Главная · Ритуалы удачи · Во что верить русскому человеку. Старая Вера Руси – Православие

Во что верить русскому человеку. Старая Вера Руси – Православие

Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Единственная женщина во Владимирском пантеоне - Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь - «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.

Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».

По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И - Фоменко». И сел на своё место.

В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых - несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец - просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.

Язычество - это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.
А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями.

Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная - неистинной, как полезная - вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки "заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.
И не следует считать, что язычество - это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы - святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку - это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие - это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же - «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан - это императорский титул! «Ар-Рус - это название государства, а не народа и не города», - пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя - своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.
То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов - «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому - миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле - гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство - это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.
И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах - еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному - топили коня, или улей, или черного петуха; лешему - оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому - ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет - за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия - оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.
А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.


Спаситель как-то говорил о христианах: “Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас как своих; но поскольку вы не от мира сего, ибо Я взял вас из мира, мир ненавидит вас”. Эти же слова можно отнести и к русскому народу, в плоть и кровь которого христианство впиталось сильнее всего.


Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой русофобией и ненавистью со стороны других государств. Но это не повод для паники, это началось не сегодня и закончится не завтра – так будет всегда.

Мир ненавидит нас, но сам не подозревает, насколько он сам нуждается в русском народе. Если русский народ исчезнет, то из мира вынут душу и он потеряет самый смысл своего существования!

Именно поэтому Господь хранит нас и русские существуют, несмотря на все трагедии и испытания: Наполеона, Батыя и Гитлера, революцию, перестройку и смутное время, наркотики, падение нравов и кризис ответственности…

Мы будем жить и развиваться до тех пор, пока сами сохраняем актуальность, пока русский человек сохраняет черты характера, присущие нашему народу.

Заботливые “друзья” часто напоминают нам о тех присущих нам особенностях, которые можно отнести к плохим, пытаясь заставить нас ненавидеть самих себя и саморазрушиться… Мы же рассмотрим положительные особенности русской души, чтобы помнить, какими дарами щедро наделил нас Господь и какими мы всегда должны оставаться.

Итак, ТОП-10 лучших качеств русского человека:

1. Крепкая вера

Русский народ на глубинном уровне верит в Бога, имеет сильное внутреннее чувство совести, понятие о добре и зле, достойном и недостойном, должном и не должном. Даже коммунисты верили в свой “Моральный кодекс”.

Именно русский человек всю свою жизнь рассматривает с позиции сына Божьего понравится это Отцу, или огорчит . Поступить по закону или по совести (по заповедям Божиим) – это чисто русская проблема.

Русский человек верит и в людей, постоянно делая им добро и даже сверх того, жертвуя личным ради блага ближнего. Русский человек в другом человеке видит прежде всего Образ Божий , видит равного , признаёт достоинство другого человека. Именно в этом секрет победительной силы русской цивилизации, наших гигантских пространств и многонационального единства.

Русский человек верит в себя, как носителя Истины. Отсюда сила наших поступков и легендарная русская выживаемость. Уничтожить нас не смогли ни одни завоеватели в мире. Убить русский народ можем только мы сами, если поверим в тот негативный образ русского человека, который нам навязывают.

2. Обострённое чувство справедливости

Не можем мы жить в комфорте, пока в мире лютует кривда. «Отребью человечества сколотим крепкий гроб!» из песни «Священная война» – это про нас.

Мы долгое время воевали с турками за свободу братьев-славян, мы избавили от баев и их поборов бедняков Средней Азии, прекратили геноцид китайцев японской армией и спасли евреев от холокоста.

Стоит русскому человеку поверить, что откуда-то исходит угроза всему человечеству, как Наполеон, Гитлер, Мамай или кто-либо иной тут же пропадают с исторического полотна.

То же правило действует и во внутренней жизни – наши бунты и революции являются всего лишь попытками построить справедливое общество, наказать зарвавшихся и облегчить участь неимущих (естественно, если рассматривать мотивацию простых рабочих и крестьян, а не циничных вождей революции).

На нас можно положиться – ведь мы держим слово и не предаём союзников. Понятие чести, в отличие от англосаксов, русскому человеку не только знакомо, но и глубоко присуще.

3. Любовь к Родине

Родину любят все народы. Даже американцы, народ эмигрантов, с благоговением относятся к своим национальным символам и традициям.

Но русский человек любит Родину крепче других! Белоэмигранты бежали из страны под угрозой смерти. Казалось бы, они должны были ненавидеть Россию и поскорее ассимилироваться там, куда приехали. Но что произошло на самом деле?

Они так болели ностальгией, что научили сыновей и внуков русскому языку, так тосковали по Родине, что творили вокруг себя тысячи маленьких Россий – основывали русские институты и семинарии, строили православные храмы, обучали русской культуре и языку тысячи бразильцев, марокканцев, американцев, французов, немцев, китайцев…

Они умирали не от старости, а от тоски по своему Отечеству и плакали, когда власти СССР разрешали им вернуться. Они заражали своей любовью окружающих и сегодня в Россию едут жить испанцы и датчане, сирийцы и греки, вьетнамцы, филиппинцы и африканцы.

4. Уникальная щедрость

Русский человек щедр и щедр во всём: и на материальные дары и на замечательные идеи и на проявление чувств.

Слово “щедрота” в древности обозначало милосердие, милость. Это качество глубоко коренится в русском характере.

Для русского человека совершенно неестественно тратить 5% или 2% от зарплаты на благотворительность. Если друг в беде, то русский не будет торговаться и что-то для себя выгадывать, он отдаст другу всю наличность, а если её не хватит – пустит по кругу шапку или снимет и продаст ради него последнюю рубаху.

Половину изобретений в мире сделали русские “кулибины”, а запатентовали ушлые иностранцы. Но русские не обижаются на это, так как их идеи – это тоже щедрость, дар нашего народа человечеству.

Русская душа не приемлет полумер, не знает предрассудков. Если в России кого однажды назвали другом, то за него умрут, если врагом – то он обязательно будет уничтожен. При этом совершенно не важно кто наш визави, какой он расы, нации, религии, возраста или пола – отношение к нему будет зависеть только от его личностных качеств.

5. Невероятное трудолюбие

“Рюсски ошень ленивий народ” – вещали пропагандисты Геббельса и продолжают повторять их сегодняшние последователи. Но это не так.

Нас часто сравнивают с медведями и это сравнение очень меткое – у нас схожие биологические ритмы: лето в России короткое и приходится ударно трудиться, чтобы успеть собрать урожай, а зима долгая и относительно бездельная – руби дрова, топи печь, убирай снег, да собирай поделки. На самом деле мы трудимся много, просто неравномерно.

Русский человек всегда работал старательно и добросовестно. В наших сказках и пословицах положительный образ героя неразрывно связан с мастерством, трудолюбием и смекалкой: “Землю солнце красит, а человека труд”.

Труд издревле был славен и почитаем в среде крестьян и ремесленников, книжников и торговых людей, воинов и иноков и всегда был глубоко увязан с делом защиты Отечества и приумножения его славы.

6. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное

Русский народ живёт в крайне живописных местах. В нашей стране можно найти большие реки и степи, горы и моря, тропические леса и тундру, тайгу и пустыни. Поэтому в русской душе обострено чувство прекрасного.

Русская культура формировалась более тысячи лет, вобрав в себя частицы культур множества славянских и угро-финских племён, а также восприняв и творчески переработав наследие Византии и Золотой Орды и сотен малых народов. Поэтому по богатству содержания с ней не может сравниться ни одна другая культура мира .

Сознание несметности собственных богатств, материальных и духовных, сделало русского человека доброжелательным и понимающим по отношению к прочим народам Земли.

Русский человек, как никто другой, способен выделить прекрасное в культуре другого народа, восхититься этим и признать величие достижений. Для него нет отсталых или недоразвитых народов, ему нет надобности относиться к кому-либо пренебрежительно от сознания собственной ущербности. Даже у папуасов и индейцев русский всегда найдёт, чему поучиться.

7. Гостеприимство

Эта национальная черта характера связана с нашими огромными пространствами, где в пути редко можно было встретить человека. Отсюда и радость от таких встреч – бурная и искренняя.

Если к русскому человеку приезжает гость – его всегда ожидает накрытый стол, самая лучшая посуда, праздничная еда и тёплый ночлег. И всё это делается безвозмездно, так как у нас не принято видеть в человеке только “кошелёк с ушками” и относиться к нему потребительски.

Наш человек знает, что гость в доме скучать не должен. Поэтому иностранец, попавший к нам, уезжая с трудом может сложить в кучу воспоминания о том, как его пели, плясали, катали, кормили до отвала и поили до изумления…

8. Терпение

Русский народ удивительно терпелив. Но это терпение не сводится к банальной пассивности или “рабскости”, оно сплетается с жертвой. Русский человек отнюдь не глуп и всегда терпит во имя чего-то , во имя значимой цели.

Если он понимает, что его обманывают, начинается бунт – тот самый, беспощадный бунт, в пламени которого погибают все ростовщики и нерадивые управители.

Но когда русский человек знает, во имя какой цели он терпит трудности и работает на износ, то национальное терпение даёт невероятные положительные результаты. Для нас за пять лет срубить целый флот, выиграть мировую войну или провести индустриализацию в порядке вещей.

Русское терпение – это и своего рода стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решения жизненных проблем не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий. Мы не расхищаем данное нам Богом достояние, а слегка умеряем свои аппетиты.

9. Искренность

Ещё одной из основных черт русского характера является искренность в проявлении чувств.

У русского человека плохо получается вымучивать улыбку, он не любит наигранности и ритуальной вежливости, раздражается на неискреннее “спасибо за покупку, приходите ещё” и не подаёт подаёт руки человеку, которого считает мерзавцем, даже если это могло бы принести выгоду.

Если человек не вызывает у тебя эмоций, то и выражать ничего не надо – проходи не задерживаясь. Лицедейство в России не в почёте (если это не профессия) и больше всего уважают тех, кто говорит и действует так, как думает и чувствует, как Бог на душу положил .

10. Коллективизм, соборность

Русский человек – не одиночка. Он любит и умеет жить в обществе, что отражается в поговорках: “на миру и смерть красна”, “один в поле не воин”.

Сама природа своей суровостью издревле побуждала русских объединяться в коллективы – общины, артели, товарищества, дружины и братства.

Отсюда – “имперскость” русских, то есть их неравнодушие к судьбе родственника, соседа, друга и, в конечном итоге, всего Отечества. Именно из-за соборности на Руси долгое время не было бездомных детей – сирот всегда разбирали по семьям и воспитывали всем селом.

Русская соборность , по определению славянофила Хомякова, это “целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям”, христианским ценностям.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие.

Россия же всегда объединялась на основе взаимного уважения и взаимного учёта интересов. Единение народа в мире, любви и взаимопомощи всегда было одной из базовых ценностей русского народа.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.

Задачи:

— расширять первоначальные представления о вере людей в природные, земные и неземные силы, культовых атрибутах (храм, икона, крест, священные книги);

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

— формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Оборудование: письмо, заранее оформленная обложка и листы для самодельной детской книги «Во что верили русские люди», картина В. Васнецова «Богатырская застава», аудиозапись музыки М. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», небольшие по размеру картинки-раскраски с контурным изображением русских богатырей, цветные карандаши и фломастеры, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам пришло письмо от воспитателя из татарского детского сада. В своем письме она рассказала о том, что в их группе есть много разных книг о жизни русских людей, но нет такой, в которой рассказывается, во что верили русские люди. К кому только воспитатель ни обращалась с просьбой помочь ей найти такую книгу, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть в разные игры! Но, к сожалению, она нигде не смогла ее найти. По ее просьбе родители детей из татарского детского сада даже ездили в Пермь, чтобы поискать ее в книжных магазинах, но такой книги нет нигде. Вдруг она узнала, что есть такие ребята, которым много рассказывали и читали о том, во что верили русские люди, что вы умеете сами делать интересные книги, поэтому она решила попросить вас сделать для детей ее группы такую книгу. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей из татарского детского сада?

Дети . Да.

Воспитатель . А чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о том, во что верили русские люди. Прежде люди верили в различные неземные силы. В какие?

Дети. В домового, лешего, водяного.

Воспитатель. Ребята, а кто такой домовой?

Дети. Это добрый дух, он живет в доме.

Воспитатель . Да, русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух — домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым?

Дети . Он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.

Воспитатель . Русские люди верили в то, что если с домовым поддерживать хорошие отношения (обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды), он будет платить добром за добро (ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье). Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними играть, шалить. Русские люди всегда с уважением относились к домовому. Как ласково они его называли?

Дети. «Дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин». Много песен, сказок, игр придумано о домовом. Предлагаю поиграть в одну из этих игр.

Игра «Аюшки»

На роль Кузи считалкой выбирается ребенок.

Дети. Кузя!

Кузя. Аюшки!

Дети. Где ты был?

Кузя. У хозяюшки.

Дети. Что принес?

Кузя. Оладушки.

Дети. Где они?

Кузя. Под лавочкой.

Дети. Вот чудак! Мы бы оладушки на стол положили да съели. Кузя!

Кузя. Аюшки!

Кузя выглядывает.

Дети. Где ты был?

Кузя. У хозяюшки.

Дети. Что принес?

Кузя. Сапоги.

Дети. Где они?

Кузя. А я на стол поставил и съел, как вы велели.

Дети смеются.

Игру можно повторить 2—3 раза, меняя слова.

Воспитатель. Ребята, о ком мы расскажем на первой страничке нашей книги?

Дети. О домовом.

Воспитатель. Что мы можем поместить здесь?

Дети . Наши рисунки и портреты домового, рассказы о нем, описание игры «Аюшки», песенку про Кузю.

Воспитатель . О ком нам можно рассказать на второй странице книги?

Дети. О лешем.

Воспитатель. Кто такой леший?

Дети . Люди думали, что он живет в лесу, что он там главный.

Воспитатель . Да, русские люди верили в то, что в лесу живет леший, что он там главный, повелевает птицами, зверями. Как русские люди относились к лешему?

Дети . Они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.

Воспитатель . Да, наши предки верили в то, что леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил.

Поэтому они ему на пнях оставляли угощение, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать. Послушайте сказку о лешем, которую придумали русские люди. Ненастной ночью в избу попросился незнакомец, озябший, вымокший. Мужик пустил его, накормил и спать уложил, а наутро, когда тот ему стал за ночлег деньги давать, не взял, отказался. Прощаясь, прохожий ему сказал: «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, ни один зверь не обидит».

Как вы думаете, ребята, кто попросился ночевать к мужику?

Дети. Леший.

Воспитатель. Как леший отблагодарил мужика?

Дети . Он стал пасти коров в лесу.

Воспитатель. Как, по-вашему, леший был злой или добрый?

Дети. Добрый.

Физкультминутка «Раз — грибок, два — грибок»

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Дети ходят на месте.)

Раз — грибок, два — грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседают.)

Леший охает — устал,

Оттого, что приседал.

Леший сладко потянулся,

(Потягиваются.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед нагнулся

И до пола дотянулся,

(Наклоняются.)

И налево и направо повернулся.

(Делают повороты туловища.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

(Садятся.)

Воспитатель . Что мы поместим на второй страничке нашей книги?

Дети. Мы можем нарисовать рисунки к сказке, портрет лешего.

Воспитатель . Ребята, в какую еще неземную силу, кроме домового и лешего, верили русские люди?

Дети . В водяного.

Воспитатель. Что можно рассказать в нашей книге о водяном?

Дети. Он был добрым духом, жил в воде.

Воспитатель. Русские люди верили в то, что если к водяному относиться по-доброму (благодарить, ласково с ним разговаривать, оставлять ему угощение), он не порвет сети, не утянет под воду. Наши предки с уважением относились к водяному; много песен, сказок, игр придумано о нем. Предлагаю поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и произносят:

Дедушка-водяной,

Что стоишь ты под водой?

Выйди хоть на час

И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь!» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается узнать, кого он схватил: ощупывает голову, одежду. Если он узнал пойманного, последний становится «водяным».

Воспитатель . Ребята, можем мы рассказать в нашей книге об этой игре?

Дети отвечают.

Думаю, что она всем понравится.

Кроме неземных сил славяне высоко ценили силы земные. В какие земные силы они верили?

Дети . В силу русских богатырей, которые защищали от врагов родную землю.

Воспитатель . Каких русских богатырей вы знаете?

Дети. Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Воспитатель . О них слагали песни, былины. Что такое былины?

Дети. Это рассказы о подвигах богатырей.

Воспитатель . Да, былины — это рассказы о битвах богатырей, о подвигах, которые они совершили, защищая родную землю. Раньше телевидения не было, как же передавались песни и былины от одних людей к другим?

Дети. Гуслярами.

Воспитатель. Да, ребята, песни и былины передавались из поколения в поколение специальными песенниками — гуслярами. Каким образом они это делали?

Дети . Они ходили пешком от одного города или села к другому.

Воспитатель . Все верно, они ходили от города к городу, от села к селу. Под звуки гуслей гусляры-песенники рассказывали людям о ратных сражениях Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, силе и славе матушки — России, любви и верности русских людей.

Вывешивается картина В. Васнецова «Богатырская застава». Звучит! музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с | выставки».

Послушайте отрывок из былины «Русские богатыри».

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней,

И поехали раздольицем чистым полем...

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними встал.

Ребята, предлагаю вам раскрасить картинки с изображением | богатырей и красиво разместить их на следующей странице нашей книги.

Дети раскрашивают небольшие по размеру картинки-раскраски с | контурным изображением богатырей и затем объединяют их всех на странице будущей книги в один коллаж под названием «Богатырское войско».

Ребята, послушайте пословицу о вере, которую мы тоже запишем в нашу книгу «Вера и гору с места сдвинет». Что она означает?

Дети. Вера помогает человеку.

Воспитатель . Она означает, что вера дает силу. Без веры невозможно жить. Все люди во что-то верят. А кто из вас во что верит?

Дети. В солнышко, волшебство, белочек, сказку, радость, Жар-птицу.

Воспитатель . Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом — «добро». Все, во что верили русские люди, можно тоже назвать этим словом. Они верили, что добро сильнее зла, что оно всегда побеждает. Вот это красивое слово «добро» мы напишем на последней странице нашей книги, а рядом поместим наши рисунки о том, во что мы верим. Ребята, давайте еще раз рассмотрим странички нашей книги о том, во что верили русские люди.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми страницы книги.

Как вы думаете, понравится наша книга воспитателю и детям из татарского детского сада?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети . В книге много картинок и игр, мы придумали интересные рассказы.

Воспитатель . Я тоже думаю, что наша книга всем очень понравится.