмарафонец


Дин Карнасис - марафонец, который смог бежать беспрерывно на протяжении 3 суток без остановки и сна.

В организме каждого человека есть лактатный порог, выйдя за который после интенсивных физических нагрузок мы чувствуем усталость в мышцах. У Дина, судя по всему, организм обладал способностью долго не выходить за этот порог.

Он смог преодолеть одно из самых тяжелых испытаний на выносливость – марафон на Южном полюсе при температуре −25 °C без снегоступов. Также в 2006 году он пробежал марафон по 50 штатам за 50 дней подряд.

Сверхспособности человека

7. Шакунтала Деви – человек-компьютер


Шакунтала Деви обладала феноменальными математическими способностями . С 3-х лет ее отец обучал ее карточным фокусам, и она легко превзошла отца в запоминании карт.

Девочка демонстрировала свои математические способности на уличных представлениях и в школе. Она стала известной во всем мире, и ее достижение даже было зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса, когда она умножила 13-значные числа (7 686 369 774 870 и 2 465 099 745 779) и дала ответ (18 947 668 177 995 426 773 730) через 28 секунд.

Также ее достижения включают:

  • В 1977 году в Университете Далласа она извлекла корень 23-й степени из 201-значного числа за 50 секунд , превзойдя компьютер UNIVAC 1101, у которого это задание заняло 62 секунды.
  • В 1988 году профессор психологии Артур Дженсен решил проверить ее способности и попросил извлечь кубический корень из 61 629 875 и корень 7-й степени из 170 859 375 . Дженсен рассказал, что Деви дала ответ (395 и 15 соответственно) еще до того, как он записал цифры себе в блокнот.
  • Во время поездки по Европе, на ВВС, а затем в Университете Рима ей сказали, что она ошиблась в расчетах, однако позже те, кто ее проверял, признали ошибку в своей работе.

8. Вероника Зайдер – зрение орла


Вероника Зайдер, которая родилась в Западной Германии в 1951 году, обладает экстраординарным зрением, которое в 20 раз лучше, чем у обычного человека . Во время учебы в Университете Штутгарта ее зрение привлекло внимание окружающих.

Девушка могла увидеть людей на расстоянии 1,6 км , в то время как при обычном зрении человек с трудом видит детали на расстоянии 6-ти метров. Зрение Вероники сравнивают с телескопом, так как она видит элементы, из которых состоят цвета на экране цветного телевизора.

9. Дэниел Киш – слепой, который научился видеть, как летучая мышь


Дэниел Киш родился с формой рака сетчатки глаза, называемой ретинобластома. Чтобы спасти его жизнь, врачи удалили оба его глазных яблока, и он стал слепым в возрасте 13-ти месяцев.

Дэниел начал использовать технику эхолокации в возрасте 2-х лет. С помощью эхолокации он научился обнаруживать здания на расстоянии 300 метров, дерево на расстоянии 9-ти метров и человека на расстоянии 2-х метров.

Также, обладая этой способностью, он может отличить грузовой автомобиль от легкового и внедорожника. Дэниел является президентом организации Всемирного доступа для слепых и обучил эхолокации по меньшей мере 500 детей.

10. Вим Хоф – ледяной человек


Голландец Вим Хоф обладает удивительной способностью переносить очень низкие температуры . Он поднялся на вершину Эвереста на высоту 6,7 км, облачившись в одни шорты и ботинки. До самой вершины он не добрался только из-за травмы ноги.

Также его достижения включают:

· Хоф установил рекорд Гиннесса, погрузившись в лед на 1 час 13 минут 48 секунд .

· В феврале 2009 года Хоф забрался на вершину Килиманджаро за два дня в одних шортах . В том же году он пробежал марафон на 42 195 м по арктическому полярному кругу в Финляндии в шортах за 5 часов 25 минут.

· В 2010 году Хоф побил рекорд, погрузившись в лед на 1 час 44 минуты .

· В 2011 году Хоф побил еще один рекорд, оставаясь погруженным в лед в течение 1 часа 52 минут и 42 секунд . В сентябре того же года он пробежал марафон по пустыне Намиб без воды.

11. Стиг Северинсен - человек-амфибия


Стиг Северинсен - дайвер из Дании является рекордсменом в задержке дыхания под водой.

Обычно люди начинают ловить воздух через несколько минут нахождения под водой. Датчанин может задержать дыхание на 22 минуты под водой . Северинсен начал плавать в возрасте 6-ти лет. Он становился чемпионом 4 раза подряд в возрасте 9, 10, 11 и 12 лет. Также он играл в подводный хоккей за испанскую национальную команду.

Его достижения также включают:

· В марте 2010 года Северинсен установил рекорд, проплыв 72 метра под толщей льда только в очках и в плавках .

· В апреле 2010 года он, вдохнув чистый кислород, задержал дыхание на 20 минут 10 секунд в бассейне с акулами .

· В мае 2012 года он установил рекорд, задержав дыхание на 22 минуты в бассейне, наполненном водой, охлажденной до -1 С.

· В апреле 2013 года Северинсен установил два новых рекорда: “самое долгое плавание под водой с задержкой дыхания”, когда он проплыл 152 метра за 2 минуты 11 секунд в гидрокостюме и ластах, и другое рекорд - 76,2 метра только в плавках.

12. Исао Мачии – самый быстрый современный самурай


Японский мастер иайдо Исао Мачии, который называет себя современным самураем, может разрубить летящую пулю . Его достижение было запечатлено на камеру, а съемку в ролике замедлили в 250 раз, чтобы зрители смогли увидеть движение его меча.

Исао Мачии также принадлежат рекорды Гиннесса, такие как "самое большое количество ударов катаной по мату", "самые быстрые 1000 ударов меча в боевом искусстве", "самое большое количество ударов меча по соломенному мату за 3 минуты", и "самое быстрое разрубание теннисного мяча (820 км/ч) мечом".

13. Норман Гэри – управитель пчел


Пчеловод Норман Гэри может управлять тысячами пчел , удерживать их на себе и контролировать.

Благодаря своим способностям он смог поработать в ряде фильмов, включая "Секретные материалы", "Вторжение девушек пчел", "Леонард 6" и в ряде сериалов.

14. Лоуренс Ким Пик – мегасавант


Американец Ким Пик был единственным савантом в мире, который мог читать две страницы книги одновременно каждым глазом . Он также обладал исключительной памятью.

Он является прототипом главного героя в фильме "Человек дождя".

По словам его отца, Ким начал запоминать вещи, когда ему было всего 16-20 месяцев. Он мог прочесть книгу за час и запомнить все, что прочитал.

15. Масутацу Ояма


Масутацу Ояма – корейский мастер карате, проведший большую часть жизни в Японии, который смог бороться с живыми быками голыми руками .

Он устраивал выступления боя с быками и за всю жизнь победил 52 быка. Из них трех быков он убил сразу одним ударом.