Главная · Практика магии · Легенда о происхождении инков и основании куско. Главный бог инков Главный бог инков — Солнце

Легенда о происхождении инков и основании куско. Главный бог инков Главный бог инков — Солнце

|
мифология инковест, мифология инковес
Инкская мифология - комплекс воззрений, верований, культов и легенд инков.

  • 1 Источники
  • 2 Основа инкской мифологии
  • 3 Религиозные представления инков
  • 4 Космология и астрономия
    • 4.1 Млечный путь
    • 4.2 Звёзды
    • 4.3 Линии «секе» и уаки
  • 5 Основные легенды инков
  • 6 Представление о мире
  • 7 Пантеон инкских богов
  • 8 Второстепенные и региональные боги
  • 9 Монотеистические тенденции
  • 10 Религиозные практики
    • 10.1 Совпадения индейских религиозных практик с вуду
  • 11 Примечания
  • 12 См. также
  • 13 Литература

Источники

Первая часть книги «Хроника Перу» Сьеса де Леона, впервые описывающая мифологию народов Южной Америки (1553).

Все католические миссионеры, последовавшие за Франсиско Писарро, стремились уничтожить записи о древних инкских верованиях и культуре. Многие древние легенды сохранились среди коренного населения Перу, некоторая информация об инкской мифологии дошла из записей самих католических миссионеров - в основном, это произведения (в хронологическом порядке):

  • Сьеса де Леона,
  • Хуана де Бетансоса,
  • Кристобаля де Молины,
  • Бласа Валера,
  • Пабло Хосе де Арриага.
  • Франсиско де Авенданьо,
  • Франсиско де Авилы,
  • Пачакути Ямки,
  • Фернандо де Монтесиноса,

Большинство остальных авторов лишь заимствовали одни и те же истории, разведанные этими историками и миссионерами, часто путая и меняя как действующих лиц, так и место и время действия легенд и мифов. Практически все легенды содержат историческое зерно, но установить времена и эпоху по ним крайне непросто, так как миссионеры нечасто вдавались в глубокий анализ, но при этом изрядно добавляли христианское видение.

Основа инкской мифологии

Основной характеристикой мифологии инков служит её эклектичность, то есть сочетание и наслоение верований и мифов различных культур южноамериканского континента, существовавших как до Инков, так и одновременно с ними, что создаёт немалые трудности для определения того, к какому времени и народу в действительности относится та или иная легенда. большинстве случаев такие легенды уходят корнями в далёкое прошлое. Основным субстратом, хоть и не главным, считается мифология кечуанских народов, издавна живших в горной местности от северного Перу до южных пределов города Куско. Также мифология инков вобрала в себя такие древние и смежные культуры: мочика (юнки), чиму, уари, паракас, наска, чачапояс, чанки, аймара, пукина и многие другие. Незаконченный результат смешения всех этих мифологий и можно считать мифологией инков.

Религиозные представления инков

Пантеон инков достаточно многообразен, у некоторых богов повторяются обязанности. Это объясняется политикой инков в отношении завоёванных ими народов: они никогда не стремились запретить иные верования и богов, а наоборот, включали их в свой пантеон.

Важную роль у инков играли скалы и горы, многие из которых считались святыми. Эти места назывались «уака». Бернабе Кобо насчитал около 350 таких «уака», стоящих на топографических линиях секе, только в окрестностях Куско. Мачу Пикчу, например, одна из таких уака, но относящихся уже к топографии Империи.

Многие из природных объектов считались «уака», то есть святыми. Уака могли быть скалами, камнями, пещерами, холмами, утёсами, домами и ручьями, а также мумиями. Особую роль играли мумии правителей, поскольку в них была кровь Инти. Многие из инкских «уака» почитаются коренными народами Перу до сих пор.

Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.

Космология и астрономия

Основная статья: Астрономия инков

Инкская мифология непосредственно связана с космологией, поскольку каждая уака отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть каждой уака. Из них же, по представлениям инков, вышли различные народы.

Специалистами в астрономии были Философы - амаута, они же были и астрологами. частности, благодаря им и удалось собрать сведения по мифологии.

Млечный путь

Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» - Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в резуль­тате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту или в другую сторону от линии Север-Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.

Небес­ная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) - главной водной артерии обла­сти Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Счи­тается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьёт мало и поэтому остывает.

Звёзды

Инкских сведений о звёздах сохранилось немного. Так, наибольший перечень звёзд привёл испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев»:

Из звёзд обычно все поклонялись той, которую они называют Колька, а мы называем Плеяды. И остальные звёзды почитались, особенно, когда им казалось, что они были необходимы для их защиты. Потому что различные звёзды они наделяли различными функциями. И потому Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай, это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что Астрологи называют Лира. И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай, которых они изображают в виде овцы с барашком. Другие, живущие в гористых местностях, поклоняются иной звезде, называющейся Чуки чинчай; это, как они говорят, Тигр, в чьём ведении находятся Тигры, Медведи и Львы. Также они поклоняются другой звезде, называющейся Анкочинчай, оберегающей других животных. Точно также они поклоняются другой, под названием Мачакуай, в ведении которой находятся Ужи и Змеи, чтобы они им не причиняли вреда; и особенно все животные и птицы, обитающие на земле, они верили, что одно их подобие прибывало на небе, чьей заботой было их размножение и прирост. И так у них обстояло дело с различными звёздами, как с той, которую называют Чакама, и Топаторка, Мамана, и Мирко, Микикирай, и равным образом другие.

Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. - Lima, 1906, стр. 207-208

Линии «секе» и уаки

Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques - линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча в Куско. Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами - уаками.

Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 уак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но и также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций.

Уаки вместе со столбами, по которым велся календарь инков, составляли уже названное число 350.

Основные легенды инков

По легенде, основателем государства инков Тауантинсуйу был Манко Капак, легендарный правитель, произошедший, как считается, от бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. По другим версиям, он происходил от бога Виракочи или же вышел из вод озера Титикака. Существует много версий прихода к власти Манко Капака. По одной из них, он был создан богом Инти вместе с его братом Пача Капаком и отправлен на землю вместе с другими братьями и сёстрами для того, чтобы основать храм в честь отца - бога Солнца Инти. На земле они воплотились в пещере, и во время передвижения по пещерам к месту основания храма Куско один из братьев Манко Капака превратился в камень. другом варианте этой легенды они воплотились из озера Титикака.

Представление о мире

Космология инков. Три мира: Ханан Пача, Кай Пача, Уку Пача.

Пространство в мифологии инков состоит из трёх миров: подземный мир мёртвых и нерождённых Уку Пача, земной мир, в котором и жили инки, называвшийся Кай Пача, и высший мир, где обитают верховные боги Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча и Ильяпа. До сих пор в языке кечуа слово «пача» означает время или пространство. мифах по этому поводу имеется пословица: «Этот мир также уходит в иной мир», что можно понимать и как пространство, и как время.

Пантеон инкских богов

Как инкские, так и заимствованные:

  • Апо или Апу (кечуа Apu) - бог гор. Дословно, «господин».
  • Атагу́чу (кечуа Ataguchu) - бог, помогавший в сотворении мира.
  • Апокатекиль или Апотекиль или Катекиль (кечуа Apocatequil - es:Ka-Ata-Killa) - бог грома и молний.
  • Ванака́ури - бог Радуги, первопредок Инков, брат Манко Капака. Его идол - одна из главных святынь инков - находится неподалёку от Куско на одноименной горе.
  • Кавилья́ке (кечуа Cavillace) - богиня-девственница, зачавшая ребёнка от бога Кунирайа Виракоча, съев плод лукума. Обращена в камень вместе с ребёнком у самого моря, в которое бросилась, спасаясь от преследования Виракочи
  • Ча́ска (кечуа Ch"aska) - богиня рассвета и заката. Также богиня планеты Венера, считалась защитницей девственниц. Дословно означает - «звезда».
  • Ча́ска Ко́льур (кечуа Ch"aska Quyllur) - богиня цветов и девственниц, богиня планеты Меркурий.
  • Колаш (исп. Colash - es:Colash) - бог, родившийся из птицы. Выражает сущность всех вещей.
  • Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama) - богиня здоровья и счастья; считалось, что её тело стало первым растением коки, которое в культуре инков разрешалось жевать только мужчинам для большего сексуального удовлетворения женщин.
  • Кунира́йа (кечуа Quniraya Wiraqucha) - бог беременности и луны. Полное его имя было также - Кунирайа Виракоча. Бог-путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.
  • Копака́ти - (кечуа Copacati) богиня озёр. На кечуа слово "озеро" звучит как Cocha (Коча).
  • Екеко (кечуа Eqaqo или аймара Iqiqu) - бог очага и богатства, изобилия, плодородия и веселья у индейцев аймара или колья. Изначально его идол изготавливался из камня, горбатым и без одежды. Инки изготавливали кукол, представляющих этого бога, и просили у него благополучия. (es:Ekeko)
  • Ильа́па (кечуа Illapa) - очень популярный у инков бог грома и молний. У него инки просили хорошей погоды. День празднования Ильяпа - 25 июля.
  • И́нти (кечуа Inti)- es:Inti) - бог солнца, считался самым важным богом, а Инка считался прямым потомком Инти.
  • Кон (кечуа Kon) - бог дождя и ветра, приходящих с юга. Сын Инти и Мама Килла. (es:Kon (mitología inca))
  • Ма́ма А́льпа (кечуа Mama Allpa) - Мать-Земля, богиня плодородия, изображалась со множеством женских грудей.
  • Ма́ма Ко́ча (кечуа Mama Qucha) - Мать-Озеро, богиня моря и рыбы, покровительница рыбаков. По одной из легенд, мать Инти и Мама Кильа.
  • Ма́ма Па́ча или Пачама́ма (кечуа Pachamama - es:Pachamama) - богиня плодородия, покровительница во время посева и уборки урожая. Также она ответственна за землетрясения.
  • Ма́ма Ки́льа (кечуа Mama Killa) - богиня брака, фестивалей и Луны. Дочь Виракочи и Мама Коча, сестра и жена Инти. Была матерью Манко Капака, Пачакамак, Кон и Мама Окльо.
  • Ма́ма Са́ра или Сарама́ма (кечуа Mama Sara) - богиня зерна, была связана с маисом и ивой.
  • Па́ча Ка́мак (кечуа Pachakamaq - es:Pacha Kamaq) - создатель земли, обитающий в её недрах. Инки переняли поклонение этому богу у покорённого ими народа ичма.
  • Парьяка́ка (кечуа Paryaqaqa - es:Pariacaca (dios)) - бог воды, шторма, бури, селевых потоков, перенятый у других народов; также бог дождя. Родился из пяти яиц. Воплотился в виде сокола, но потом стал человеком. Его символом были пять яиц: четыре по углам и один в центре. Соблазнил девицу-красавицу Чукисусо, помог построить оросительный канал, при этом ему помогали все виды животных, предположительно, являвшиеся кечуанскими знаками зодиака на небосводе.
  • Парисиа (кечуа Paricia) - бог, убивающий людей с помощью наводнений за недостаточное почитание. Возможно, одно из имён Пача Камака.
  • Су́пай (кечуа Supay - es:Supay) - бог смерти и демонов, правитель подземного мира Уку Пача. Дословно - «тень». Представления о Супае как о демоне присвоены первыми христианскими священниками. Основное значение было, однако, другим.
  • Уркагуа́ри или Уркава́ри (кечуа Urcaguary) - бог металлов и драгоценных камней, а также других полезных ископаемых, имевших большое значение.
  • Уркачи́льай (кечуа Urcuchillay) - бог, наблюдавший за животными.
  • Вирако́ча (es:Viracocha - кечуа Wiraqucha или Apu Qun Tiksi Wiraqucha) - бог всего; изначально был верховным богом, но после того, как Пачакутек стал Инкой, он изменил расстановку сил в пантеоне и объявил главным Инти, который, как считалось, помог победить народ чанка - главных врагов инков на тот момент. Полным именем его, возможно, было Кон Тикси Виракоча Пачаячачик. Также существовали другие персонажи с таким именем: Имаймана Виракочи и Тукапу Виракочи - сыновья Создателя Пачаячачика, а также Кунирая Виракоча и Илья Тиси Виракоча.

Второстепенные и региональные боги

Все хронисты, сообщавшие об андских верованиях, говорят и о богах второстепенных: во-первых, это региональные или племенные, во-вторых, районные или клановые, и, наконец, фамильные. Первых историк Кристобаль де Альборнос называет пакариски. Пакариски могли быть мифическими первопредками и прародителями больших этнических групп, выступавшими в различных ипостасях. Среди них можно упомянуть таких богов, как Париакака, Каруа, Ванка, Айсавилька, Чинчакоча или Янараман (Pariacaca, Carhua Huanca, Aisawilka, Chinchacocha, Yanaraman). Эти божества, согласно Ане М. Марискотти, «не являются ни творцами, ни сотворёнными, или principium sine principio, а потомками других богов». Таковым является Париакака в традициях племени чека, где он считается сыном Виракочи; точно так же, если мы посмотрим на традиции юнков, собранных августинцами в 1551 году, то обнаружим, что Апо Катекиль - это сын Атагуху. Нечто похожее обнаруживается в локальных мифических историях.

Ваки в Гуамачуко

Августинцами упоминаются такие идолы и ваки в регионе Гуамачуко (см. карту):

  • Льайген (Llayguen)
  • Каури (Cauri)
  • Гуальио (Guallio)
  • Коакилька (Coaquilca)
  • Касипома (Casiapoma)
  • Гуамансири (Guamansiri)
  • Топа Льимильай (Topa Llimillay)
  • Мунигиндо (Muniguindo)
  • Гуачекоал (Guachecoal)
  • Усорпильао (Uzorpillao)
  • Акучуакке (Acuchuacque)
  • Янагуанка и Шулька Вака (Yanaguanca y Xulca Huaca)
  • Майльа (Maylla)
  • Льага (Llaga)
  • Гуаканкоча (Guacancocha)

Монотеистические тенденции

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки.

Пример одного из таких гимнов:

О Создатель, корень всего,
Виракоча, конец всего,
Повелитель в сияющей одежде,
Зарождающий жизнь и все приводящий в порядок,
Говоря: «Да будет мужчина! Да будет женщина!»
Создатель, творец,
Ты дал жизнь всем -
Храни их,
Пусть живут они в процветании и счастье,
В безопасности и мире.
Где ты?
Снаружи? Внутри?
Над этим миром в облаках?
Под этим миром в тенях?
Услышь меня!
Ответь мне!
Прими слова мои к сердцу!
Бесконечные века
Дай мне жить,
Сожми меня в руках,
Держи меня в ладонях,
Получи это подношение,
Где бы ты ни был, мой Повелитель,
Мой Виракоча.

Оригинальный текст (кечуа)

A tiqsi Wiraqucha
qaylla Wiraqucha
tukapu aknupu Wiraquchan
kamaq, churaq
"Qhari kachun, warmi kachun,"
nispa.
Ilut"aq, ruraq
kamasqayki,
churasqayki
qasilla qispilla kawsamusaq
Maypin kanki?
Hawapichu?
Ukhupichu?
Phuyupichu?
Llanthupichu?
Uyariway!
Hay niway!
Iniway!
Imay pachakama,
hayk"ay pachakama
kawsachiway
marq"ariway
hat"alliway
kay qusqaytari chaskiway
maypis kaspapis
Wiraquchaya.

Религиозные практики

Совпадения индейских религиозных практик с вуду

Некоторые религиозные практики индейцев имели типологическую схожесть с вуду, в частности, имелся обряд с так называемой куклой вуду. Так, юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1567 году обряды индейцев в Перу в своей «Инструкции по борьбе с церемониями и обрядами, применяемыми индейцами со времён их безбожия», замечает:

Чтобы наслать болезнь на того, кого они ненавидят, или чтобы тот умер, они несут его одежду и наряды, и одевают в них какую-нибудь статую, которую делают от имени той особы, и проклинают её, оплёвывая и казня её повешение.

- «Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. – Lima, 1906, стр. 201

Примечания

  1. Салькамайва, 2013
  2. «Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». - Madrid, 1879, стр. XXXVI
  3. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina . In Relación de las fabulas y ritos de los Incas, edited by Horacio H. Urteaga and Carlos A. Romero, 3-106. Colección de Libros y Documentos Referentes a la Historia del Perú, no. 1. Lima: Sanmarti & ca, 1916.
  4. Педро де Сьеса де Леон. «Хроника Перу». Часть Вторая: «Владычество Инков». Глава XXVI.
  5. Ю. Е. Березкин. «Инки. Исторический опыт империи». Глава 4
  6. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI)
  7. Zuidema 1990: 73; 1995
  8. Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. Madrid 2007. Miraguano, Polifemo. ISBN 978-84-7813-228-7, ISBN 978-84-86547-57-8
  9. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий). Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  10. 1 2 3 Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
  11. Педро де Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Первая. - Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий). Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
  12. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina
  13. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XI. - Киев, 2006. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  14. Анонимный автор. Доклад о религии и обрядах Перу, составленный первыми священниками Августинцами, направившимися туда для обращение местных жителей в христианство (1560).. www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (28 сентября 2009). - Религия Анд. Мифология Инков и жителей Вамачуко (Центральное Перу).. Проверено 11 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 8 декабря 2012.
  15. Берёзкин Ю. Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991.
  16. Священные гимны Пачакутека, на сайте Месоамерика

См. также

Литература

  • Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 418 с. - ISBN 978-617-7085-03-3.
  • Пачакути Йамки Салькамайва, Куприенко С.А. Доклад о древностях этого королевства Перу / пер. С. А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 151 с. - ISBN 978-617-7085-09-5.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 370 с. - ISBN 978-617-7085-00-2.

мифология инковес, мифология инковест

Мифология инков Информацию О

А на небольшой площади перед аэровокзалом все пассажиры сразу же попали в плотное галдящее кольцо чумазых оборвышей. Все они настойчиво клянчили, а то и требовали дать им несколько американских центов или - на худой конец - хотя бы перуанскую монетку инти. Местные "гавроши" за эту мзду готовы были оказать любую мелкую услугу: поднести чемодан, проводить до стоянки такси, навести блеск на ботинки.

Несколько особняком суетились фотографы. Они щелкали затворами всякий раз, как только кто-то из приехавших попадал в поле зрения их объектива. Мелькнула мысль: не перепутали ли нас с какими-нибудь знаменитостями. Оказалось, что нет. Разгадка этого нехитрого трюка пришла на следующий день, когда началась туристическая программа. Вчерашние фотографы уже ожидали нас в ключевых пунктах отработанного годами маршрута. В руках у них были свежеотпечатанные соблазнительные снимки, и редко кто, увидев себя запечатленным на фоне аэровокзала, да еще на виньетке с видами города, отказывался приобрести на память совсем не плохую фотографию.

Еще в Лиме, нынешней столице Перу, меня предупреждали: первые сутки желательно помедленнее двигаться, дышать "неторопливо", постоянно помнить о том, что Куско расположен на высоте 3 400 метров над уровнем моря и воздух здесь разряженный. То же самое нам рекомендовали и в отеле, где мы остановились: сначала отдохнуть и ни в коем случае не спешить с выходом в город.

Но турист есть турист. По природе своей он одержим стремлением как можно быстрее окунуться в чужую жизнь, о которой столь наслышан. Не миновала эта страсть и меня, тем более что первое время чувствовал себя нормально. И, пренебрегая советами и рекомендациями, пулей вылетел на улицу. Но вскоре из-за сильной одышки пришлось признать, что с высотой действительно шутки плохи.

Куско насчитывает не одну тысячу лет. В некоторых его районах обнаружены руины, относящиеся еще к третьему веку до нашей эры. Однако ни археологам, ни историкам не удалось установить хотя бы приблизительную дату его основания, равно как и обстоятельства, при которых он появился. Его еще называют городом-музеем под открытым небом и "археологической столицей Южной Америки" - так много здесь древних храмов (правда, нередко полуразрушенных), различных исторических памятников, относящихся к эпохе инков, древних индейских племен, некогда населявших эти места.

Само же название города, как полагают, произошло от слова "коско", что на языке инков означает "центр четырех районов". И действительно, Куско был столицей огромного государства индейцев Таунтинсуйу (или "четыре соединенные между собой стороны света"), по своим размерам превосходившего Римскую империю в период ее расцвета. Оно охватывало территорию, занимавшую большую часть современных латиноамериканских стран: Эквадора, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, некоторые районы Колумбии. В Куско сходились пути со всех обширных областей, завоеванных теми же инками.

Куско, наконец, был религиозным центром Таунтинсуйу. Его украшала Кориканча, что в переводе с индейского означает "Золотой двор". Это грандиозный ансамбль величественных храмов, посвященных Солнцу, Луне, Грому, другим индейским божествам. О гигантских размерах ансамбля можно судить хотя бы по сохранившейся полукруглой стене, поражающей своей мощью.

И не только. Стена дает представление о совершенстве строительной техники древних мастеров, которая и по сей день вызывает удивление. Стена возведена из плит, свободно положенных одна на другую и ничем не скрепленных. Отдельным камням была придана сложная геометрическая форма. Лицевая их сторона образовала многогранники, вплоть до двенадцатиугольников. Камни обработаны с такой точностью, что между ними не удается втиснуть ни иголку, ни самый тонкий лист бумаги.

С таким же совершенством были возведены и остальные сооружения инков, речь о которых пойдет чуть ниже. Во дворе одного из храмов нам показали камень, длина которого не превышала сорока сантиметров. Вдоль всего камня было просверлено отверстие правильной цилиндрической формы сантиметров шести в диаметре. Стенки его были совершенно гладкими. Остается только гадать, как это было достигнуто, если известно, что инки не знали, что такое железо или сталь.

Непонятно также и то, каким образом инки могли резать, перевозить, монтировать и подгонять чуть ли не до миллиметровой точности стыки каменных блоков невероятной твердости и поистине циклопических размеров. Могу засвидетельствовать, что одна такая плита-блок была длиной метров пятнадцать, шириной - четыре, а высотой три метра. При этом надо иметь в виду, что инки не пользовались не только сталью или железом, но и цементом и другими скрепляющими материалами.

Кстати, захватив Куско, испанцы уничтожали языческие храмы и возводили на их месте свои церкви. Был даже брошен своего рода клич: "Сколько дворцов и храмов у язычников-индейцев, столько же католических соборов" - явная заявка на свое духовное превосходство над народом завоеванной страны. Первой жертвой этого высокомерия стала Кориканча, в частности, храм Солнца. Выдержав не одно землетрясение, он не устоял под ударами заморских вандалов, уступив свое место собору Санто-Доминго.

Между тем храм Солнца представлял собой высшее достижение инкской архитектуры и изобразительного искусства. Лишь предания да редкие записи монаха, который сопровождал испанских завоевателей, дают некоторое представление о величественном каменном сооружении с позолоченными стенами и крышей, покрытой золотыми плитами. Под предлогом, что храм Солнца является порождением дьявола, вандалы, предводительствуемые Франсиско Писарро, разграбили святыню, в просторный двор которой выходили пять главных храмовых помещений. Стены одного из них были выложены толстыми плитами золота, а фасад украшал огромный диск из чистого золота, символ высшего божества и правителей империи.

Но время сыграло с конкистадорами злую шутку. В 1950 году Куско пережил незначительное по здешним меркам землетрясение - силой всего два-три балла. Тем не менее собор Санто-Доминго рухнул. От него осталась лишь стена Кориканчи. "Чудо" объяснялось просто. Как потом выяснилось, испанцы так и не смогли разрушить строение инков до основания. Убедившись в бесполезности затеи, они пошли на хитрость - на руинах надстроили стены будущего собора, отштукатурили их и закрасили. В те дни, когда мы были в Куско, продолжались работы, но не по восстановлению Санто-Доминго, а по возрождению Кориканчи. Побывав на месте стройки, мы увидели ее отдельные компоненты - храм Грома, храм Радуги. Заканчивалась реставрация помещения для жертвоприношений.

Об истории древней столицы инков рассказывают камни развалин и других храмов и крепостей как в самом городе, так и в его окрестностях, которые мы осматривали в сопровождении гида Марио Гонсалеса, несколько лет посвятившего изучению Куско и прекрасно знающего его. Влюбленный в этот город, он с таким упоением и эмоциональностью говорил о каждой достопримечательности, что они как бы оживали перед нами во всем великолепии, хотя от некоторых остались только развалины.

В период наивысшего расцвета империи инков в ее столице проживало двести тысяч человек. Так что Куско даже по нынешним понятиям был крупным городом. В те времена его главная площадь Plaza de dioses (Площадь богов) была священным местом. На него была свезена плодородная земля со всех концов страны. Тем самым символически утверждалось единство и равноправие всех регионов и людей огромной империи.

Характерно, что та же площадь и сегодня служит своеобразным символом. Правда, диаметрально противоположным, о чем можно судить по ее нынешнему названию - Plaza de armas (Площадь оружия), прославляющему воинственность покорителей континента. Примечательно, что так называются основные площади едва ли не всех латиноамерканских городов.

В течение дня мы осмотрели едва ли не все древние сооружения, расположенные в радиусе нескольких километров. Благо что в нашем распоряжении был додж, выделенный местным турагентством. Первым историческим памятником на нашем пути оказалась Колькампата - "Высокая житница" (или проще - "Зернохранилище"), основанная, по преданию, Манко Капаком, самым первым Верховным Инкой, правителем империи. Если быть более точным, то нам пришлось знакомиться с тем, что осталось от Колькампаты. Внушительных размеров руины находились неподалеку от смотровой площадки, с которой просматривался весь город. Здесь же и огромный амфитеатр Кхенеку, где устраивались церемонии в честь богини Ночи.

Поднимаемся еще выше в гору, и перед нами предстает Тампумачай, куда Верховный Инка приезжал со своим двором принимать ванны. Когда-то там существовал храм Воды. Инки обожествляли воду и придавали большое значение всему, что связано с ней. В частности, верили, что, омывая тело, они одновременно очищают и душу. Местные жители и поныне берут питьевую воду из проложенного здесь водопровода, сложенного восемь веков назад.

К северо-западу от Куско и выше его на триста метров находится монументальный археологический комплекс Саксайуман. Он представляет собой три параллельные зигзагообразные стены вокруг каменного "трона Инки" под охраной 21 бастиона. Над ними возвышаются мощные башни, каждая из которых способна укрыть до тысячи воинов. По преданию, во время осады города с одной из башен бросился вниз индейский вождь Кауиде, предпочтя смерть испанскому плену.

Как объяснил Марио Гонсалес, Саксайуман на языке индейцев кечуа означает "Хищная птица серокаменного цвета". И действительно, забравшись выше в горы, я убедился, что очертания Саксайумана напоминают контур птицы. Долгое время он считался крепостью, где Верховный правитель империи проводил смотр своих войск. Однако сейчас ученые стали склоняться к мысли, что этот комплекс имел прежде всего культовое назначение. Под землей немало переходов и помещений, которые, по всей видимости, использовались для жертвоприношений. Не исключено, что в этих переходах инки прятали часть своих богатств. Но, независимо от того, чем был Саксайуман в древние времена, он является прекрасным памятником архитектуры доколумбовой эпохи.

Имеется еще одно значение слова "коско". На языке индейского племени кальявойо - это самый богатый человек. Думается, что и такое происхождение названия столицы инков имеет право на существование. Трудно даже представить себе, какими богатствами, главным образом золотом, обладали правители империи инков. О золоте говорится и в одной из легенд о происхождении Куско. Появившись из пены озера Титикака и после долгих блужданий в поисках земли, указанной богом Солнца (Инти), его дети - брат и сестра Манка Капак и Мама Окльо - вышли к горе Уанакауре и у ее подножия воткнули золотой посох, объявив, что именно здесь они обоснуются.

С золотом связана и древняя легенда, рассказывающая о тайном входе в обширный лабиринт подземных галерей под рухнувшим зданием собора Санто-Доминго. Как свидетельствует испанский журнал "Мас алья", специализирующийся на описании всевозможных исторических загадок, легенда эта, в частности, повествует о том, что существуют гигантские по протяженности туннели, пересекающие обширную гористую территорию Перу и доходящие до Бразилии и Эквадора. На языке индейцев-кечуа они называются "чинкана", что дословно означает "лабиринт". В этих туннелях инки, якобы обманув испанских конкистадоров, спрятали значительную часть золотого богатства своей империи в виде художественных изделий больших размеров. Указывалась даже конкретная точка в Куско, где начинался этот лабиринт и где когда-то стоял храм Солнца.

Именно золото прославило Куско (здесь до сих пор действует единственный в мире музей, посвященный этому благородному металлу). Но оно же и погубило его. Испанские конкистадоры, покорившие город, разграбили храм Солнца, и все его богатства, включая золотые статуи в саду, погрузили на корабли и отправили в Испанию. Тогда же пошла и молва о существовании подземных залов и галерей, куда инки якобы спрятали часть ритуальных золотых изделий. Молва эта косвенно подтверждается хроникой испанского миссионера Фелипе де Помареса, который рассказал в XVII веке о судьбе принца инков, признавшегося своей жене-испанке Марии де Эскивель о миссии, "ниспосланной ему богами": сохранить самые ценные скоровища предков.

Завязав жене глаза, принц провел ее через один из дворцов в подземелье. После долгих переходов они оказались в огромном зале. Принц снял с глаз супруги повязку, и при слабом свете факела она увидела золотые статуи всех двенадцати царей инков, достигавшие в высоту роста подростка; множество золотой и серебряной посуды, фигурки птиц и зверей из золота. Как верная подданная короля и истовая католичка, Мария де Эскивель донесла на своего мужа испанским властям, в деталях рассказав о своем путешествии. Но принц, почуяв недоброе, исчез. Последняя нить, которая могла бы привести в подземный лабиринт инков, была оборвана.

В Куско мне не раз приходилось слышать фразу "Часы города остановились в 1533 году". Именно тогда, а точнее в ноябре того года, пала и была разграблена столица инков. Тогда же были уничтожены не только те храмы и сооружения, о которых речь шла выше, но и Интипампа, или "Солнечное поле", - внутренняя площадь Кориканчи. В Интипампе были установлены в натуральную величину фигуры пум, ягуаров, лам, оленей, змей, отлитых из золота и серебра. В ветвях золотистых деревьев сидели золотые птицы, а на цветах - бабочки.

Все это было переплавлено, в слитках вывезено в Испанию и превратилось там в звонкую монету. В XVI веке испанцы накопили у себя около 200 тонн золота и 16 тысяч тонн серебра, вывезенных из Южной Америки после открытия континента Христофором Колумбом. Это было в восемь раз больше запасов золота и серебра, находившихся в распоряжении остальных европейских государств. Характерно, что рентабельность первого путешествия Колумба (а всего он совершил четыре) составляла 17 тысяч процентов. То есть, по расчетам современников, доходы экспедиции превзошли ее расходы в 170 раз. Что и неудивительно, учитывая, что корабли генуэзца вернулись из Америки груженные драгоценным металлом, которого, как мы видели, на открытом им континенте оказалось более чем достаточно. Фантастически рентабельными были и последующие экспедиции, проводившиеся уже после кончины Великого адмирала.

Всего же за время господства над южноамериканскими колониями в испанскую казну поступило около двух триллионов долларов по нынешнему курсу. Сумма астрономическая, если иметь в виду объем экономики того периода. Испания имела столько золота, что один из советников короля Карлоса V (1516-1555) предложил монарху учредить единую валюту для всей Европы. Однако эта идея в силу различных причин не была реализована.

Но вернемся в Куско. Его история все же не остановилась в 1533 году, хотя город так и не смог воспрянуть и стать тем, чем был во времена империи инков. Единственно, в чем он сравнялся с Куско ХVI века, так это численностью населения. И сейчас это второй по величине город в Перу, в котором проживают, как и раньше, 200 тысяч человек.

В настоящее время Куско, некогда административный, культурный и религиозный центр страны с его величественными храмами, превратился в город мелких лавочек, уличных торговых рядов, импровизированных ярмарок. Большая часть их забита всевозможной церковной утварью, молитвенниками, четками, подсвечниками, дешевыми статуэтками, артесанией - поделками местных ремесленников. Особой популярностью в Куско пользуются воскресные базары, устраиваемые в районе железнодорожного вокзала или на площадях. Прямо на земле разложены горы юки или камоте (сладкий картофель), овощи, фрукты, головки овечьего сыра. Здесь же вытканные одеяла из шерсти ламы или викуньи, всевозможные пояса, сбруя, остроконечные шапки горцев с инкскими украшениями, пончо (традционный индейский наряд) из тончайшей или грубой шерсти. Зазывалы умоляют туристов приобрести сувениры, плетеные корзины, глиняную посуду, пичинчи (пастушья свирель) и много других колоритных изделий народных умельцев.

Кажется, что город ни на минуту не утихает: и днем, и ночью по его улицам фланируют не только туристы, но и индейцы, спустившиеся с гор из окрестных поселков. Босые или в сандалиях с подошвами из старых шин, в коротких холщовых штанах или шерстяных брюках, с непременными пончо, перекинутыми через плечо, в черных шляпах с узкими полями, они неторопливо и важно прогуливаются по городу. У некоторых индеанок за спиной мирно посапывают младенцы, удобно устроившиеся в специальных мешках-"кенгуру".

Пожалуй, самое интересное и впечатляющее зрелище в Куско - концерты, устраиваемые по вечерам в субботу и воскресенье. В эти дни, едва солнце скроется за горами, местные жители и туристы подтягиваются к площади Оружия, чтобы послушать выступление либо муниципального духового оркестра, ""либо музыкального коллектива полиции или местной воинской части. Собственно говоря, для индейцев этот концерт - единственное бесплатное развлечение, и вряд ли будет преувеличением сказать, что многие из них приходят в город только для того, чтобы послушать музыку. Они плотным кольцом обступают небольшой подиум, на котором располагаются артисты, и со всем вниманием, на которое только способны, слушают мелодию, стараясь не пропустить ни одного звука.

Право, я никогда не встречал столь благодарных меломанов. Обычно утомленные и безразличные ко всему, что их окружает, сосредоточенные и углубленные в себя, на площади индейцы преображаются. Не отрывая глаз от оркестра, одни внимательно следят за взмахами дирижерской палочки, другие в такт музыке шевелят губами, а кое-кто чуть ли не приплясывает в такт исполняемой народной песне.

Концерт, как правило, заканчивается за полночь. Но и после ухода музыкантов на площади царит оживление: все обмениваются впечатлениями.

Многие наверняка не один раз слышали об империи Инков, которая некогда существовала в Южной Америке и которая пала жертвой жадности испанских конкистадоров. Саму историю цивилизации инков мы рассмотрим чуть позже, а пока ознакомимся с религией империи инков. Итак, во что же верили древние инки и какие религиозные ритуалы они проводили.

Обожествление Солнца - явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.
Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча - загадочный «белый» бог - высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча - Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

Пантеон инков

Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди главных инкских богов выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума). Некоторые боги были трилики. Так, бог грома имел три ипостаси: «копьё света» - молния, «луч света» - гром и Млечный Путь.
Имелся в инкской мифологии и образ дьявола - олицетворение всего того, что презиралось инками. Дьявол (Супай) во всём старался противостоять богам и стремился причинить как можно больше вреда людям. И конечно, он мешал выполнять главные заветы, по которым жили инки: «ама суа» - «не воровать», «ама льюлья» - «не лениться» и «ама келья» - «не лгать». Но что мог предпринять даже самый искушённый дьявол против такого великого бога, как Инти-Солнце!
Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. В число священных животных входили лиса, медведь, пума, кондор, голубь, сокол, змея, жабы и др.
Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца и посредником между божественным и человеческим мирами. Его считали бессмертным. И даже если Верховный Инка умирал, инки полагали, что он продолжает оказывать влияние на жизнь людей. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вилъяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.

Подобно жрецам знаменитого Дельфийского оракула, жрецы крупнейших храмов инков играли огромную роль не только в хозяйственной, но и в политической жизни «империи». Нередко именно они определяли следующего «императора».
Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий. Особую составляли алькас - «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах - алъкау-асисах. Их набирали из клана (рода) Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входили шитьё одежды для Инки и его приближённых, приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни.

Представления инков о вселенной

По верованиям инков, вселенная - пача - была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) - царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней) и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева - от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, - из озёр, источников, пещер.
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей - диких людей, подготовил почву для появления другого поколения - воинов.

Религиозные праздники инков

В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога - Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков.
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю - главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама - основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми - праздник императора (декабрь); Койя Райми - праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя - месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда - посуду поскромнее.

Жертвы инков богам

Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душу жестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо.
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба: добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.

Храмы инков

Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца - Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков - символ Солнца, а серебро - символ Луны.
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней…
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались… мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».

На протяжении большей части XIX столетия казалось, что по археологии Мексики уже сказано последнее слово. Недостаток раскопок и исследований ограничивал кругозор ученых, и им не над чем было работать, за исключением того, что уже было сделано в этом направлении до них. Авторы трудов о Центральной Америке, жившие в третьей четверти прошлого века, полагались на путешествия Стефенса и Нормана и, видимо, не считали необходимым заново исследовать страну или ее древности, по которым они специализировались, или снаряжать новые экспедиции, чтобы узнать, существуют ли еще памятники, относящиеся к культуре древних народов, которые воздвигали теокалли в Мехико и уака в Перу. Правда, в середине века не обошлось совсем без исследователей-американистов, но эти исследования проводились так поверхностно, что результаты их трудов добавили в науку совсем немногое.

Можно сказать, что современные археологические исследования Америки стали делом рук группы блестящих ученых, которые, работая порознь и не делая попыток к сотрудничеству, тем не менее сумели многого достичь. Среди них можно упомянуть французов Шарнэ и де Росни и американцев Бринтона, Х.Х. Бэнкрофта и Сквайера. Их преемниками стали немецкие ученые Селер, Шеллхас и Фёрстеман, американцы Уинсор, Старр, Севайл и Сайрус Томас, а также англичане Пейн и сэр Клементс Маркхэм. Этим людям, имевшим великолепное снаряжение для работы, все же мешала нехватка достоверных сведений, что позднее было возмещено отчасти их собственными раскопками и отчасти кропотливым трудом профессора Модслея, главы Международной коллегии по древностям в Мехико, который вместе со своей женой является автором наиболее точных графических репродукций со многих древних сооружений в Центральной Америке и Мексике.

Авторов в области мексиканских и перуанских мифов было мало. Первым рассмотрел этот предмет в свете современной науки по сравнительной религии Даниэль Гаррисон Бринтон, профессор университета в Филадельфии, занимавшийся археологией и языками Америки. За ним последовали Пейн, Шеллхас, Селер и Фёрстеман, но все они ограничились публикацией результатов своих исследований в виде отдельных статей в различных географических и научных журналах. Замечания специалистов в области мифологии, не являющихся при этом американистами, на тему мифов народов Америки нужно принимать с осторожностью.

Наверное, наиболее остро в современной археологии доколумбового периода стоит вопрос, связанный с алфавитами древней Америки. Но в этой области делаются большие успехи, и несколько ученых продолжают работать в тесном сотрудничестве, чтобы добиться окончательных результатов.

Чего добилась Великобритания в этой новой и захватывающей области науки? За исключением ценных трудов покойного сэра Клементса Маркхэма, которым он посвятил всю свою жизнь, почти ничего. Мы искренне надеемся, что публикация этой книги может направить многих английских ученых в изучении и анализе археологии Америки.

Остается романтика древней Америки. Интерес к американской средневековой истории, вероятно, всегда будет вертеться вокруг Мексики и Перу, этих золотых империй, единственных образцов ее цивилизации. И именно к книгам, посвященным характерным особенностям этих двух государств, мы должны обратиться, преследуя романтический интерес, такой же пытливый и всепоглощающий, как и интерес к истории Египта или Ассирии.

Если кто-то испытывает интерес к людям той эпохи, пусть обратится к повествованиям Гарсиласо де ла Вега Эль Инки и Иштлильшочитля, представителей последних потомков Перуанской и Тецкокской монархий, и прочтет в них страшный рассказ о кровавом пути к богатству Писарро и беспощадного Кортеса, о неимоверных жестокостях по отношению к населению с «дьявольским» цветом кожи, об ужасной лжи жаждавших золота пиратов, нагруженных сокровищами из дворцов, о разграблении храмов, сами кирпичи которых были золотыми, а водоотводные трубы - серебряными, о грабеже и попрании святынь, о богах из порфира, свергнутых вниз со склонов величественных пирамид теокалли, о принцессах, сброшенных со ступеней трона, - да, прочтите их, как самые поразительные рассказы, когда-либо написанные рукой человека, рассказы, рядом с которыми бледнеют арабские сказки, - эту историю столкновения миров, завоевание нового, отделенного от всего мира полушария.

Принято говорить об Америке как о «континенте без истории». Это чрезвычайно глупое утверждение, так как в течение веков до оккупации европейцами Центральная Америка была средоточием цивилизаций, которые гордились своей историей и полуисторической мифологией, богаче и интересней которых не было. И только потому, что источники этой истории неизвестны широкому читателю, существует такая уверенность в ее отсутствии.

Будем надеяться, что эта книга может помочь привлечь внимание многих читателей к истоку той реки, чьи притоки питают водой многие прекрасные равнины, которые не становятся менее прекрасными оттого, что они причудливы, и менее поражающими воображение оттого, что они несколько далеки от современности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕКСИКИ

Цивилизации Нового Света

В настоящее время не ставится под сомнение вопрос о местном происхождении цивилизаций Мексики, Центральной Америки и Перу, хотя ряд прежних представлений оказался ошибочным. Предками народов, которые населяли эти регионы, и культур, которые они создали независимо друг от друга, называли чуть ли не каждый цивилизованный или полуцивилизованный народ древности, и выдвигались произвольные, пусть даже и захватывающие, теории с намерением показать, что цивилизация на американской земле зародилась благодаря азиатскому или европейскому влиянию. Эти теории выдвигались, главным образом, людьми, имевшими лишь общее представление о среде, в которой возникла исконно американская цивилизация. Они были поражены внешними чертами сходства, несомненно существующими между американскими и азиатскими народами, обычаями и формами искусства, которые перестают быть очевидными для американиста, различающего в них только те схожие черты, которые неизбежно возникают в деятельности людей, живущих в схожих условиях окружающей среды и в схожих общественных и религиозных условиях.

Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев, и обычно нас стараются уверить в том, что это именно их культура берет свое начало в Азии. Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г-ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892-1899). Но можно заметить, что самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени также не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими. И мы можем быть уверены в том, что если бы какой-то цивилизованный народ попал на территорию Америки из Азии, то остался бы неизгладимый след на всех вещах, которые тесно связаны с жизнью народа, а также в искусстве, так как они в такой же степени являются продуктом культуры, как и умение возводить храмы.

В Старом свете XII век ознаменовался успешным развитием религии, а его жители давно отошли от многобожия. В Западной Европе церковь тогда же разделилась на западную римско-католическую и восточную православную. Велись с десяток Крестовых походов за овладение Палестиной, прародиной Иисуса Христа.

В это время на Американском континенте еще верили в тотемы, фетиши и мумии и поклонялись десяткам божеств. На территории проживания перуанских племен находилось более десяти тысяч металлических, каменных и деревянных идолов. Из них полторы тысячи мумий умерших создателей родов и племен. Всем им инки продолжали поклоняться. При этом были созданы две уникальные человеческие цивилизации – инков и ацтеков.

Виракоча — великий бог-создатель у инков

Кто прервал историю доколумбовой цивилизации инков?

К сожалению, уникально развитые города и огромные культурные ландшафты инков просуществовали лишь пять веков до их уничтожения испанскими завоевателями. Эти цивилизации канули в Лету в 15-м столетии. Вслед за колонизаторами в горные Анды нагрянули католические миссионеры. «Просветители» сделали все для того, чтобы будущие поколения мало что знали об инках и их истории.

Индейцы в горном массиве Анды в Южной Америке не называли себя инками. Инком у них числился лишь император, а самоназвание племени звучало как «капак-куна» (в переводе с их языка — «великие», «прославленные»). В свою очередь Великий Инк существовал как сын Солнца и происходил от главного бога инков.

Главный бог инков — Солнце

У религий каждой страны существовали национальные или иные различия, но были схожести, независимо от континента. Все древние люди прошли периоды поклонения культам — форме дохристианской ранней религии. Это фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения. У инков это также проявилось. Но их религию называли солнечной.

Как и в Греции или Вавилоне, инки обожествляли природные явления, понять которые они не могли. Например, гром, молнии, землетрясения, затмения Солнца или Луны. У инков был свой бог, подобный Зевсу-Громовержцу, как в Древней Элладе. В Андах не было для людей ничего дороже Солнца. Но в особенностях поклонения этому божеству инки обошли все народы, даже соседних ацтеков. Они считали себя детьми Солнца.

К человечеству дошли изображения главного бога этих племен в виде золотого диска с человеческим лицом. Рассмотрев этот артефакт индейцев, убеждаешься в том, какое культовое значение ему придавалось. Археологическое открытие доказывает, как инки относились к своему божеству. Найден камень на вершине андской скалы. С языка кечуа его название переводится как место, к которому Солнце привязывалось во время зимнего солнцестояния.

Как и на греческом Олимпе богов, здесь существовал свой пантеон. Религиозная политика древних инков была толерантна. Захватывая другие народы, они не запрещали их богов и верования. А богов переносили в свой пантеон.