Главная · Практика магии · Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). Святитель тихон - патриарх московский и всея руси Семья, образование, постриг, рукоположение

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). Святитель тихон - патриарх московский и всея руси Семья, образование, постриг, рукоположение

История православия и наша церковь изобилует удивительными примерами искренней веры и настоящего исповедничества. Множество святых отдали свою жизнь, отстаивая право верить в Господа нашего Иисуса Христа. Среди угодников Божиих встречаются самые разные люди. Это и юродивые, которые в народе считались сумасшедшими, и простые бедняки, и монахи, и образованные люди из высшего общества. Также пример искренней веры нам показывают многие предстоятели и архипастыри нашей церкви. Так, одной из наиболее выдающихся личностей, стоявшей в верхах церковной иерархии, можно назвать святого Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Начало жизненного пути угодника Божьего

Васий Иванович Белавин (именно так звали в миру будущего патриарха) родился в потомственной священнической семье под Псковом в 1865 году. Практически весь род Белавиных состоял из священства, поэтому с самого рождения Василий рос в атмосфере православия и любви к Богу.

Семья, как водится в то время, была многодетной - кроме Василия родители воспитывали еще троих сыновей. Несмотря на явную религиозную ориентацию, Василий рос простым и общительным, по определению многих его современников даже «светским» юношей.

Тихон Московский

Поскольку положение духовенства в конце ХІХ века было довольно тяжелым, единственным путем улучшить жизнь семьи было получение образования. И Василий успешно заканчивает духовное училище и семинарию в Псковской губернии, после чего благополучно поступает в знаменитую на всю Россию Санкт-Петербуржскую духовную академию.

Годы учебы не знаменуются какими-либо особо выдающимися происшествиями в жизни будущего патриарха. Учеба давалась ему ровно, без резких подъемов и спадов. Миновали его и серьезные духовные кризисы и испытания веры в этот период.

Интересно. Еще задолго до определения своего пути, во время учебы в академии, Василий получает от однокурсников прозвище «Патриарх».

Учитывая тот факт, что в те годы института патриаршества в царской России не было, никто в академии не мог и подумать, насколько пророческим станет подобное прозвище. По мнению его друзей из академии, в поведении Василия вовсе не было ничего сверх набожного или нарочито духовного. Наоборот, он всегда был общительным, простым молодым человеком, который легко шел на контакт практически с каждым. Этими качествами он и снискал уважение и признание среди других учащихся. Однако никто не ожидал, что после окончания курса Василий выберет монашеский путь.

Не определился до конца и сам выпускник, о чем честно признался по окончании духовной академии. Ближайшие три года, в раздумьях о своем будущем пути, Василий преподает в семинарии Пскова. Наконец, сделав свой выбор, в декабре 1891 года он принимает постриг под именем Тихон.

Первые труды архипастыря

Первые патриаршие труды

Учитывая, в какой непростой для страны период вступил на путь своего служения патриарх Тихон, ему предстояло множество трудов. Учитывая, что патриарх был практически единственным выбранным народно руководителем, его с радостью встречали практически в любом уголке России. Когда патриарх приезжал служить в какой-либо провинциальный город, население не выходило на работу, чтобы попасть на службу.

Важно. Сразу после революции отношение правящей власти и Русской Православной Церкви стали очень напряженными и конфликтными.

Вновь установленная власть советов всячески притесняла и унижала церковь, начался процесс гонений на православие. И патриарху Тихону приходилось постоянно балансировать между пастырским долгом и общественными представителями.

Ковчег с мощами патриарха Тихона

Уже в 1918 году трагически погибли двое соратников Патриарха - о. Иван Кочуров, а также митрополит Владимир. Владыка Тихон очень тяжело отнесся к утрате и долго скорбел. Уже тогда ему стало ясно, что это только самое начало жестоких преследований.

Интересный факт. Однажды Патриарх был предупрежден о том, что в Петрограде собирается целая группа моряков, которые хотят арестовать Владыку и увезти его из Москвы. Он крайне спокойно отреагировал на это известие, не обратил на него никакого внимания. Ранним утром группа захватчиков прибыла в Москву, однако через несколько часов отправилась назад, даже не встретившись с церковным предстоятелем. Господь явно хранил своего избранника для больших дел.

В начале 1918 года Патриарх обнародовал послание, которое стало историческим. В нем призывались все, кто имел отношение к властям, остановить беззакония и жестокие расправы над народом. Также предавались анафеме и отлучались от Причастия все, кто имел непосредственное отношение к совершению преступлений. Несмотря на то, что в документе речь шла об отдельных лицах, в обществе обращение было воспринято как резкое несогласие с большевистской властью и осуждение ее как таковой. Конечно же, это только усугубило и без того непростые отношения Церкви с государством.

Преследования и уголовные разбирательства

Массовые репрессии духовенства не обошли стороной и неугодного новой власти предстоятеля церкви. Открытое осуждение кровопролитной диктатуры большевиков и жестокого насилия против неугодных стало поводом к более пристальному вниманию к Русской православной церкви и ее деятельности. И как бы патриарх Тихон не призывал не связывать деятельность РПЦ с какой-либо политической силой, как бы не объявлял Церковь институтом вне государства, все равно его обвинили в антисоветской пропаганде и контрреволюционной деятельности.

После обыска в квартире, в 1918 году предстоятель РПЦ был заключен под домашний арест. Опасаясь за жизнь любимого Владыки, добровольцами был организован специальный конвой, дежуривший у стен Троицкого подворья, где был заключен святитель Тихон. Обвинялся он в массовых призывах к свержению советской власти, которых на самом деле никогда не делал. Напротив, позиция предстоятеля всегда была максимально примирительной и направленной на решение всех разногласий мирным путем, без кровопролития.

Следующим ударом от властей была компания по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. Несмотря на острое неодобрение Патриарха и всенародное недовольство, кощунственным образом было вскрыто более 60 рак с нетленными мощами русских святых, в том числе и наиболее почитаемых в народе. Такое явное глумление над православными святынями ввергало церковь во все большее противостояние советской власти.

В 1922 году начался страшный голод в Поволжье. Стараниями патриарха Тихона был организован сбор гуманитарной помощи голодающим, в том числе из-за границы. Благодаря этой компании были спасены сотни и тысячи людей. Обратился Владыка и к официальным властям с предложением собрать помощь из церковного имущества, не имеющего весомого богослужебного значения.

Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Предполагал ли Святейший, чем обернется для Церкви такое предложение? Совсем скоро пришла официальная правительственная бумага, согласно которой изъятию подлежали вся церковная утварь из ценных металлов, а также содержащая драгоценные камни. Конфискации подлежали также предметы, непосредственно используемые в богослужебных целях. По сути, началась программа грабежа православных храмов по всей России. Таким образом, добровольное пожертвование части церковного имущества для помощи голодающим превратилось в самое масштабное в истории России насильственное изъятие ценностей.

Однако, Промыслом Божьим, большевикам не удалось собрать то, на что они расчитывали. По средним оценкам, удалось собрать тысячную долю того, что было запланировано. При этом фактическая сумма собранных средств была примерно равна затратам на проведение кампании по конфискации церковного имущества.

Но, несмотря на то, что большевикам не удалось существенно нажиться, Русской православной церкви был нанесен колоссальный ущерб: были потеряны многие святыни, стоимость которых не измерялась никакими деньгами. Старинные иконы в дорогих киотах, которые веками висели в храмах, были уничтожены и разобраны ради дорогих украшений и металлов. Передаваемые из поколения в поколение в священнических семьях предметы богослужебной атрибутики также были изъяты. По сути, все, что составляло величие и великолепие русских храмов до революции было разграблено, поругано и безвозвратно утеряно.

Последние годы жизни, кончина и прославление

До самого конца жизни Патриарха не прекращались тяжелые испытания христианской веры в России. Так, в конце 1924 года был убит его келейник, очень близкий для Владыки человек. Очередную потерю святитель Тихон переживал очень остро.

С начала 1925 года Святейший перебрался по состоянию здоровья в больницу Бакуниных, где проходил лечение. Несмотря на немощь, он продолжал служить в различных храмах. Последняя служба была им совершена за 2 дня до смерти.

Даже находясь в лечебнице в плохом состоянии, не прекращались допросы Святейшего и визиты официальных властей. От него постоянно требовали подписать различные документы, обращения к народу, воззвания и прочие официальные бумаги, содержание которых зачастую противоречило христианскому вероучению. До самых последних дней жизни святитель Тихон боролся с произволом и насилием советской власти.

Ушел ко Господу владыка Тихон в праздник Благовещенья Господня в 1925 году. По официальным данным, его смерть наступила от сердечной недостаточности, но существует также версия об отравлении. Как бы не продвигалась официальная версия, полностью опровергнуть вероятность отравления властям так и не удалось.

Святитель Тихон Патриах Московский и Всея Руси

Прощание с любимым Владыкой происходило в стенах Донского монастыря, куда по средним подсчетам прибыло больше миллиона человек. Все улицы, находившиеся рядом, были заполнены народом, желавшим простится с будущим святым.

О других святителях православной церкви:

Интересно. За семь лет патриаршества святитель отслужил ровно 777 литургий. В среднем он совершал службы каждые 2-3 дня.

Причислен к лику святых Патриарх Тихон в 1989 году, память его празднуется 25 марта. Именно его канонизация послужила толчком к прославлению большого количества новомучеников, пострадавших за годы советской власти.

Интересна также история обретения его мощей, местонахождение которых по странному стечению обстоятельств было забыто. В 1992 году в Донском монастыре случился сильный пожар, в результате умышленного поджога. Выгорели большие площади, включая храмовую постройку. При разборе пожарища чудесным образом и были найдены мощи святого. Ныне они находятся в Большом соборе (Донской монастырь) в свободном доступе. Множество паломников приезжает туда, чтобы почтить память и поклонится святым мощам угодника Божьего и помолиться тому , кто так много потрудился на благо Церкви в самые непростые годы.

Сохранилось большое количество прижизненных фотографий патриарха Тихона, поскольку он жил совсем в недалекие от нас годы. И у каждого верующего человека есть прекрасная возможность воочию увидеть, как выглядел настоящий святой, который удостоился вечной жизни у Престола Божьего. Возможно, именно этим объясняется повсеместная любовь к новомученникам и святым ХХ века, в особенности к святителю Тихону.

Примеры древних подвижников иногда поражают преданностью вере Христовой, но тот факт, что они жили за много веков до нынешнего времени, в чем-то удаляет их от современного человека с его бедами и проблемами. Пример святого патриарха Тихона показывает нам, что и в наше время можно спасти свою душу и выстоять даже в самых сложных житейских ситуациях, если во всем полагаться на Господа Бога.

Святый Патриарше Тихоне, моли Бога о нас!

Посмотрите видео о Патриархе Тихоне Московском

(31.01.1865–7.04.1925)

Детство, юность, жизнь до принятия монашества

Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился в погосте Клин Торопецкого уезда, что в Псковской губернии, 19 января 1865 года. Его отец, Иоанн Тимофеевич, был потомственным Православным священником, и Василий с детства воспитывался, как христианин.

Существует предание (трудно сказать, насколько оно правдоподобно), что отец Василия видел сон, явившуюся ему покойную мать, которая сообщила о судьбе его детей, что одного ждёт обычная жизнь, другой рано умрёт, а третий, то есть Василий, будет прославлен.

В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение, отношение к окружающим и степенный характер товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище — «Патриарх».

В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. На протяжении более чем трех лет он преподавал Догматическое и Нравственное богословие, французский язык.

Приобщение к монашеской жизни. Пастырское служение

В декабре 1891 года, в возрасте двадцати шести лет, Василий, серьёзно обдумав свой выбор, принял постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя . На следующий день его посвятили в иеродиакона, а немного спустя — в иеромонаха.

В 1892 году отца Тихона назначили на должность инспектора в Холмскую духовную семинарию. Вскоре он удостоился должности ректора и возведения в сан архимандрита. С 1894 года он исполнял обязанности ректора Казанской духовной академии.

В октябре 1899 года иеромонах Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского. Спустя год поступил указ о его переводе на другую кафедру. Рассказывают, что местные жители расставались с ним с плачем.

После назначения святителя Тихона епископом Алеутским и Североамериканским, он отбыл к месту служения. Его деятельность на этом посту ознаменовалось как весьма плодотворная: святитель наладил там приходскую жизнь, возводил храмы, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык. За время его пастырства Православная Церковь пополнилась рядом американцев, до того принадлежавших к инославным общинам. В знак признания и уважения в памяти местных жителей за ним утвердилась слава апостола Православия.

В 1905 году епископ Тихон удостоился возведения в сан архиепископа.

В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах, включая глухие и отдаленные, куда, порой, ему приходилось добираться то пешком, то на лодке или верхом. Кроме того он был связан участием с ярославским отделением известного общества «Союз русского народа».

В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял кафедру Виленскую и Литовскую. Во время Первой мировой войны, при приближении к Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. По возвращении продолжал исполнять свой архипастырский долг, посещал лазареты, утешая и увещевая раненых, служил в храмах, которые буквально переполнялись людьми, вдохновлял народ на защиту родного Отечества.

В июне 1917 года архиепископа Тихона избрали на Московскую кафедру с возведением в митрополита.

Революционные годы. Патриаршество

Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов, а окончательный выбор определил жребий. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.

Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение.

Духовное наследие Патриарха Тихона

От Патриарха Тихона до нас дошли некоторые его поучения и послания. В этих произведениях пастырской мысли отражены наставления, касающиеся разных сторон частной христианской и общецерковной жизни, а также идеи догматического характера.

Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

В годину тяжкую Богом избранный / в совершённой святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, // и ныне спасти землю Русскую и паству Твою. Тропарь Прославление

Тропарь на прославление Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани // и мир Божий людем испроси.

После 1917 года, во многих документах его фамилия писалась как Белавин .

Дата рождения: 19 января 1865 г. Страна: Россия Биография:

В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.

На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. Через три года (8 с половиной лет по выпуске из Петербургской академии) ― уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.

Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.

После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) И митрополита Московского Тихона, ― как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... ».

Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В 1981 г. Архиерейский Собор прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.

Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской в XX веке. В этом смысле его роль трудно переоценить. О том, что был за человек Тихон, патриарх Московский и всея Руси, и чем была отмечена его жизнь, пойдет речь в этой статье.

Рождение и образование

Тихоном будущий глава российского православия был наречен во время монашеского пострига. В миру же его звали Василием. Родился он 19 января 1865 года в одном из сел Псковской губернии. Принадлежа к духовному сословию, Василий вполне естественно начал церковную карьеру с поступления в духовное училище, а после окончания оного продолжил учебу в семинарии. Наконец, окончив семинарский курс, Василий уезжает в Санкт-Петербург, чтобы завершить свое образование в стенах духовной академии.

Возвращение в Псков

Петербургскую академию Василий окончил со степенью кандидата богословия в статусе мирянина. Затем в качестве преподавателя он возвращается обратно в Псков, где становится преподавателем ряда богословских дисциплин и французского языка. Священный сан он не принимает, поскольку остается безбрачным. А неустроенность личной жизни по канонам церкви препятствует человеку стать священнослужителем.

и рукоположение

Вскоре, однако, Василий решается выбрать иной путь - монашество. Постриг был совершен в 1891 году, 14 декабря, в семинарском храме Пскова. Именно тогда Василий был наречен новым именем - Тихон. Минуя традиции, уже на второй день после пострига новоиспеченный инок рукополагается в сан иеродиакона. Но и в этом качестве ему пришлось служить недолго. Уже на следующее епископское служение он был рукоположен в иеромонахи.

Церковная карьера

Из Пскова Тихон был переведен в 1892 году в Холмскую семинарию, где несколько месяцев исполнял обязанности инспектора. Затем в качестве ректора он был направлен в Казанскую семинарию, одновременно с этим получив сан архимандрита. На этой должности Тихон Беллавин пребывал последующие пять лет, пока решением священного Синода не был избран к поставлению в епископское служение.

Архиерейское служение

Епископская хиротония отца Тихона прошла в Санкт-Петербурге, в лавре Александра Невского. Первой кафедрой владыки стала Холмско-Варшавская епархия, где Тихон исполнял обязанности викарного архиерея. Следующее крупное назначение было лишь в 1905 году, когда Тихона отправляют в чине архиепископа управлять епархией Северной Америки. Еще через два года он возвращается в Россию, где под в распоряжение отдается Ярославская кафедра. Вслед за этим следует назначение в Литву, и наконец в 1917 году Тихона возводят в сан митрополита и назначают управляющим Московской епархией.

Избрание патриархом

Следует напомнить, что со времен реформы Петра Великого и вплоть до 1917 года в православной церкви России не было патриарха. Формальным главой церковного института в это время являлся монарх, который делегировал верховную власть обер-прокурору и священному Синоду. В 1917 же году состоялся одним из решений которого стало восстановление патриаршества. По результатам голосования и жребия на был избран митрополит Тихон. Интронизация состоялась 4 декабря 1917 года. С этого времени его официальное титулование стало таким - святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

Патриаршее служение

Не секрет, что патриаршество Тихон получил в непростое для церкви и государства время. Революция и вызванная ею гражданская война раскололи страну пополам. Уже начался процесс гонения на религию, и на православную церковь в том числе. Священнослужителей и активных мирян обвиняли в контрреволюционной деятельности и подвергали жесточайшим преследованиям, казням и пыткам. В одно мгновение церковь, служившая государственной идеологией в течение столетий, потеряла практически весь свой авторитет.

Поэтому святитель Тихон, патриарх Московский, нес колоссальную ответственность за судьбу верующих и самого церковного института. Он старался всеми силами обеспечить мир, призывая к прекращению репрессий и политики открытого противостояния религии. Однако его увещевания не принимались во внимание, и святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, часто мог только молча наблюдать за жестокостью, которая проявлялась во всей России по отношению к верующим, и особенно духовенству. Закрывались монастыри, храмы и учебные заведения церкви. Многие священники и архиереи были казнены, посажены в тюрьму, отправлены в лагеря или сосланы на окраины страны.

Первоначально Тихон, патриарх Московский, был настроен против большевистской власти крайне решительно. Так, на заре своего служения в качестве патриарха он выступил с резкой публичной критикой советского управления и даже отлучил его представителей от церкви. В числе прочего Тихон Белавин, патриарх Московский и всея Руси, заявил, что большевистские управленцы творят «дела сатанинские», за которые на них и на их потомство ляжет проклятие в земной жизни, а в загробной - ждет «огонь геенский». Впрочем, такого рода церковная риторика не произвела никакого впечатления на гражданскую власть, большинство представителей которой давно и бесповоротно порвали со всякой религиозностью и эту же безбожную идеологию пытались навязать создаваемому ими государству. Поэтому неудивительно, что на призыв патриарха Тихона отметить первую годовщину Октябрьской революции прекращением насилия и освобождением заключенных власть никак не отреагировала.

Св. Тихон, патриарх Московский, и обновленческое движение

Одна из инициатив новой власти против религии состояла в инициировании так называемого обновленческого раскола. Делалось это для того, чтобы подорвать церковное единство и разбить верующих на противоборствующие фракции. Это позволяло в последующем минимизировать авторитет духовенства в народе, а следовательно, и свести к минимуму влияние религиозной (нередко политически окрашенной в антисоветские тона) проповеди.

Обновленцы подняли на знамена идеи реформации российской церкви, давно уже витавшие в воздухе русского православия. Однако вместе с реформами чисто религиозными, обрядовыми и доктринальными обновленцы всячески приветствовали перемены политические. Они категорически растождествляли свое религиозное сознание с монархической идеей, подчеркивая свою лояльность к советскому режиму, и даже признавали легитимным в какой-то мере террор против других, необновленческих, ветвей отечественного православия. В обновленческое движение влилось множество представителей духовенства и ряд архиереев, отказавшихся признавать над собой власть патриарха Тихона.

В отличие от патриаршей церкви и других расколов обновленцы пользовались поддержкой официальной власти и различными привилегиями. В их распоряжение были отданы многие храмы и другое церковное недвижимое и движимое имущество. Кроме того, репрессивная машина большевиков чаще всего обходила сторонников этого движения стороной, поэтому оно быстро стало массовым в народе и единственно законным с точки зрения светского законодательства.

Тихон, патриарх Московский, в свою очередь, отказался признать его легитимность со стороны церковных канонов. Внутрицерковный конфликт достиг апогея, когда обновленцы на своем соборе лишили Тихона патриаршества. Разумеется, он этого решения не принял и силу его не признал. Однако с того времени ему предстояло бороться не только с хищническим поведением безбожной власти, но и с раскольниками-единоверцами. Последнее обстоятельство сильно отягощало его положение, поскольку формальные обвинения в его адрес были связаны не с религией, а с политикой: святитель Тихон, патриарх Московский, оказался вдруг символом контрреволюции и царизма.

Арест, заключение и освобождение

На фоне этих событий произошел еще один инцидент, который всколыхнул общественность не только в России, но и за границей. Речь идет об аресте и тюремном заключении, которому подвергся свт Тихон, патриарх Московский. Поводом для этого послужила его резкая критика советской власти, неприятие обновленчества и позиция, занятая им по отношению к процессу изъятия церковных ценностей. Первоначально Тихон, патриарх Московский, был вызван в суд в качестве свидетеля. Но затем он очень быстро оказался сам на скамье подсудимых. В мире это событие вызвало резонанс.

Представители главы многих православных архиепископ Кентерберийский и другие лица выступили с резкой критикой советской власти в связи с арестом патриарха. Этот показательный процесс должен был ослабить позиции православной церкви перед обновленцами и сломить всякое сопротивление верующих новой власти. Освобождение Тихон мог получить, только написав письмо, в котором должен был публично покаяться за свою антисоветскую деятельность и поддержку контрреволюционных сил, а также выразить свою лояльность по отношении к советскому режиму. И он пошел на этот шаг.

В результате большевики решили две проблемы - нейтрализовали угрозу контрреволюционных действий со стороны тихоновцев и воспрепятствовали дальнейшему развитии обновленчества, поскольку даже полностью лояльная религиозная структура была нежелательна в государстве, идеология которого основывалась на атеизме. Уравновесив силы патриарха Тихона и Высшего церковного управления обновленческого движения, большевики могли рассчитывать, что силы верующих будут направлены на борьбу друг с другом, а не с советской властью, которая, пользуясь таким положением дел, сможет свести религиозный фактор в стране к минимуму, вплоть до полного уничтожения религиозных институтов.

Смерть и канонизация

Последние годы жизни патриарха Тихона были направлены на то, чтобы сохранить легальный статус Российской православной церкви. Для этого он пошел на ряд компромиссов с властями в области политических решений и даже церковных реформ. Его здоровье после заключения было подорвано, современники утверждают, что он сильно постарел. Как сообщает житие Тихона, патриарха Московского, скончался он в день Благовещения, 7 апреля 1925 года, в 23.45. Этому предшествовал период продолжительной болезни. На погребении свт Тихона, патриарха Московского и всея Руси, присутствовало более полусотни архиереев и более пятисот священников. Мирян же было так много, что даже для того, чтобы проститься с ним, многим приходилось стоять в очереди по девять часов. Как святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен в 1989 году на Соборе РПЦ МП.

Дореволюционная деятельность

Семья, образование, постриг, рукоположение

Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии , в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина; впоследствии родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца , в Псковской епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди лиц духовного звания.

У Василия Беллавина было 3 родных брата, которые умерли, не дожив до старости. Родительница - Анна Гавриловна - скончалась 29 апреля 1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903 года, проездом из Петербурга назад в США , в свою епархию), после чего у него не осталось близких родственников.

По словам современника, «с детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества »; среди своих товарищей по Псковской Семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей ».

В декабре 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон ; 22 декабря рукоположён во иеромонаха .

В епископство Тихона имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской Церкви. Так, бывший священник Епископальной Церкви США Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine ) был рукоположен архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 5 ноября 1905 года .

При его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных тесктов на английский язык : выполнен г-жой Изабель Хэпгуд (Isabel F. Hapgood ) с церковнославянского .

При нём были открыты десятки новых храмов. В городе Скрантоне (Scranton, Pennsylvania), штат Пенсильвания , им был основан Свято-Тихоновский монастырь, при котором устроена школа-приют для сирот.

При Преосвященном Тихоне в состав епархии вошли 32 карпаторусских общины, пожелавших перейти из униатства в православие.

На Ярославской и Виленской кафедрах

Состоял почётным председателем ярославского отделения Союза русского народа .

22 декабря 1913 года, вследствие конфликта с ярославским губернатором графом Дм. Н. Татищевым, был переведён в Вильну (Северо-Западный край). При переводе из Ярославля, Городская дума Ярославля почтила его титулом «почётного гражданина города Ярославля»; Святейший Синод в сентябре 1914 года разрешил ему принять звание - «случай избрания епископа почётным гражданином города является чуть ли не единственным в истории Русской Церкви» .

В Вильне сменил архиепископа Агафангела (Преображенского) . Во время Первой мировой войны был в эвакуации в Москве.

В это время архиепископ Тихон пользуется большой популярностью в народе, по некоторым источникам, для благословения к нему приходили даже католики и староверы .

Тихон после революции

Избрание московским святителем и Патриархом всероссийским

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления.

7 ноября нареченный Патриарх отбыл в Троице-Сергиеву лавру , где пробыл несколько дней, о чём сохранились воспоминания архимандрита Кронида (Любимова) († 10 декабря ), наместника Лавры.

Деятельность Поместного Собора 1917-

Первая сессия собора приняла ряд нормативно-правовых документов для устроения церковной жизни в новых условиях: Определение о правовом положении Церкви в государстве , которое в частности предусматривало: первенствующее публично-правовое положение Православной Церкви в Российском государстве; независимость Церкви от государства - при условии согласования церковного и светского законоуложений; обязательность православного исповедания для главы государства , министра исповеданий и министра народного просвещения. Было утверждено Положения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете как высших органах управления в период между созывами поместных соборов .

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 года и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил Патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова) , Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих преемников.

Поток вестей о расправах над духовенством, в особенности убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) , побудил учредить особое поминовение исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». Были приняты Приходской устав, призванный сплотить прихожан вокруг храмов, а также определения о епархиальном управлении (предполагающее более активное участие в нём мирян), против новых законов о гражданском браке и его расторжении (последнее ни в коей мере не должно было затрагивать церковного брака) и другие документы.

Анафема и иные заявления

Хотя в общественном сознании закрепилось мнение, что анафема была изречена на большевиков, последние не названы явно; Патриарх осудил тех, кто:

гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Все сие преисполняет сердце Наше глубокою болезненной скорбью и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: „Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут“ (1Тим. 5:20).

Более определёнен адресат его Обращения к Совету Народных Комиссаров от 13/26 октября :

«Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <…>

Уголовное преследование

В тот же день была издана специальная инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, предусматривающая точные условия производства работ по изъятию и гарантирующая правильность этого изъятия.

В связи с декретом Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием от 15 (28) февраля 1922 :

<…> Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6(19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, неосвящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана (Апостольское правило 73, Двухкратн. Вселенск. Собор. Правило 10).

Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.

В марте в ряде мест произошли эксцессы, связанные с изъятием ценностей, особенно большой резонанс имели события в Шуе. В связи с последними 19 марта 1922 года Председатель Совнаркома В. И. Ленин составил секретное письмо. Письмо квалифицировало события в Шуе как лишь одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства».

Ленин в частности, писал:

Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадёжна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя исключительно благоприятный и вообще единственный момент, когда мы можем с 99 из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.

Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности ещё подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов, то есть эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в данный момент, именно в связи с голодом проведём с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом:

Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, - никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.

Посланная же от имени политбюро телеграмма о временной приостановке изъятия не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).

В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причём дать ему словесную инструкцию через одного из членов политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.

Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он, несомненно, стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом доклад в политбюро еженедельно.

На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем больше число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. (Известия ЦК КПСС , 1990, № 4, стр. 191-194)

30 марта заседало политбюро, на котором по рекомендациям Ленина был принят план разгрома церковной организации, начиная с «ареста Синода и Патриарха. Печать должна взять бешеный тон… Приступить к изъятию по всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».

В марте начались допросы Патриарха Тихона: он вызывался в ГПУ на Лубянку, где ему дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Беллавина как от ответственного руководителя всей иерархии определённого и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия».

После издания Заявления ему была предоставлена свобода в организации деятельности «Патриаршей» Церкви. Большинство исследователей склонны видеть основную причину отмены готовившегося судебного процесса в уступке правительства в ответ на ноту Керзона (известна как ультиматум Керзона), вручённую НКИД 8 мая 1923 года , от имени правительства Великобритании . Нота содержала угрозу полного разрыва сношений с СССР и требовала, среди прочего, прекращения репрессий против Церкви и духовенства и немедленного освобождения Патриарха (21-й пункт).

Церковная смута

14 мая 1922 года в Известиях появляется Воззвание верующим сынам Православной Церкви России , где содержалось требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении «гражданской войны Церкви против государства».

15 мая депутация обновленцев принята Председателем ВЦИК М. Калининым и на следующий день было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Последнее полностью состояло из сторонников обновленчества. Первым его руководителем стал епископ Антонин Грановский , возведённый обновленцами в сан митрополита. На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам задачу овладения властью, перевезли Патриарха Тихона в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции. К концу 1922 года обновленцы смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.

Чин погребения был совершён 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье , в Донском монастыре ; участвовали 56 архиереев и до 500 священников, пели хоры Чеснокова и Астафьева. Был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.

Канонизация и почитание

Литература

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин . М., 1994.
  2. ЖМП . 1990, № 2, стр. 56 - 68: Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
  3. Герд Штриккер. // Патриарх Тихон в поисках путей сосуществования с советской властью .
  4. Герд Штриккер. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью // Изъятие церковных ценностей. Процесс против митрополита Вениамина Петроградского .
  5. Протоиерей А. И. Введенский . За что лишили сана бывшего патриарха Тихона (Речь прот. А. И. Введенского на заседании 2-го Всероссийского Поместного Собора 3-го мая 1923 года в Москве). - М.: «Красная Новь», 1923.
  6. Протоиерей А. И. Введенский. Церковь Патриарха Тихона. Москва, 1923.

Примечания

Труды

  • В. Беллавин . О лице Господа Иисуса Христа «Странник». СПб., 1890. Том 2.
  • Архимандрит Тихон (Беллавин) . Вегетарианство и его отличие от христианского поста «Странник». СПб., 1895. Том 1.
  • Архимандрит Тихон (Беллавин) . О подвижничестве «Странник». СПб., 1897. Том 2.
  • Речь архимандрита Тихона при наречении его во епископа Люблинского (18 октября 1897 года) «Прибавления к Церковным ведомостям». СПб., 1897. № 43.
  • Поучение преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, к новопоставленному иерею «Прибавления к Церковным ведомостям». СПб., 1900. № 22.
  • Слово в день годовщины священного коронования 14 мая 1905 года, произнесенное св. патриархом Тихоном, в бытность его архиепископом Алеутским и Северо-Американским в Нью-Йоркском соборе «Православная жизнь». Jordanville, 2001. № 7(618).
  • Приветствие членам Собора Православной Российской Церкви от лица Московской кафедры (16 августа 1917 года) Пг., 1918.
  • Слово высокопреосвященного митрополита Тихона, в Крестовой церкви Троицкого Подворья при благовестии ему патриаршества (5-го ноября 1917 года) «Сергиевские листки». Paris, 1932. № 11(61).