Главная · Магия любви · Что такое молитва – происхождение и современное значение. Молитва - это проводник в мир духовного

Что такое молитва – происхождение и современное значение. Молитва - это проводник в мир духовного

Что такое молитва
Сила молитвы
Молитва-встреча
Молитва-диалог

Что такое молитва

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Закон Божий

Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва – беседа или разговор с Богом.

Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.

Молитва – это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.

В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва – нити живой ткани тела церковного, идущие во всех направлениях; молитвенная связь пронизывает все тело Церкви.
Молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небесными.
Содержанием молитвы служат: хвала, или слава; благодарение; покаяние; просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви.
Духовное поклонение необходимо сопровождается телесным вследствие тесной связи души и тела. Молитва выражается в разнообразных внешних формах. Сюда относятся коленопреклонения, крестное знамение, воздеяние рук, употребление разных богослужебных предметов и все наружные действия общественного христианского богослужения.

Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», – пишет святитель Димитрий Ростовский.
Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны – это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,- пишет святитель Феофан Затворник, – а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый». Сама же молитва, как пишет святитель Феофан Затворник, «есть возникновение в нашем сердце одного за другим благоговейных чувств к Богу – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее».
Больше всего во время молитвы мы должны заботиться о том, чтобы эти и подобные им чувства наполняли нашу душу, чтобы, когда мы вслух или внутренне читали молитвы, во время поклонов наше сердце не было пусто, чтобы оно устремлялось к Богу. Когда эти чувства у нас есть, то наше молитвословие, наши поклоны – молитва...

Молитва является основой и центром христианской жизни. Православный катехизис

Молитва есть главное дело. Она и есть путь наш к Богу. Свт. Феофан Затворник

Молитва – великое оружие, неоскудевающее сокровище, основание тишины, корень, источник и матерь тысячам благ. Прп. Ефрем Сирин

Пост и молитва составляют самую безопасную ограду от нападений вражеских. Прп. Варнава Гефсиманский

Великое средство ко спасению – вера, а в особенности, непрестанная сердечная молитва. Вот что есть молитва – это непобедимая победа! Прп. Серафим Саровский

Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом. Свт. Игнатий Брянчанинов

По словам отцов Церкви, молитва – это наука или искусство, она требует научения и навыка. Православный катехизис

Молитва – вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться, как следует. Прп. Амвросий Оптинский

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, мост для перехождения искушений, сокрушение браней, дело ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспение, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного суда. Прп. Иоанн Лествичник

Молитва есть прошение благ, возсылаемое благочестивыми к Богу. Свт. Василий Великий

Не словом только надо молиться, но и умом; и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва; и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. Прп. Никодим Святогорец

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его. Молитва – постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва – сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ, ожидании всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки, хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души; молитва – вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятыя Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Мы подобны тому, кто по левую сторону имеет огонь, а по правую сторону воду; если загорится от огня, берет воду и потушает огнь: огнь – злые помыслы, а вода – молитва. Прп. Пимен

Настоящая молитва – дар Божий! И молитесь о сем. Свт. Феофан Затворник

Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Свт. Игнатий Брянчанинов

Молитвою часто называют то, что вовсе не есть молитва, – сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы или на людей, на их лица и наряды, – говорит: помолился Богу; постоял дома пред иконою, покивал головою, проговорил заученные слова без понимания и сочувствия, говорит: помолился Богу, хотя мыслями и сердцем вовсе не молился, а был где-либо в другом месте, с другими людьми и вещами, а не с Богом. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Молитва – есть первое дело в нравственно-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет свободно сознательное отношение к Богу, которое заправляет потом всем. Поприще, где раскрывается и является в действии это отношение, есть молитва. Свт. Феофан Затворник

«О, если бы душа моя отошла с молитвой!». Прп. Макарий Египетский

Сила молитвы

Однажды, когда св. Иаков Низибийский шел в некоторое селение, по дороге к нему подошли нищие и стали просить милостыни на погребение умершего. При этом они показывали на лежащего при дороге мертвеца, который на самом деле был жив и лишь притворился мертвым. Эти нищие, издали увидев идущего епископа, велели одному из них притвориться мертвым, чтобы, с помощью такого обмана, выпросить больше милостыни. Святитель подал им просимую милостыню и помолился об умершем, чтобы Бог простил ему грехи и упокоил душу его с праведными, и пошел своею дорогою. По уходу святого, друзья мнимого мертвеца стали говорить ему, чтобы он встал; но тот лежал недвижим, ибо и на самом деле был мертв и бездыханен. Нищие, увидев, что их ложь обратилась в правду, побежали за святым и, припав к ногам его, каялись в своем грехе. Ссылаясь в свое оправдание на бедность, они умоляли простить их и воскресить умершего. Чудотворец, следуя примеру милосердного Господа, простил их, и по его молитве умерший ожил.
В 1941 г. из Ленинграда уезжала в эвакуацию женщина. Транспорт городской в это время уже не ходил – шла пешком с двумя детьми, нагруженная вещами. Прибегает на платформу, а поезд уже тронулся, уже идет. И она с дерзновением вскричала: «Старец Варнава! Ты же обещал помогать!» (Ее семья до 1906 г. – кончины прп. Варнавы Гефсиманского – окормлялась у великого старца-утешителя). И, сама не зная как, она со всем скарбом и детьми оказалась в вагоне движущегося поезда...
«Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого
(Лк. 21, 36).

Молитва-встреча

Молитва – это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В этом коренное отличие христианства, например, от буддизма, где во время медитации молящийся имеет дело с неким безличным сверхбытием, в которое он погружается и в котором растворяется, но Бога как живую Личность он не чувствует. В христианской молитве человек ощущает присутствие Бога Живого.
В христианстве нам раскрывается Бог, ставший Человеком. Когда мы стоим перед иконой Иисуса Христа, мы созерцаем Бога Воплотившегося. Мы знаем, что Бога невозможно представить, описать, изобразить на иконе или картине. Но можно изобразить Бога, ставшего Человеком,– такого, каким Он явился людям. Через Иисуса Христа как Человека мы раскрываем для себя Бога. Это раскрытие происходит в молитве, обращенной ко Христу.
Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы.
Часто спрашивают: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это я бы ответил так. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, в каких-то случаях мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это.
Бог не может быть лишь "вспомогательным средством" в наших земных делах. Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить Присутствие Бога.
Однако встреча с Богом в молитве происходит не всегда, Ведь даже встречаясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры, сойти в глубины, часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем: Так и в молитве. Порой мы чувствуем, что между нами и Богом – словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его. По словам одного западного средневекового богослова, Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы – снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.
Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве. Будем помнить о том, что всякий раз, вставая на молитву, мы соприкасаемся с Богом Живым.

Молитва-диалог

Молитва – это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Не всегда ответ Бога приходит непосредственно в минуты молитвы, иногда это происходит несколько позже. Бывает, например, что мы просим у Бога немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве испросили помощи у Бога.
Через молитву мы можем многое узнать о Боге. Молясь, очень важно быть готовым к тому, что Бог нам откроется, но Он может оказаться иным, чем мы Его себе представляли. Часто мы совершаем ошибку, приступая к Богу с собственными представлениями о Нем, и эти представления заслоняют от нас реальный образ Бога Живого, который Сам Бог может нам открыть. Нередко люди в своем сознании создают некоего идола и этому идолу молятся. Этот мертвый, искусственно созданный идол становится препятствием, барьером между Богом Живым и нами, людьми. "Создай себе ложный образ Бога и попробуй молиться ему. Создай себе образ Бога немилостивого и жестокого Судии – и попробуй молиться ему с доверием, с любовью" – замечает митрополит Сурожский Антоний. Так вот, мы должны быть готовы к тому, что Бог откроется нам не таким, каким мы Его себе представляем. Поэтому, приступая,к молитве, нужно отрешиться от всех образов, которые создает наше воображение, человеческая фантазия.
Ответ Бога может приходить различным образом, но молитва никогда не бывает безответной. Если мы не слышим ответа, значит, что-то не в порядке в нас самих, значит, мы еще недостаточно настроились на тот лад, который необходим, чтобы встретиться с Богом.
Есть прибор, называемый камертоном, его используют настройщики роялей; этот прибор дает чистый звук "ля". И струны рояля должны быть натянуты так, чтобы звук, который они издают, находился в точном соответствии со звуком камертона. До тех пор, пока струна "ля" не натянута должным образом, сколько бы вы ни ударяли по клавишам, камертон будет молчать. Но в том момент, когда струна достигает необходимой степени натяжения, камертон, этот металлический безжизненный предмет, вдруг начинает звучать. Настроив одну струну "ля", мастер затем настраивает и "ля" в других октавах (в рояле каждая клавиша ударяет по нескольким струнам, это создает особую объемность звучания). Потом он настраивает "си", "до" и т.д., одну октаву за другой, пока, наконец, весь инструмент не будет настроен в соответствии с камертоном.
Так должно происходить и с нами в молитве. Мы должны настраиваться на Бога, настраивать на Него всю свою жизнь, все струны своей души. Когда мы настроим свою жизнь на Бога, научимся исполнять Его заповеди, когда Евангелие станет нашим нравственным и духовным законом, и мы начнем жить в соответствии с заповедями Божиими, тогда мы начнем чувствовать, как душа наша в молитве отзывается на присутствие Божие, подобно камертону, который отзывается на точно натянутую струну.

Жизнь человека состоит из грустных и радостных событий. В моменты наивысшего счастья или, наоборот, в минуты величайшей грусти православные обращаются к Богу. Для того чтобы Господь услышал человека, существуют молитвы. Это древнейший, еще с библейских времен, способ передачи своих мыслей, просьб, благодарностей Создателю.

Что такое молитва

Что означает данное слово? В Большой советской энциклопедии ей дается такое определение: «Обращение верующего к Богу. Канонизированный текст сообщения». Православные христиане относятся к молитве более возвышенно и считают ее не просто способом передачи своих мыслей и желаний.

Верующие считают, что молитва - это связующие нити духовного мира. Они соединяют мир земной и духовный. Можно сказать, что молитва является подобием воздуха. Если наши мысли и поступки во время нее будут чисты, то и духовный «воздух» станет чист и прозрачен. На всей Земле возникнет благодать. Если при совершении молитвы человека будут одолевать мрачные и злые мысли, то и духовный «воздух» вокруг станет мрачным и темным. А это уже является прямым проводником в мир скверны и порока.

Чтобы человеческая душа не оказалась во грехе, и существует молитва. Это своего рода оградительный щит от сил зла. Вот поэтому она так важна для каждого из нас.

Молитва. Что это означает?

Каково христианское значение слова молитва? В Священном Писании достаточно широко раскрыто его определение: «Разговор души с Богом, как Отцом и Создателем, связь с Ним». Исходя из этого определения, можно сказать, что молитва - это любая мысль, обращение, поступок, связанные с Господом.

Поэтому, какое бы деяние ни совершил православный христианин, он это делает с молитвой. А значит, он творит это на глазах у Господа нашего. Чтобы душа после завершения земной жизни не оказалась в пучине адского мрака, необходимо все земные деяния творить во благо жизни на земле, с любовью к Господу нашему и ко всему живому. В этом случае можно надеяться на духовную благодать.

Как правильно молиться

Многих христиан, особенно тех, кто пришел к Господу совсем недавно, волнует вопрос правильности молитвы. Часто можно наблюдать такую ситуацию, когда православные испытывают чувство стеснения при молитве из-за того, что не знают, как правильно обращаться к Богу.

Чтобы разобраться в этом, стоит вспомнить значение слова молитва. Это обращение к нашему Небесному Создателю, способ соединения мира земного и духовного. Поэтому здесь нет определенных правил, которые следует строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий при молитве можно дать только один совет: поступайте и говорите только так, как желает человеческая душа, обращенная к Богу. Только в этом случае, при полной искренности и раскаянии в своих поступках можно говорить об истинной божественной молитве. Такое обращение немедленно будет услышано Господом, ведь оно будет идти от самого сердца.

Не зря говорят, что детская молитва - самая искренняя и чистая. Душа ребенка не способна лгать и скверно мыслить. Поэтому и детскую молитву по своей искренности и чистоте можно сравнить с ангельской.

Каждый христианин, задаваясь вопросом "как правильно молиться", должен взять на вооружение пример именно детской молитвы. Если он сможет очистить свою душу от греховных и злых помыслов, обращение к Господу поможет его душе возвыситься и попасть в высший небесный мир справедливости и доброты.

В помощь молящимся

  1. Начинать и заканчивать земной день желательно с совершения молитвы.
  2. При совершении молитвы рекомендуется осенять себя и отдавать поклон.
  3. Находясь в храме, во время молитвы можно поставить святым зажженную свечу.
  4. Обращаясь к Господу, необходимо просить спасения души для всех православных христиан.
  5. Перед совершением трапезы или важного дела рекомендуется также обратиться к небесному Создателю.

Молитва - это обращение человеческой души к Богу. Совершая молитву, она очищается. Человек наполняется радостью и благодатью. Это наилучший способ попасть в мир справедливости и блаженства. Чем чаще человек будет творить молитву, тем чище будет его душа. А значит и он будет намного ближе к Богу.

УРОК 8

«Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

(Луки 11:1-4)

«Научи нас молиться»

Однажды к священнослужителю подошла женщина и спросила: «Есть ли у вас молитва от порчи, сглаза, бессонницы?..» Затем она назвала длинный список нужд и проблем. Женщина считала, что по поводу каждой проблемы есть особая, кем-то составленная молитва.

Священнослужитель в ответ поинтересовался: «А вы знаете, что такое молитва? Если вы считаете, что молитва - это всего лишь обычай или обязанность, которую вам нужно ежедневно выполнять, - то дела ваши плохи!»

«Так что же такое молитва?» - спросила женщина.

Что такое молитва?

Молитва - это не высказывание, не доклад, а осмысленный, откровенный разговор с Богом, как с любимым и уважаемым человеком, другом. Если вы хотите говорить с Господом, как с другом, сначала убедитесь, что Он действительно ваш Друг. Стиль и содержание наших бесед с кем-либо полностью зависят от того, как мы к ним относимся. Несомненно, с дружелюбным соседом вы будете разговаривать иначе, чем с хулиганом, которого застали в момент, когда он испачкал краской дверь вашего дома. Так и наша молитва зависит от того, как мы относимся к Богу. Если вы видите в Нем любящего Создателя, знающего все ваши слабости и понимающего проблемы, готового в любую минуту помочь вам, - тогда ваши молитвы, славословия и прошения станут дыханием вашей души. Правильное представление о Господе рождает доверие, которое возрастает с каждым днем и является основанием дружбы с Ним. Пытались ли вы установить дружеские отношения с кем-либо, не вступив с ним в разговор? Без общения это просто невозможно. Если вы хотите полюбить Иисуса, - говорите с Ним, и Он будет отвечать вам. В этом как раз и заключается сущность молитвы.

О чем молиться?

Некоторые не решаются молиться, поскольку не знают, с какими словами надо обратиться к Всевышнему. Когда мы молимся, Господь прислушивается к нашим сердцам, а не к нашим устам. Важны не слова, нами произносимые, а чувства, которые мы при этом испытываем в глубине своей души.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).

Солдат, которого никто не учил молиться, выйдя живым из страшной битвы, сказал: «В разгар сражения человеку не нужно подсказки, как обратиться к Богу».

Придите к Иисусу такими, какие вы есть. Если благодарность наполняет ваше сердце при мысли, что Бог - ваш друг, - скажите Ему об этом! Говорите: «Господи, я благодарю Тебя, что Ты - мой Друг».

Вас мучают грехи? Признайтесь Ему: «Господи, мои грехи тревожат меня».

Если вы хотите, чтобы Бог простил вас, попросите Его об этом. Вы устали от забот? Вам нужно лучше узнать Бога? Вы нуждаетесь в силе, способной помочь вам преодолеть скверные привычки, грехи? У вас недостаточно мудрости, чтобы принять правильное решение? Вы переживаете о родных, близких, родственниках? - Расскажите об этом в молитве своему Небесному Отцу, и Он услышит вас, и ответит на ваши просьбы.

Полное собрание и описание: что такое молитва определение для детей для духовной жизни верующего человека.

Жизнь человека состоит из грустных и радостных событий. В моменты наивысшего счастья или, наоборот, в минуты величайшей грусти православные обращаются к Богу. Для того чтобы Господь услышал человека, существуют молитвы. Это древнейший, еще с библейских времен, способ передачи своих мыслей, просьб, благодарностей Создателю.

Что такое молитва

Что означает данное слово? В Большой советской энциклопедии ей дается такое определение: «Обращение верующего к Богу. Канонизированный текст сообщения». Православные христиане относятся к молитве более возвышенно и считают ее не просто способом передачи своих мыслей и желаний.

Верующие считают, что молитва – это связующие нити духовного мира. Они соединяют мир земной и духовный. Можно сказать, что молитва является подобием воздуха. Если наши мысли и поступки во время нее будут чисты, то и духовный «воздух» станет чист и прозрачен. На всей Земле возникнет благодать. Если при совершении молитвы человека будут одолевать мрачные и злые мысли, то и духовный «воздух» вокруг станет мрачным и темным. А это уже является прямым проводником в мир скверны и порока.

Чтобы человеческая душа не оказалась во грехе, и существует молитва. Это своего рода оградительный щит от сил зла. Вот поэтому она так важна для каждого из нас.

Молитва. Что это означает?

Каково христианское значение слова молитва? В Священном Писании достаточно широко раскрыто его определение: «Разговор души с Богом, как Отцом и Создателем, связь с Ним». Исходя из этого определения, можно сказать, что молитва – это любая мысль, обращение, поступок, связанные с Господом.

Поэтому, какое бы деяние ни совершил православный христианин, он это делает с молитвой. А значит, он творит это на глазах у Господа нашего. Чтобы душа после завершения земной жизни не оказалась в пучине адского мрака, необходимо все земные деяния творить во благо жизни на земле, с любовью к Господу нашему и ко всему живому. В этом случае можно надеяться на духовную благодать.

Как правильно молиться

Многих христиан, особенно тех, кто пришел к Господу совсем недавно, волнует вопрос правильности молитвы. Часто можно наблюдать такую ситуацию, когда православные испытывают чувство стеснения при молитве из-за того, что не знают, как правильно обращаться к Богу.

Чтобы разобраться в этом, стоит вспомнить значение слова молитва. Это обращение к нашему Небесному Создателю, способ соединения мира земного и духовного. Поэтому здесь нет определенных правил, которые следует строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий при молитве можно дать только один совет: поступайте и говорите только так, как желает человеческая душа, обращенная к Богу. Только в этом случае, при полной искренности и раскаянии в своих поступках можно говорить об истинной божественной молитве. Такое обращение немедленно будет услышано Господом, ведь оно будет идти от самого сердца.

Не зря говорят, что детская молитва – самая искренняя и чистая. Душа ребенка не способна лгать и скверно мыслить. Поэтому и детскую молитву по своей искренности и чистоте можно сравнить с ангельской.

Каждый христианин, задаваясь вопросом “как правильно молиться”, должен взять на вооружение пример именно детской молитвы. Если он сможет очистить свою душу от греховных и злых помыслов, обращение к Господу поможет его душе возвыситься и попасть в высший небесный мир справедливости и доброты.

В помощь молящимся

  1. Начинать и заканчивать земной день желательно с совершения молитвы.
  2. При совершении молитвы рекомендуется осенять себя крестным знамением и отдавать поклон.
  3. Находясь в храме, во время молитвы можно поставить святым зажженную свечу.
  4. Обращаясь к Господу, необходимо просить спасения души для всех православных христиан.
  5. Перед совершением трапезы или важного дела рекомендуется также обратиться к небесному Создателю.

Молитва – это обращение человеческой души к Богу. Совершая молитву, она очищается. Человек наполняется радостью и благодатью. Это наилучший способ попасть в мир справедливости и блаженства. Чем чаще человек будет творить молитву, тем чище будет его душа. А значит и он будет намного ближе к Богу.

Ответы на вопросы

Зачем и почему мы обращаемся к Богу?

Даже люди, далекие от духовной жизни и привыкшие во всем полагаться на себя, иногда чувствуют настоятельную потребность обратиться к Кому-то высшему, более сильному, чем они сами. Чаще всего это происходит в беде, когда человек понимает границы своих сил и своей ответственности, и чувствует, что не может справиться сам. Тогда он обращается к Богу с просьбой помочь, защитить и утешить.

Это еще не истинное христианское понимание молитвы, но и такую молитву Бог не осуждает. Христос звал за собой всех людей, которые терпели скорбь и непосильный труд, и обещал дать им утешение. Он велел ученикам просить у Отца Небесного всё, в чем у них возникнет нужда. Христос призывал быть настойчивыми в молитвах и обещал, что Бог-Отец по молитве даст всё нужное.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», - сказано в Евангелии.

Определение христианской молитвы. Что такое молитва в православии?

Молитва в христианстве - это обращение священника или простого верующего к Богу, Пресвятой Деве, ангелам или Святым.

Верующий может молиться своими словами или уставной молитвой, то есть давно существующей в употреблении, освященной церковным преданием. В молитве могут содержаться просьбы к Богу, благодарности или восхваление Его величия. Христиане считают Бога Отцом и потому обращаются к Нему как к родному отцу.

Православному христианину следует молиться всегда , а не только тогда, когда нуждается в чем-либо. Молитва - это основа нашей жизни. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, постоянно обращаться к Богу. В молитве происходит встреча и диалог с Богом. Это и есть основной смысл молитвы.

Происхождение молитвы

Когда первые люди Адам и Ева жили в Раю, они разговаривали с Богом лицом к лицу, и у них не было потребности в молитве в том виде, в каком мы ее знаем. Однако, они совершили грех и были изгнаны из Рая. Их сыновья, Каин и Авель, впервые совершили жертвоприношение: пастух Авель принес животных из своего стада, земледелец Каин - часть урожая. Так возникли богослужения.

Впоследствии, у иудеев стало регламентироваться, как нужно проводить богослужение, какие слова при этом произносятся, какие действия при этом совершает священник, что делают молящиеся, как нужно стоять, когда становиться на колени или воздевать руки. Все эти элементы унаследовало христианское богослужение: оно подразумевает коллективное служение Богу молитвами и участие в церковных таинствах.

При этом помимо общей молитвы, еще до Христа существовала и личная молитва. Верующие обращались к Богу с просьбами о помощи или о прощении грехов, а нередко и с благодарностью. Люди молились Богу своими словами или читали псалмы Давида.

Образец молитвы - молитву «Отче наш» - Христос дал Своим ученикам, поэтому эта молитва также называется Господней молитвой и считается самой главной христианской молитвой.

В ней перечислено всё, о чем христианин должен просить Бога и каким должен быть:

  • жить праведно
  • стремиться к святости
  • принимать и исполнять Божию волю, не сомневаться, что Он как отец заботится о людях и всегда дает им необходимое для земной жизни
  • уметь прощать обидчиков и воздерживаться от соблазнов и зла.

Основные источники текста для составления молитв в православии

Некоторые молитвы упоминаются в Священном Писании (то есть, в Библии ) - Евангелии («Отче наш», Молитва мытаря) и Ветхом Завете (Псалтирь царя Давида). Кроме того, за праведность Господь иногда дает святым дар составлять молитвы. Многие известные молитвы еще в древности были составлены святыми и признаны Церковью.

Большинство русских православных молитв написаны на церковнославянском языке. Однако с XIX века стали появляться молитвы и на русском (акафист «Слава Богу за всё», молитва Оптинских старцев). С появлением новых святых появляются и новые молитвы.

Составлением, редактированием и утверждением текстов новых молитв и чинопоследований в Русской православной церкви занимается Синодальная Богослужебная комиссия

Разновидности молитв и их классификация

Молитвы по своему содержанию бывают:

  • покаянные
  • просительные
  • благодарственные
  • хвалебные (славословные)
  • ходатайственные

Покаянные молитвы – самые важные, в них верующие просят Бога простить их грехи – дурные поступки, слова и помыслы. Обращены покаянные молитвы к Господу Иисусу Христу и Богородице. Верующие просят Христа как Бога простить их, а Богородицу - заступиться перед Богом и помолиться о прощении молящегося. Любое просительное обращение к Богу должно начинаться с покаянной молитвы.

Просительная молитва , или молитва прошения, как можно судить по названию, предназначена для того, чтобы просить чего-либо для себя. У Бога просят здоровья, благополучия для семьи, помощи в делах. Просят у Бога не только земных благ, но и сил в борьбе с искушениями.

В благодарственных молитвах верующие благодарят Бога за всё , что Он им дает : за пищу, за благополучно прожитые день или ночь и за любые благодеяния. Читаются благодарственные молитвы Господу Богу каждый день утром, вечером и после приема пищи.

В хвалебных молитвах прославляется величие Божие : Бог - вседержитель, благой и милостивый ко всем. Святые отцы считают хвалебные молитвы высшим, самым чистым видом молитвы.

В ходатайственных молитвах верующие просят у Бога милостей не для себя, а для своих ближних, то есть ходатайствуют о них перед Богом.

Нельзя молиться Богу о содействии в греховных делах и об исполнении недобрых помыслов

Например, нельзя просить Бога о том, чтобы Он покарал наших врагов или помог кого-нибудь обмануть или соблазнить. Подобная молитва - кощунство.

Также не следует просить у Бога богатства, известности и прочих суетных, избыточных для нас вещей. Христос заповедал просить о хлебе насущном, а не об излишествах.

Как молиться? Глубина молитвы

В православии молитва различается по степеням, в зависимости от того, насколько глубоко человек молится, всем ли существом обращается к Богу. Молитвы могут быть

Словесная молитва , иначе называемая телесной или устной , предполагает чтение вслух текстов молитв, созданных христианскими деятелями и утвержденных церковью. Человек произносит слова молитвы, в положенное время совершает поклоны, старается не отвлекаться мыслью от молитвы, но вовлечен в молитву неглубоко. Устная молитва - единственная доступная большинству мирян и даже монахов. Это первая, низшая степень молитвы.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств , сосредоточенно обращенных к Богу.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу. В этом состоянии слова молитвы не произносятся вслух, но только в уме. Мысленные молитвы, в свою очередь, тоже различаются:

  • умная молитва (или внутренняя) – вторая степень глубины. При этом ум молящегося всецело сосредоточен в молитве и возносится к Богу непрерывно, независимо от того, чем человек занят. Такую молитву нельзя практиковать без духовного наставника.
  • молитва сердечная, или умно-сердечная, – третья степень молитвы, когда в молитву вовлечен не только разум, но и чувства человека. Она доступна очень немногим монахам и описана в монашеских сочинениях о молитве.
  • духовная молитва – высшая степень молитвы, когда дух молящегося всецело пребывает в Боге. На это способны только ангелы и очень немногие святые.

В каких условиях молиться?

Молитвы могут быть

  • коллективные (общественные или частные)
  • индивидуальные

Коллективные общественные молитвы совершаются в храме, во время богослужения (например, на литургии). Особенность таких молитв в том, что они совершаются совместно с незнакомыми людьми. На богослужении за всех собравшихся молитвы произносят священник, диакон, чтецы, хор. Участие собравшихся в молитве состоит в том, что они внимательно слушают слова службы.

Коллективные частные (или семейные) молитвы читаются дома в кругу семьи: слова молитвы хором повторяют все члены семьи, за исключением совсем маленьких детей. Так молятся в торжественных случаях, по праздникам, перед принятием пищи и после него, так же совершается молитва супругов о даровании детей. Семья – это малая церковь, и общую семейную молитву можно считать разновидностью общественной молитвы.

Индивидуальная молитва совершается человеком в уединении: дома, на улице, в храме, когда там нет богослужения.

Православная молитва совершается стоя или на коленях, сидеть на молитве позволено только в ограниченном количестве случаев: либо при болезни и крайней усталости, либо когда молящийся не имеет возможности встать на молитву (например, едет в транспорте).

Что нужно, чтобы Бог услышал молитву?

Когда Бог слышит нашу молитву?

Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.

Почему порой Бог не отвечает на наши молитвы?

Бог не отвечает на наши молитвы, если мы молимся о том, о чем молиться грешно, либо тогда, когда исполнение нашей просьбы не принесет нам пользы. В этом случае Бог может не ответить на нашу молитву или ответить, но не сразу и не в той форме, в какой мы просили.

Поэтому когда просят о чем-либо, нужно добавлять: «Боже, не моя воля, но Твоя да будет».

Бог не отвечает на молитвы людей, которые живут во грехе и не хотят покаяться, а также тех, кто кается и просит у Бога прощения, но не хочет прощать тех, кто виноват перед ними.

Бог также не принимает небрежной молитвы, которая совершается наспех, невнимательно.

Не следует также просить у Бога о том, что под силу сделать самому. В этом случае неуместно возлагать упование на Бога.

Как вести себя во время молитвы?

Когда человек молится своими словами, он может привнести в молитву свои греховные помыслы и страсти и начать молиться о не богоугодных вещах. Поэтому в первую очередь предпочтительно читать молитвы, текст которых установлен Церковью и един для всех, и уже после этого обратиться к Богу со своей личной просьбой.

Прежде чем молиться, нужно попросить прощения у тех людей, перед которыми виноваты. Так велел сам Христос. Если такой возможности нет - например, человек, которого вы обидели, далеко от вас, - просите Бога послать вам эту возможность и помириться с человеком лично.

В христианской церкви издавна сложились правила молитвы, единые для всех как в храме, так и дома.

  • Еще со времен апостолов существует обычай креститься во время молитвы.
  • Стоя на молитве, не отвлекайтесь на посторонние мысли.
  • Молитесь неторопливо и благоговейно.
  • Чтобы сосредоточиться на молитве, произносите слова молитвы вслух или шепотом, осмысляя каждое ее слово.
  • Молиться небрежно, спешить, стараясь быстрее завершить молитву – грех.

Кому ещё, кроме Бога, можно молиться?

Верующие молятся не только Богу, но и

Все они наши заступники перед Богом, которые молятся Ему о нас. Всем им нужно оказывать глубокое почитание и обращаться в молитвах.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Определения молитвы

Иисус “сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Луки 18:1).

Молитва - это обращение человеческой души к Богу

Несмотря на другие определения, которые я буду использовать, характеризуя молитву, основное определение (в подзаголовке) остается прежним: молитва - это обращение человеческой души к Богу. Задумайся об этом на минуту.

Молитва - это общение с Богом

“Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” (Псалом 64:3). Молитва - общение между твоим духом и Великим Духом вселенной, который есть Живой Бог.

Молитва - это исследование сердца

Молитва - это исследование сердца, потому что во время молитвы ты начинаешь видеть свое сердце так же, как видит Бог. Молитва - это школа, где учатся истинам, которым невозможно больше нигде научиться. Вместо того чтобы попусту терять время, беспокоясь о возникшей проблеме или трудности, я начинаю молиться. Когда я молюсь, Бог показывает мне выход из создавшейся ситуации.

Молитва - это сильное желание

Молитва - это сильное желание увидеть, как что-то происходит или исполняется, может быть, желание, вложенное Богом. Именно об этом говорит Слово Божье: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Римлянам 8:26).

Молитва - это духовный компас

На всех кораблях и самолетах есть компасы, которые являются жизненно важной составляющей навигационного оборудования. Наряду с другими функциями компасы помогают пилотам и штурманам определить направление движения и в любое время указать точное месторасположение. Во время одного из полетов на небольшом самолете пилот указал на маленький городок, лежащий под нами, и сказал: “Думаю, вот наш пункт назначения”. Но, сверившись с компасом, понял, что мы сбились с курса на пятнадцать миль. Это был не тот город, в который мы направлялись.

Молитва - это работа с Богом

Благодаря божественному средству - молитве - мы можем достигнуть самого Бога. Эта истина скрыта в словах пророка Исаии: “И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его подержала Его” (Исайя 59:16).

Молитва - божественное почтение

Если мы хотим, чтобы наши молитвы были эффективными, мы должны приходить в божественном благоговении перед Отцом. Кажется, что в сегодняшнем мире непочтение в порядке вещей. Мы можем видеть вокруг неуважение к своей стране, флагу, правительству, даже к самому Богу. Если хотим, чтобы наши молитвы стали сильными, тогда мы не должны позволить духу неуважения овладеть нами.

Молитва - божественное послушание

Прежде чем ты дочитаешь эту главу до конца, остановись и спроси себя: “Скрываю ли я дух непослушания в себе?”

Молитва - это сила, открывающая Божьи сокровища

Молитва - это ключ, сила, энергия, мощь, отпирающая небесные сокровища и высвобождающая их на землю.

Молитва - первый шаг в познании Господа Иисуса Христа

“Ибо “всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Римлянам 10:13). Первый шаг в познании Господа Иисуса - встретиться с Ним в молитве, говоря: “Господь Иисус, войди в мое сердце. Прости меня за мои грехи. Очисти от всех беззаконий. Сделай меня чадом Божьим”.



Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, "молитва", "обращение к Богу"; глагол атар имеет значение "молиться", когда речь идет о человеке, и значение "снисходить к просьбе", когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, "просьба"; просэухэ, "молитва"; проскюнейн, "молиться (преклонив колени)";
2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним (см. Адам , I,1). Этим объясняется стремление людей - в т.ч. и язычников - к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., к-рые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;
3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с к-рыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетвует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, "новый человек" смог поклоняться Богу "в духе и истине" (Ин 4:24) . Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15) , Которым он исполнен (см. Лк 1:41,46 и след.; 2:27 и след.) . Св. Дух свидетвует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. - не обязанность, а свидет-во христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. - это только монолог души. Обращение к Богу - это образ жизни, атмосфера, в к-рой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.) ; благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.) ; сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6) ; любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1Тим 2:1) ; сомнение, нужду и искушение (Пс 21; 72:23 и след.; 73:1 и след.; 101:1 и след.) ; жалобы, просьбы и даже упреки (Пс 63:2; 88:39,47; 101:2) . М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12; Кол 4:2; 1Фес 5:17 - "непрестанно молитесь" и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1Фес 5:10) .

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13) . Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Пс 49:15; Мф 7:7,9 и след.; Мк 11:24; Лк 11:13) . Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20:5 и след.; Пс 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидет-ва Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;
2) в Библии оговариваются условия, при к-рых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться):

а) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (Мф 6:9 см. Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал 4:5) . Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13) . Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ин 14:14; 15:17; 16:23 и след.) . Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18:13 и след.) , ищущего Бога (Евр 11:6) , просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Пс 49:15) ;
б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин 14:13; 16:24,26; ср. Мф 18:20) . При этом, видимо, имеется в виду не только та М., к-рую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в к-рой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32) , самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей;
в) М. человека, к-рый опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; 8:32) . Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; 14:25) , и поэтому М. - это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает "укрепляться" в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Мк 9:24) . Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры;
г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8) . Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам;
д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (Мф 6:10) . Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. - смирение, к-рое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1Ин 5:14) , а также то, что Отец Небесный "даст блага просящим у него" (Мф 7:11) . Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2Кор 12:9) .

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах:

а) согл. вост. придвор-ному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2) . Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав 7:10) . Греки называли такую позу проскюнейн;
б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2:10 и т.д.) ;
в) часто М. произносили стоя (Мк 11:25) , что могло быть выражением искренности (Быт 18:22) , при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15) ;
г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; 140:2; 1Тим 2:8) , как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3Цар 8:22; Пс 89:14; 1Тим 2:8) . Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13) . Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Пс 5:4; 87:14; 118:147) , днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18) . Но и ночные М. также обращены к Богу (Пс 41:9; 118:55) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12) . Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1Фес 5:17; ср. Лк 18:1) . Даниил молился в определ. часы, к-рые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; 140:2) ;
3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10) , кровля дома (Деян 10:9) , а также "комната" (Мф 6:6) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33) . Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие - чтобы помолиться в одиночку (1Цар 1:3,10 и след.; Лк 2:37; Деян 3:1) . Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар 8:38; 2Пар 6:34 и след.) , а за пределами страны - в направлении Израиля (3Цар 8:48; Дан 6:10) . После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ин 4:20-26) .

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ
Как и Иисус на кресте (Лк 23:46 = Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2) , первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (ст. 31 = Пс 117:6; ст. 36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (ст. 34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (ст. 10 = Ис 45:23 и след. и т.д.) . Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди к-рых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Рим 11:33 и 1Тим 3:16) . Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор 14:2) ; см. также "воздыхания Духа" в Рим 8:26 . Помимо М., произносимой вслух (Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24) , упоминается и безмолвная М. (1Цар 1:13) . Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33) . Действенность М. зависит не от частоты ее повторения - не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7) , - а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13) . Так, древняя Церковь отказалась от нек-рых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1) , Иисус дал им пример истинной М. - "Отче наш".
V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ
К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1) :

1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19) , но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Пс 21:28; Ис 45:22 и след.) . Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6) . Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18) . Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5:9 и след.; 7:10 и след.; 11:16 и след.; 19:1) ;
2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это М., восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.) . С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.) . Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2 и т.д.) и "бодрствовать в молитве" (Кол 4:2) ;
3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; 9:38; Еф 6:19 и след.) , но и о вполне материальных вещах. Так, в М. "Отче наш" просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11) . Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10) . Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное "приложится" им (Мф 6:33) . Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12 , см. Исповедание, исповедовать , I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15) . Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1) , а Иисус особо наставляет Своих последователей молить "Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9:38) . С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор 16:22; Откр 22:20) ;
4) каждый христианин по своей сущности - священник и потому должен совершать священнич. М. - моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. - моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34) . По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.) . Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.) . Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1Цар 7:5; 12:19; Иер 7:16; 11:14; 14:11; Дан 9:16 и др.) , наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин 17:17,20) , особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; 3:14 и след.; Флп 1:4,9 и след.; Кол 1:9) , о начальстве (1Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кр. того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1Фес 5:25) .

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА
В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; 95:9 и др.) . Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; 26:39; Лк 10:21 и т.д.) . Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38) , и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф 28:17; Ин 20:28) . В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, к-рые будут обращены к Нему (Ин 14:14) . Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23) . И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28) , небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.) . Слова Иисуса: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" распространяются и на М. (Ин 6:44; 14:6) . В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.
VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ
К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и М. Моисея (Втор 32:1 и след.) . Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.) . Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9) , Илию (3Цар 18:36 и след.) , Иеремию (Иер 7:16; 11:14; 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.) . Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50 ), Соломон (3Цар 8:22 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 20:2 и след.) . В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам "Отче наш" (Мф 6:9 и след.) , первосвященнич. М. (Ин 17:1 и след.) , М. в Гефсиманском саду (Мф 26:39,42,44) и М. на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46) . К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64,67 и след.) , Елисаветы (Лк 1:42 и след.) , Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.) . Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4:24 и след. , а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.) . В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1Кор 1:4 и след.; 2Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2Фес 1:3 и след.) , а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.) . Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5:8 и след.; 11:17 и след.; 19:1 и след.) , ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. - одна из центр. тем Откровения.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :