Главная · Магия любви · Вознесенский собор (Новочеркасск). Вознесенский собор Новочеркасска: история

Вознесенский собор (Новочеркасск). Вознесенский собор Новочеркасска: история

На протяжении целого столетия, начиная с середины XIX века, главным духовным оплотом донского казачества являлся Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор - один из самых крупных и значимых в Ростовской области. В наши дни этот религиозный объект по-прежнему остается светочью православия для сотен тысяч жителей региона и России в целом. Величественный собор одним своим видом способен поднять дух и укрепить в вере тех, кто исповедует христианство, а для простых туристов и путешественников он был и остается одной из самых главных религиозных достопримечательностей на Дону, которую трудно обойти стороной в ходе ознакомления со здешними историческими местами. Примечательно, что в стенах Новочеркасского собора с давних времен хранятся уникальные реликвии: иконы "Аксайская", "Донская" и "Взыскание погибших", на которые сегодня может посмотреть любой желающий, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

История

История Вознесенского кафедрального собора начинается в 1805 году, когда его фундамент был заложен практически одновременно с основанием самого города Новочеркасска. Полномасштабное строительство храма началось только спустя 6 лет, по проекту известных архитекторов - братьев Руски, а впоследствии - под руководством их последователя Амвросимова. К сожалению, при возведении собора строителей постигала одна неудача за другой. Сначала, в 1846 году, при установке купола рухнула часть несущей стены, а в 1863 году не выдержала нагрузки конструкция, удерживающая потолочные балки. Окончательный свой облик собор приобрел только в 1904 году, незадолго до Красной революции. С приходом к власти большевиков, храм был разграблен и лишился позолоченных куполов, а его внутренние помещения начали использовать в качестве складов для продовольствия. Как это ни парадоксально, но собор вновь был открыт для прихожан во время оккупации Новочеркасска немецкими войсками во время Второй Мировой войны. Впоследствии церковной епархии удалось отстоять храм, и он продолжил свою работу уже в послевоенные годы. Полномасштабная реставрация, вернувшая собору его первоначальный облик, была проведена в период с 2001 по 2005 годы.

Особенности

При строительстве Новочеркасского Вознесенского собора использовались элитные и дорогостоящие облицовочные материалы, часть которых доставлялась в Россию из-за рубежа. Чего стоит один только белый мрамор из Италии, которым выложены полы и ступени храма. Часть колонн здесь также изготовлена из мрамора, но не белого, а розового цвета. Его доставляли в Россию из Франции. Если верить истории, то во времена строительства собора в городе работало сразу несколько крупных мраморных мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов храмовнего зодчества. При этом архитекторы воплощали свой проект в жизнь в полном соответствии с "высокими технологиями" тех времен. Речь идет в первую очередь об отопительной системе Амосова, установленной в подвальных помещениях и обогревавшей собор в холодное время года. Примечательно, что помимо усыпальницы с мощами святителя Иоанна, в храме есть еще несколько захоронений. Так, здесь нашли свое последнее пристанище атаман М. Платов, генерал-лейтенанты Я. Бакланов и И. Ефремов. Эти выдающиеся казацкие военачальники внесли огромный вклад в укрепление Российской Империи, и их мена не зря были увековечены в Новочеркасском соборе - главном духовном центре донского казачества.

Как добраться

Вознесенский кафедральный войсковой собор находится в городе Новочеркасске Ростовской области, по адресу: площадь Ермака, 2. Добраться сюда без проблем можно как на личном, так и на общественном транспорте.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одной из самых ярких достопримечательностей является главный храм донских казаков — кафедральный Вознесенский собор. Он был заложен во время основания города, в 1805 году, в праздник Вознесения Христова.

Построенный с третьего раза

Основатель города, легендарный атаман Матвей Платов, задумал, чтобы главный храм донских казаков был самым большим в России.

Строительство Вознесенского собора шло долго и трудно. Началось оно в октябре 1811 года по проекту петербургского архитектора, приехавшего из Италии, Алоизия Руска. Руководил строительством храма родной брат этого архитектора, Иероним Руска. Итальянский проект храма пришёлся не по вкусу донским казакам, уж очень он был похож на римский собор Святого Петра. Но проект был всё же одобрен и возведение храма началось. Однако спустя семь лет братья Руска уехали из России, и строить собор до 1825 года продолжил архитектор Амвросимов.

Платовский проспект с видом на собор. Старинная открытка

В 1846 году недостроенный храм постигло несчастье. При сведении главного купола обрушилась часть храма. Собор начали строить заново. Уже по проекту архитектора Ивана Вальпреде. Но неожиданно та же трагическая участь постигла и второй вариант собора. Он снова рухнул. Казаки заговорили о том, что не стоит строить храм на этом месте. Но всё же его решено было строить заново.

В 1891 году приступили к возведению третьего варианта Вознесенского собора, по проекту другого архитектора – академика Александра Ященко.

«Второе солнце Дона»

В 1900 году было завершено основное строительство, остались отделочные работы. Собор должны были открыть к приезду императора Николая II, но его визит не состоялся. И в 1904 году открыта была только подземная Покровская церковь, находящаяся в верхнем подвале храма. Сам же собор в целом открылся для богослужений только 6 мая 1905 года. Его строили ровно сто лет!

Вознесенский кафедральный собор. 2008 год

Зато выстроили на славу. Дончане очень гордятся своим храмом. И к этому собору часто применяют превосходные степени – самый большой храм на Дону, самый красивый, самый главный храм казаков…

Высота собора — 74,6 метра, и он является третьим по величине православным храмом России (после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского Собора). Подвальное помещение храма уходит в глубину на 15 метров! И, говорят, из него есть подземный ход, ведущий в бывший Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров).

Золотые купола храма видны задолго до приближения к Новочеркасску. И не случайно Вознесенский собор называют «Вторым солнцем Дона».

Золотые купола Вознесенского собора

Храм невероятно красивый. Он выполнен в нововизантийском стиле, нетипичном для нашего края. Купола собора первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест инкрустирован богемским горным хрусталем. В свете яркого солнца храм был виден на многие километры.

Вознесенский собор одевается в золото. 2010 год

Во время советской власти золото с куполов было содрано, храм стоял в запустении. В прошлом году соборные купола вновь одели в золото, а крест снова украсили хрусталём. «Второе солнца Дона» засияло вновь.

Храм рассказывает историю Дона

Внутреннее убранство собора величественно и красиво. Фрески, старинные росписи. Туристы просто ахают от всей этой красоты.

Вознесенский собор. Внутреннее убранство. Старинный снимок

В храме есть уникальные фрески и иконостасы – более 200 живописных композиций, которые дошли до наших дней в первозданном виде.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Мраморные плиты для пола привезены из Италии и Франции.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Ангел Вознесенского собора

Этот собор неспроста называют главным храмом донских казаков – он был возведён как соборная церковь Всевеликого Войска Донского. Воины Христовы, донские казаки, молились здесь, уходя в походы, а потом поминали павших и благодарили Господа за дарованные им победы.

Хоры собора украшены картинами, изображающими значимые эпизоды из истории донских казаков. Где, в каком храме ещё можно увидеть такое?

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В 2005 году город Новочеркасск праздновал двойной юбилей - двести лет основания города и закладки здесь главного храма казачества. Вознесенский собор Новочеркасска специально к этой дате был отреставрирован. Облик восстанавливали в соответствии с чертежами и рисунками начала XX века. Войсковой кафедральный Вознесенский собор считается в России третьим по своим масштабам после московского Христа Спасителя и питерского Исаакиевского.

Вознесенский кафедральный собор (Новочеркасск)

Храм виден издалека, хорошо он просматривается с рек Тузлов и Аксай, которые омывают возвышенность, где расположен Новочеркасск. Колокольня поднимается ввысь на 74,7 метра. Высота купола стоит в России на седьмом месте. Крест на главном куполе инкрустирован горным хрусталем, огранен алмазами. Свет, преломляясь в алмазных гранях, сияет как солнце, отражаясь в золотых куполах.

Славится Вознесенский собор Новочеркасска своим внутренним убранством. Иконостас и полы отделаны мрамором, специально заказанным из Франции и Италии. Поражает разнообразие фресок. Изображенные лики святых, освещаемые свечами, глядят со стен и колонн. Хоры украшают картины, на которых запечатлены самые значимые события из истории донского казачества.

Храм-усыпальница

В начале прошлого столетия Вознесенский собор Новочеркасска имел уникальную систему отопления и вентиляции, в те годы она являлась огромным прорывом в техническом смысле. Смелые инженерные разработки позволили создать комфортную атмосферу внутри собора, обеспечить полное сохранение живописи, фресок, иконостаса. В наши дни, к сожалению, систему эту утратили.

Нижняя часть храма - усыпальница, освящена в честь Покрова Богородицы. Здесь находятся саркофаги, выполненные из итальянского и французского мрамора. В них покоятся останки генералов - героев войны 1812 года: Ефремова, Орлова-Денисова, Бакланова; основателя донской столицы Платова, архиепископа Иоанна Доброзракова.

Здесь же обустроена крестильня. Глубина подвала составляет 15 м, подземный ход из него ведет в Дом офицеров.

История. Первый храм

Основан город был в 1805 году, тогда же заложили и Вознесенский собор Новочеркасска. По некоторым неизвестным теперь причинам строительство началось только в 1811 году. Руководил работой сам автор проекта - убежденный приверженец классицизма - итальянский архитектор Алоизий Руска. Россию архитектор покинул в 1818 году, работа еще не была закончена, и дело продолжил наш мастер Амвросимов. К сожалению, строительство не завершилось благополучно.

В 1846 году, когда проходили работы по возведению купола, произошло обрушение большой части фасада. Великолепная стройка в одно мгновение стала грудой развалин. Внутри здания никого в это время не было, был как раз праздничный день, поэтому обошлось без жертв. В то же время об этом доложили царю. На место была отправлена комиссия, которая выявила грубейшие ошибки в архитектурном проекте, а также в ходе строительства. Они и стали причиной обрушения здания. Кроме этого, используемые строительные материалы были очень низкого качества. Сорокалетний труд пошел прахом.

Вторая попытка

Через какое-то время работы по возведению храма возобновились. Стройку поручили опытному архитектору Вальпреде. Проект составлен был заново, принимали его по самым строгим техническим критериям. Но злой рок был неумолим и в этот раз. На том же этапе работ в 1863 году точно так же произошло обрушение, как и 17 лет назад. Что это? Предзнаменование или воля Божья? Остается загадкой. Очередная комиссия установила причиной излишнюю поспешность при строительстве. Однако в вину самому архитектору это не выставили, потому как он неоднократно в письменной форме уведомлял правительство о спешке в работе, которая скажется на качестве. Он просто был вынужден подчиняться приказам местных властей и атаманам казачества.

Начало строительства

Но как жить без храма Божьего казачеству? До принятия решения о возведении храма происходили бурные дебаты - восстанавливать разрушенное здание или демонтировать его полностью и начать новое строительство? Решили полностью расчистить место, сделано это было в 1882 году. В 1891 году казачество приняло решение строить новый Вознесенский войсковой собор (Новочеркасск).

Проект утвердил император Александр II. Автором третьего проекта Вознесенского храма был донской архитектор войска казачьего Ященко. Незадолго до этого он был удостоен звания академика. К сожалению, ему было не суждено увидеть свое детище. В 1893 году он скончался. Работы в это время были на стадии возведения фундамента.

Новый храм строился под особым контролем. Прошлый печальный опыт научил многому. Новый руководитель Злобин при выкладке в подвальной части обнаружил серьезные нарушения. Стройка снова была приостановлена, производились тщательные проверки, курирование работ высшими инстанциями. Не допускалось никакой безответственности в строительстве.

Применение инженерных технологий. Освящение храма

На подмогу в строительство был призван инженер-полковник Лимаренко, который как раз в то время закончил возведение собора в крепости Ковно. Он произвел разведку подвальных помещений, указал на ошибки в сооружении и был назначен руководителем стройки. Здесь он впервые предложил использовать бетонные и железобетонные конструкции. И это не единственное новшество, которое использовалось, когда возводился Вознесенский собор; г. Новочеркасск заимел собственный кирпичный завод, где выпускали 2 млн кирпича в год. Был построен водопровод, по которому из реки к стройке подавалась вода. Возвели и собственную электростанцию. Также была построена собственная лаборатория, где на качество проверялись строительные материалы. На рубеже XIX-XX веков к строительству храма подошли со всей серьезностью, которая подкреплялась новшествами технического прогресса.

В 1901 году заканчивались лепные и штукатурные работы. Фирма «Зигель» снабдила храм системой отопления и вентиляции. Итак, спустя всего лишь десять лет от подвальных работ вверх вознеслось 75-метровое культовое сооружение, вместить которое могло 5 тысяч молящихся. Затраты на строительство составили тогда 2 миллиона рублей. Девять колоколов поднимали канатами вручную. Участвовать в этом мероприятии мог каждый желающий новочеркассец.

В мае 1905 года, спустя сто лет от закладки первого храма, состоялось освящение Новочеркасского собора. Со всех станиц съехались на такое грандиозное событие казаки. Всю жизнь они вспоминали и рассказывали своим потомкам о красавце-храме, имя которому дали «Второе солнце Дона».

Годы атеизма

В годы атеистического безумия при Советской власти не обошли беды стороной и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. В тридцатые годы храм был закрыт, службы прекратились, с куполов были сняты и медные листы, и кресты. В красивейшем храме России Советы устроили склад горючих материалов. В 1942 году храм был открыт для служб, когда город находился в оккупации.

После Второй Мировой войны в подвалах собора хранили продовольствие: муку, зерно, сахар, пивной солод. В верхнем храме все же иногда по большим церковным праздникам проводились службы. Спасительным для Вознесенского храма в Новочеркасске стал 1953 год. После кончины Иосифа Сталина разрушавшееся здание, имеющее историческую и архитектурную ценность, попало в поле зрения ученых. Оценив значимость объекта, власти дали добро на проведение внутренних и фасадных ремонтных работ. В 1974 году храм стал памятником архитектуры сначала местного значения, а в 1995 году - федерального.

Свято-Вознесенский кафедральный собор, Новочеркасск: возрождение

Ситуация изменилась в перестроечные времена и связанные с ними демократические реформы. Верующие всей страны возвращали себе утраченные в период богоборчества храмы, монастыри. Тысячи храмовых сооружений перешли в собственность Церкви и обрели новую жизнь. Новочеркасские власти выделили средства на реставрационные работы, привлечено к которым было множество специалистов. В 2005 году город праздновал юбилей, и к этой дате был восстановлен первоначальный облик храма.

«Второе солнце Дона»

Словно солнце вновь засиял Свято-Вознесенский собор Новочеркасска в 2010-2011 годы. Купола покрыли тогда золотыми листами, крест обработали камнями из горного хрусталя. Весной 2014 года по Указу Патриарха Кирилла храм Вознесения получил статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Теперь этот храм стал в России вторым Патриаршим собором. Первый - Успенский собор в Московском Кремле.

Каждый, кто посещает храм в вечернее время, не может оторвать взгляда от величественной красоты храма, которая усиливается подсветкой. Оригинальная современная световая система проектирует на белые стены здания библейские сцены. Общая подсветка придает храму более торжественный и величественный вид. Внутренние восстановительные работы продолжаются, храм в скором времени обретет свой истинный первоначальный облик.

Святыни храма

Вознесенский храм славится не только архитектурными совершенствами и богатством внутренней росписи. История Новочеркасска связана с донскими казаками, город всегда оставался истинно верующим и хранящим славу чудотворящих икон, мощей святых угодников. Метрические книги Вознесенского собора Новочеркасска могут раскрыть много тайн об ушедшем поколении.

Каждый, кто оказался в храме, может поклониться намоленным образам, прославились которые явлениями чудес. К таким святыням относятся иконы Богородицы: «Аксайская», «Донская», «Взыскание погибших», «Живоносный источник».

В храме Вознесения находится усыпальница, где покоится прах святителя Иоанна Доброзракова. Верующие всей страны знают о силе молитвы, которая возносится в этих святых местах.

Расписание служб в Вознесенском храме не отличается от многих российских храмов. Но одухотворенность, торжественность, которая витает здесь под сводами, ставит собор на одно из первых мест в России. Принадлежит оно ему по праву, и каждый, кто здесь побывал, это подтвердит.

С уходом И. И. Русско здание было освидетельствовано комиссией, которая признала постройку прочной и сделала прогноз, что с заменой мягкого приморского камня на твердый "грушевский" крепость собора только увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес войсковой архитектор М. А. Амвросимов , заменивший Русско как производитель работ. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в году заменили в окнах и дверях собора деревянные рамы на железные решетки. К году здание возвели на высоту в 7 сажень и работы вновь остановились.

Тем временем в действуйщем поблизости временном деревянном кафедральном храме-часовне в году была сооружена деревянная колокольня , на которую в году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего войскового) собора перенесли башенные часы. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в году были заменены на новые, а деревянная крыша была перекрыта. В году при деревянном соборе была построена деревянная караулка. В том же году было решено произвести ремонт храма на 6.357 руб. 90 коп., что и было сделано.

Работы по второму проекту

Новый план собора, составленный К. А. Тоном , был Высочайше утвержден 4 января года. Стены предполагалось строить из хорошо обожженого и обработанного кирпича. По плану Тона войсковой архитектор И. О. Вальпреда составил смету более чем на миллион рублей. Государь потребовал спроектировать храм меньший по размерам и стоимости, который был бы “по средствам” Войску Донскому. Тогда Вальпреда спроектировал собор с пятью приделами, длиной в 38,5 сажен, высотой 33 сажен, с колокольней 39,3 сажен высоты. Стоимость оценивалась в 640 тысяч рублей. Новый проект предполагал трехчастный состав здания – храм, притвор и колокольню. Главный купол должен был иметь, как и в первом варианте, луковичную форму, а колокольня проектировалась шатровой . Проект Вальпреда был Высочайше утвержден 16 апреля года, а проект Тона был использован при строительстве Ростовского-на-Дону Александро-Невского собора .

В те же годы была произведена капитальная перестройка временного деревянного кафедрального собора. В году работы были начаты, а повторное освящение последовало в году. Новое здание временного собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом, на соборе установили войсковые часы. В обновленном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный в честь Вознесения Господня , освященный 11 мая года архиепископом Донским Иоанном и придельный в честь иконы Божией Матери Одигитрии , освященный 12 июня того же года протоиереем С. Салтыковым. При деревянном соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В году на средства жены наказного атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел в честь Воскресения Христова , освященный архиепископом Донским Иоанном 16 августа того же года.

В повторной закладке каменного собора 2 ноября года принял участие цесаревич Александр Николаевич , чин освящения места строительства совершил архиепископ Донской Иоанн . В году была утверждена смета на строительство, работы начались в году. Поставлял кирпич по договору подполковник Николай Рубашкин, а работы, согласно контракта, производил отставной подпоручик Садомцев. В году возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества уложенного в фундамент и стены кирпича Рубашкина. В этой связи подряд на поставку кирпича и камня отдали тому же Садомцеву, который привозил камень из Белой Калитвы и с берега Азовского моря. Тревога о прочности заставила провести ряд обследований, после чего работы приостановились до года. Затем вновь пошло строительство. Работы уже практически оканчивались, когда в полночь с 10 на 11 июля года главный купол обрушился внутрь собора и увлек за собой часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов.

Комиссия не нашла явных предварительных нарушений и повреждений, отметив что "работы выполнены тщательно, искусно и осмотрительно." Единственную причину обрушения усмотрели в поспешном устройстве барабана главного купола. Архитектору Вальпреда поручалось достроить собор с новым куполом за два года.

В соборе восстановили строительные леса, устроили временную деревянную крышу, и работы снова остановились. По разработке сметы, 15 января года объявили торги на достройку, но на них никто не явился. Только в году была выработана смета, которая устроила императора, и он подписал ее 1 августа того года. Работы по достройке начались в году, но за недостатком средств велись вяло, только на колокольне. В августе годе обе колокольни при временном деревянном соборе разобрали, а колокола перенесли на строящуюся постоянную колокольню. В те же годы по почину атамана, дорогостоящую комиссию по достройке собора упразднили, а архитектора Вальпреда отстранили от работ. В последующие годы собор вновь осматривали комиссии, а архитектор А. А. Ященко разработал свой проект достройки. 20 апреля года этот проект послали на утверждение в управление иррегулярных войск. Однако, инженерный комитет признал летом года возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского " .

Несмотря на это решение, была сделана еще одна попытка достроить второй вариант собора. Ее предпринял почетный гражданин Новочеркасска, торговый казак Семен Николаевич Кошкин. Он подал 4 января года докладную записку атаману с предложением достроить собор за свой счет. Но архитектор Ященко раскритиковал его предложение устроить легкий временный деревянный купол над над зданием, на которое уже затратили около 3,5 млн. рублей. После запроса из Военного министерства архитектор Ященко подал туда новый проект собора, который оценивался в 624 тыс. рублей, а разборка старого – еще в 100 тыс. рублей. В этой связи Военный совет решил разобрать собор за счёт войскового капитала войска Донского, и император Александр III утвердил это решение 17 мая года. 27 августа году торги на разборку в Новочеркасске выиграл торговый казак Н. И. Лимарев, который к октябрю года разобрал старый собор за 70 тыс. рублей.

В годы неудачных попыток решить вопрос о достройке второго варианта каменного собора, оживились работы по поддержанию временного деревянного войскового собора неподалёку. В году возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню, построенную из материала от разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. С по год деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были значительно расширены, а южный придел упразднен и обращен в ризницу. Однако, в году южный придел восстановили и 15 августа его освятил епископ Аксайский Иоанн . В эти годы деревянный кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили хоры. Но деревянный собор быстро ветшал, был малопоместителен, не имел церковной ограды.

Работы по третьему проекту

Проект третьего варианта собора, составленный архитектуром А. А. Ященко , был Высочайше утвержден 24 марта года. В то же время учредили и строительную комиссию, а Военный совет положил финансировать постройку собора из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты. В августе того же года под наблюдением первого строителя архитектора Ященко начались работы по устройству фундамента, для чего старый был разобран, а котлован углублён. На соборной площади в то же время возводили вспомогательные здания.

Во время Первой Мировой войны в соборе часто шли службы с просьбами к Богу о даровании победы русскому оружию и здравия воинам России; с соборной площади уходили на фронт после молебна многие казачьи части; в собор возвращались тела павших казаков; отсюда в гробах они направлялись на городские кладбища.

В ходе гражданской войны в соборе получали благословение на труды выборные атаманы Войска Донского - Алексей Максимович Каледин и Алексей Михайлович Назаров. В году купол собора из матросского поезда прострелили революционеры . Вскоре после захвата города красными в соборе появились красногвардейцы с требованием показать колокольню, на которой по их сведениям казаки, якобы, спрятали пулемет. Не найдя пулемет красногвардейцы "в шапках, с ружьями на перевес... вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачения с престолов главного и в первом приделе, приподняли и повредили мраморную доску главного престола: «искали казаков»... " . Летом года на площади у собора проходил смотр боевых подразделений молодой Донской армии, формируемой атаманом П. Н. Красновым для борьбы с большевиками. Здесь же 16 сентября того года после молебна в соборе Донской атаман Краснов принес клятву на верность службы Войску Донскому. В соборе в начале февраля года произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского атамана А. П. Богаевского. В феврале-марте и апреле того года в соборе отпевали множество погибших тогда от холеры; не раз возносились молитвы о даровании победы Донской армии над Красной армией.

В начале года Новочеркасск заняла Красная армия. В первые годы советской власти собор работал по прежнему, но новые городские власти объявили собор орудием враждебной белоказачьей пропаганды, средоточием "поповского мракобесия," балластом на пути социалистического строительства; велась активная пропаганда для очернения посещающих собор и отрыва народа от Церкви. Число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Большим ударом для собора стало хищение из храма икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Похитителей не нашли, а собор найти средства на возмещение ущерба не мог. Вскоре большинство оставшихся после гражданской войны священно и церковнослужителей собора были арестованы и содержались в подвалах Окружного и городского ВЧК на Александровской ул.; большая группа - в том числе и бывший соборный протоиерей священномученик Захария Лобов - были высланы на Соловки , где многие закончили свою земную жизнь.

Когда начались процессы по сбору цветных и драгоценных металлов на нужды коллективизации и индустриализации, в году в местной газете появилась заметка о том, что "крыша б. городского собора снимается для использования меди и других цветных металлов, новая крыша будет сделана из железа " . Листы позолоченной меди сняли, а железные листы по различным причинам несколько лет не ставили. Собор закрыли. Длительное время он подвергался природной стихии - заливался дождями, заносился снегом, обжигался палящим солнцем и т.д. В подвалах собора стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода. Вероятно в этот период, а возможно и ранее, саркофаги в усыпальнице собора были вскрыты и осквернены.

В первые дни оккупации Новочеркасска немецкими захватчиками летом года по просьбе городских казаков собор был открыт для богослужения. В послевоенные годы в подвалах собора хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, но наверху шли церковные службы. В году разобрали фонтан на соборной площади, в котором до этого освящали воду. В 1950-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В 1960-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды, но собор выстоял. В среде церковнослужителей собора в 1970-80-е годы не раз возникали различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост - последних сменилось немало. В конце 1970-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации, но средств не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Работы проводились подвернувшимися с улицы "мастерами," - "шабаями," - а не дорогостоящими реставрационными мастерскими, поэтому попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись давали печальные результаты.

При советской власти была нарушена дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (затем Красному) спуску, поэтому южную часть подвала собора стала затапливать вода. Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше было не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могли стать необратимыми.

Возрождение в новейший период

С середины 1980-х годов стал обсуждаться вопрос о возможном покрытии куполов и крестов собора сусальным золотом. В связи с этим были предприняты серьезные шаги к обновлению покрытия, но т.к. средств на золочение не было, удалось позолотить только некоторые наружные кресты.

С процессом возрождения казачества , начавшегося на Дону в году, собор не раз становился средоточием различного рода войсковых церемоний. С осени года понемногу стали реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. После вскрытия оскверненных останков 1 марта года, усыпальница была приведена в порядок, после чего 15 мая года последовало торжественное перезахоронение. На другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале у собора памятника основателю города атаману Матвею Ивановичу Платову.

Внешнее и внутреннее убранство храма.

Внутреннее убранство Вознесенского собора

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м, полная высота внутри храма - 51,2 м, подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Главный престол собора освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того имеется еще два придела: во имя Воскресения Христова и иконы Божией Матери «Одигитрия». Все три иконостаса изготовлены из трехцветного мрамора превосходной работы по эскизам русских мастеров. Все живописные и орнаментные работы исполнены Обществом русских художников. Богатый орнамент представляет собой прекрасный образец убранства древних церквей Византии, с ее богатыми яркостью фантазией и торжественной гармонией красок. На фасаде собора расположены часы с боем диаметром около двух метров. Над часами в небольшом углублении расположен список с образа Донской иконы Божьей Матери, а в углублении над дверными створками главного входа образ Христа Благословляющего.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу ».

На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова , героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Якова Петровича Бакланова . Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

История соборного храма.

Первый вариант собора (1811-1846)

Второй вариант собора (1850-1863)

Третий вариант собора (1893-1904)

Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска . Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма. Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные -Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах. Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины». Постигшая строителей собора неудача привела донцов в уныние: 40-летний труд пошёл прахом. Срочно был заказан новый проект войскового храма. Его разработал автор проекта московского храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон . Но из-за высокой сметной стоимости его проект был отклонён. Следующий проект стоимостью в 640 тысяч рублей разработал академик И.О.Вальпреде . Проект второго варианта был выполнен в смешанном стиле: наряду с присущими русским храмам элементами явно просматривалось также влияние псевдоготики. После утверждения этого проекта в апреле 1850 года, новый вариант войскового храма был заложен в ноябре этого же года. На этот раз собор было решено возводить уже не из "грушевского камня", качество которого явилось одной из причин обрушения, а из кирпича. Однако и по поводу его качества сразу же стали возникать разногласия. Сомнения эти привели к пятилетней приостановке строительства. Однако начавшемуся строительству опять не повезло. Поспешность кирпичной кладки с непродолжительной её просушкой в конце концов привела к тому, что в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол храма обрушился внутрь сооружения. Заодно он увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов. Затем было много различных предложений как по достройке уже существующего сооружения, так и по его сносу и постройке нового. В итоге было принято решение: собор с обрушившимся куполом разобрать, а на его месте начать строительство нового. Этот план и утвердил 17 мая 1880 года император Александр II . В результате проведенного конкурса торговый казак Н.И.Лимарев получил подряд на слом собора, разборка которого закончилась в октябре 1882 год.

Проект третьего варианта собора был разработан донским войсковым архитектором А.А.Ященко , незадолго до этого ставшего академиком архитектуры. Александр Александрович предложил проект собора в нововизантийском стиле. Проект был принят. Но, поскольку Ященко скоропостижно скончался в 1893 году, при нём успели лишь произвести заготовку строительных материалов, довести углубление котлована до проектной глубины и начать возведение фундамента. Руководить строительством теперь стал архитектор И.П.Злобин. В 1986 году инспекция обнаружила кучу недостатков в строительстве, на котором, как оказалось сильно "экономили". Строительство в очередной раз было приостановлено и продолжено после назначения руководителем - инженер-полковника К. Х. Лимаренко, как раз закончившего строительство православного собора в крепости города Ковно . По ходу строительства Лихмаренко предложил и воплотил множество оригинальных решений. Например, первым в России применил бетон и железобетон. К концу 1900 года собор был внешне уже закончен. А в 1901 году закончились штукатурные и лепные работы. Таким образом, всего через 10 лет с момента начала работ, над зданиями и сооружениями Новочеркасска вознеслось на 75 метров вверх грандиозное сооружение, по своим размерам уступающее лишь храму Христа Спасителя да Исаакиевскому собору. 6 мая 1905 года (то есть практически через 100 лет после его закладки 18 мая 1805 года) новооткрытый войсковой Вознесенский кафедральный собор наконец-то освятили. На этом трудности в его судьбе не прекратились.

Временный собор.

Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет - !) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии" . В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному.

В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города.

Почти вековая драматичная история строительства трех вариантов каменного Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске затмила в сознании людей скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины "Второго солнца Дона" именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства работал временный деревянный Вознесенский кафедральный собор.

История и современность.

В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 1950 году разобрали фонтан на Соборной площади, в котором освящали воду. В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым , при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться.

15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора.

Вознесенский собор до реставрации

Под сенью соборного храма в гробницах,

Донских генералов останки лежат

И подписи скромно о доблестных лицах

Их верным потомкам Донцам говорят:

Как честно при жизни Престолу служили

Вожди-генералы, как бились в боях,

Когда, где и как свои очи смежили,

Когда в это место положен их прах.

Напротив, пред Спасом мерцают лампады,

Вокруг нерушимо простерся покой,

И, чувствуя прелесть небесной отрады,

Стоял я безмолвно с поникшей головой.

Прошли долгие годы со дня закладки войскового Вознесенского кафедрального собора, за которые он вобрал в себя бездну человеческих судеб, радостей и тревог жителей и гостей Новочеркасска, нередко трагическую, но в целом славную историю Донского края . В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Отделали заново и купола, обустроили площадь вокруг собора, установили несколько памятников. состоялось включение архитектурно- художественной подсветки Войскового Вознесенского Кафедрального собора. Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света.

Благодаря использованию в проекте заливающего света специалисты добиваются передачи общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора. Светильники установленные в пяти звонницах создадут эффект «лампады» - светящейся изнутри. Уникальность этому объекту придаёт проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования австрийской компании Pani. Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины.

Проекции на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (Пауля Рубенса «Вознесение Христа») создаёт впечатление божественного присутствия. Включение изображений производится по христианским праздникам. Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.

Убедиться в уникальности и великолепии Вознесенского кафедрального собора вы можете, просмотрев предложенный