Главная · Ритуалы удачи · Внеклассные уроки падшего ангела. План занятия «Изготовление рождественского ангела

Внеклассные уроки падшего ангела. План занятия «Изготовление рождественского ангела

Тема урока: Лекция №2. Падшие ангелы. Источники знаний об ангелах

Приветствую вас. Сегодняшнее занятие я бы хотела посвятить источникам знаний об ангелах, а также поговорить о падших ангелах. Запишите тему с доски.

Многие религиозные тексты утверждают, что ангелы были сотворены на второй день создания мира и наделены совершенством, бессмертием и свободой воли (Талмуд). Некоторые богословы утверждают, что ангелы были созданы еще до творения земли или вместе с сотворением небес и земли. Единства в этом вопросе нет, поэтому вернемся к самим ангелам. Большинство из них сразу же предпочли отказаться от свободы воли и стали служить своему Создателю. Но некоторые возжелали собственной власти и славы – их стали называть «падшими» ангелами. Т.е. не все пожелали стать частью света и Творца, но мы не должны судить их за этот выбор иметь волю, ведь не осуждаем же мы человечество, которому тоже подарена свобода воли. Ангелы, отказавшиеся от дара, служат Богу и, как считается, защищают человечество от падших. Вот только никто не берется утверждать точно, что падшие кому-то навредили. Просто такова религиозная традиция.

Человеку удобнее разделить мир на плохих и хороших, Свет и Тьму, он имеет право выбирать, но кто давал ему право судить? И чем человек изначально отличался от падших? Лишь тем, что ангелы – это духовные сущности, а человек, вот он, материален. Падшие свободны в своем выборе поступков и слов. Да, они могут пойти и против воли Бога, но чаще просто шокируют людей, приоткрывая им другой взгляд на мир. И жить они могли бы на земле, среди нас.

Есть еще так называемые демоны, или бесы (в христианском понимании), которые, как считается, вредят человеку, соблазняют его душу, живут в Аду. Подробное значение слова «демон» я рассматривать не буду, не на ангеловедении, скажу лишь, что изначально демоны или даймоны считались сродни ангелам-хранителям. Вот кстати и бесы относительно недавно, до крещения Руси, считались всего лишь мелкими пакостными духами, еще ранее стихийными духами, любящими пошутить, а изначально. Христианизация много дала Руси, но и ущерб нанесла немалый. Но не будем сейчас об этом. Легенда о падших такова, что они не отказались от дара свободной воли и были низвергнуты с небес. Все остальное – это история, ее ошибки, пробелы, вымыслы и прочее. От ошибки переписчика дух-хранитель даймон превращается в злобного демона. А падшие ангелы из-за тысячелетней истории приравниваются к этим же демонам или бесам. Я рассказала вам это затем, что бы вы не равняли падших ангелов с демонами или бесами.

Поведаю вам одну из версий противостояния Люцифера и Бога. «Первоначально Люцифер ("светоносный") был "иже старейшина 10-му чину" ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Впрочем, эти события так и не нашли серьезного отражения на страницах Библии: единичные упоминания события в Ветхом Завете и краткое описание в Откровении Иоанна Богослова. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю , и ангелы его низвержены с ним"».

Конкретная история свержения Сатаны на страницах Библии отсутствует, что давало возможность трактовать священникам ее на разные лады. Если же считать толкования богословов истиной, то история выглядела так или почти так:

«На четвертый день творения "заводил" Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: "Вот поставлю свой "престол на облацах и буду подобен Всевышнему", и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь - девять - двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела. Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов "отпасть" от Бога. "Отпавшие" были выгнаны с божественных небес, но не успокоились».

Вообще напоминают двух братьев, которые вечно спорят кто круче.

Что случилось дальше, думаю, вы догадываетесь. Произошла битва. «Падшие» проиграли и были сброшены с небес на землю. Или, как говорят некоторые источники, в ад . Но эта одна из трактовок богословов. Что там на самом деле произошло выяснить, конечно же, затруднительно. Но однозначно падшие ангелы обладают свободой воли и правом выбора, в отличие от своих небесных братьев.

У нас есть еще один вопрос, требующий рассмотрения. Он связан с источниками знаний об ангелах. Никто точно не знает, где на Земле зародилась традиция почитания ангелов. О крылатых существах – посланниках богов – говорится в древнейших египетских, шумерских, персидских и индийских текстах. Замечу, что все эти цивилизации считаются более древними, чем европейские. А на одной из дошедших до нас стел Древнего Шумера, первой в мире цивилизации, как считают историки, изображено небесное крылатое существо, которое наполняет кубок земного правителя «водой жизни».

В Древней Греции такие философы как Аристотель и Сократ тоже верили в ангелов. Аристотель называл их «интеллигенциями» (чаще этот термин можно услышать у средневековых ученых), иначе «первая материя» или «чистый разум». Сама по себе первая материя представляла единую совокупность ангелов, море божественной благодати, причем Аристотель не выделял отельных ангелов. Первая материя была едина, лишь иногда она закручивалась в вихри вокруг души человека, тем самым влияя на него. У Сократа же был свой даймон – дух-хранитель, направляющий его на протяжении всей жизни, т.е. он выделялся как некая сущность внутри человека, был сложно отделим от сознания и души, но вместе с тем не сливался с мировой материей, впрочем, проявлял себя стихийно. Вспомните свои диалоги с внутренним голосом – это и был даймон, по мнению Сократа. Вам ведь сложно сказать, что он существует вне вас, приходит извне. Я привела вам два примера иных названий, даже восприятий, привычных вам ангелов в целом (у Аристотеля) или только хранителей (у Сократа). Надеюсь, что это еще раз поможет вам осознать, что христианские благие духи-вестники, ангелы и даймоны Сократа, гандхарвы индуизма весьма сходны, если не являются одним и тем же. Но вернемся к лекции.

Постижением ангелов занимается специальная наука – ангеловедение, которую мы и будем изучать. Ангеловедение считается ответвление наук, изучающих различные аспекты религий и не только, но это не значит, что на своих занятиях я буду вести проповеди. Цель уроков – представить вам наиболее разнообразные точки зрения на ангелов, существующие в мире с древних времен и до наших дней, а также ввести вас с духовный мир, давая необходимые навыки и подготавливая ваше сознание к восприятию этого мира. Занимаются ангеловедение в основном богословы (в частности, христианские), а также мистики, философы.

На протяжении веков было написано множество трудов об ангелах и их иерархиях, созданы паранаучные, религиозные, мистические традиции их изучения, часто на основе переписывания или перевода более ранних манускриптов.

Сочинителями большей части этих текстов были мистики, пророки, законодатели - создатели религиозной обрядности и нравственных норм, поэты и авторы хроник. Многочисленные источники знаний об ангелах, существовавшие в раннем христианстве, обладали столь же весомым авторитетом, как в наши дни канонические книги Библии. Однако после исключения этих текстов из Ветхого Завета содержащаяся в них информация была забыта. Я делаю небольшой уклон в христианство, предполагая, что большая часть верующих учеников – христиане.

Хотя в Библии встречается много упоминаний об ангелах, никаких подробностей о них не сообщается, за исключением двух или трех случаев. Гавриил и Михаил названы по имени в Ветхом Завете, а в Книге Товита (включенной в Ветхий Завет католической и православной Библии, но не являющейся частью Библии иудейской; в протестантскую версию Библии включена как апокриф) фигурирует Рафаил. Некоторые ангелы в Ветхом Завете описаны как «мужи в белом», так как они являлись пророками, облаченными в белые льняные одежды (в древности лен считался символом бессмертия).

Богатейшая информация об ангелах содержится во внеканонических книгах Еноха. 1-я Книга Еноха полностью сохранилась только на эфиопском языке, 2-я Книга Еноха, или Завет Левия, дошла до наших дней на старославянском, а 3-я Книга Еноха - на древнееврейском языке. Все они были исключены из Библии, однако столетия спустя их продолжают цитировать церковные иерархи, и они часто упоминаются в Новом Завете.

Не так давно среди свитков Мертвого моря было обнаружено еще несколько фрагментов 1-й Книги Еноха на арамейском языке. Считается, что в них содержится самый древний перечень имен ангелов.

В западной религиозной традиции классическим трудом об ангелах считается трактат «О небесной иерархии» , один из текстов Дионисия Ареопагита, анонимного богослова и философа V в. (Авторство «Ареопагитиков» ошибочно приписывалось Дионисию, упомянутому в Библии - Деян. 17, 34.) Св. Фома Аквинский сделал этот трактат основой учения об ангелах в сочинении «Сумма теологии», которое и по сей день остается одним из краеугольных камней католичества.

В исламе всегда существовала сильная традиция почитания ангелов. Исламские тексты упоминают огромное множество ангелов. По-видимому, их авторов вдохновляли зороастрийские, вавилонские, ассирийские и халдейские книги.

Одним из богатейших источников знаний об ангелах является иудейское мистическое учение, известное под названием «Каббала». Оно не изложено в какой-то одной книге, а скорее является собранием устных преданий. Однако в рамках Каббалы существует два важных текста: это «Зогар», или «Книга сияния», и «Сефир Йецира», или «Книга творения».

Я немного отошла от темы. Все ранее указанные источники были созданы в прошлом. На сегодняшний день зародилось интересное религиозное движение «Нью-Эйдж» (Новая эра). Оно привело к возрождению веры в ангелов. Люди, идущие по пути духовного просветления, свидетельствуют, что каждый день ощущают контакт с ангелами. И хотя в прошлом (особенно в Средневековье) среди христианских церковных авторитетов не поощрялась излишняя любознательность по отношению к ангелам (с ними были связаны каверзные теологические вопросы, возникшие из-за раздоров между ранними христианскими сектами), а апостол Павел вообще предостерегал от общения с ними, следует отметить, что римско-католическая церковь всегда призывала паству обращаться к своим ангелам-хранителям. В учении Иисуса Христа не содержится предупреждений об опасности контакта с ангелами. Конечно, в наши дни существует множество религиозных течений и направлений, движение «Нью-Эйдж» приводится лишь в качестве примера, поскольку оно основывается на прямом контакте с ангелами или свидетельствах об этом. Впрочем, данное течении вскрыло проблему ангелизма , т.е. веры в безликих вестников без веры в самого Бога, без определенного знания содержания вести (потому, что не нужна эта Божественная весть), подробнее вы можете узнать из одноименной статьи М. Эпштейна.

Вот кратко вы узнали об известных и менее распространенных источниках знаний об ангелах. Как вы видите, не только клириков интересовали эти духовные сущности. Еще в далеком прошлом ушедшие цивилизации оставили нам труды, на основе которых создавались мистические учения, религиозные и философские трактаты. Да и на протяжении всей истории человечества различные пытливые умы хотели узнать больше о благих духах. Подходы для это были различные: религии объясняли ангелов как жителей Царствия Небесного и посланников Бога, эзотерики говорили об ангелах, как о духовных сущностях, благих по своей природе, которых можно использовать во благо или как помощников для достижения целей, философы обращали взор к этим духовным сущностям, как идеалу, воплощению мысли.

Запишите домашнее задание. Спасибо за внимание.

Домашнее задание:

1) Кто такие падшие ангелы по вашему мнению? (Мини-сочинение)
2) Назовите виды основных источников знаний об ангелах и кратко охарактеризуйте их.
3) Найдите и прочитайте статью М. Эпштейна «Возвращение ангелов». Как вы поняли, что такое ангелизм?

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы – пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

    Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;

    Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;

    Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы – это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы – духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства – владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы – сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти – Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала – руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы – сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы – главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию – над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

ЕСТЬ АНГЕЛЫ У КАЖДОГО ИЗ НАС...

Есть ангелы у каждого из нас,
Они незримо следуют за нами,
Они нас не покинут в трудный час,
И не обидят грубыми словами.

Они не дарят нам подарки и цветы,
Зато дают возможность стать мудрее,
Подняться вверх над миром суеты,
Добро творить, своих сил не жалея.

Они нас остановят на краю,
И не дадут нам в пропасть оступиться.
Хотя они не скажут нам «люблю»,
Но будут день и ночь за нас молиться.

Они нам часто знаки подают,
Когда хотят помочь принять решенье,
Они в нас верят, нас вперед ведут
Сквозь все безумства, заблужденья и сомненья.

Так пусть тебя твой ангел сохранит
От злых наветов, лживых обещаний,
От мелочных друзей, пустых обид,
Ненужных встреч и горьких расставаний!

Пусть ангел твой хранит тебя всегда
Всем грозам вопреки и всем ненастьям,
Пусть перст его, как яркая звезда,
Тебе укажет путь к любви и счастью!...

Все мы - ангелы об одном крыле. И летать мы можем, лишь, в объятиях друг друга.

Лучано Де Крешенцо

Хранят нас ангелы от бед,

Хоть мы того не знаем сами.

Дают безмолвный нам совет,

Мы в вечной связи с небесами.

И взрослого, и малыша

Ведет неведомая сила,

Чтоб наша хрупкая душа

Все в жизни трудности сносила.

И боль выдерживаем мы,

И радость к нам приходит тоже.

И нам тепло среди зимы,

Всё человек на свете может.

Не покидает ангел нас.

Он защищает от ненастья,

Оберегает в трудный час

И разделяет с нами счастье.

ДВА АНГЕЛА

На жизнь два ангела нам в спутники даны
И в соглядатаи за нами:
У каждого из них чудесной белизны
Тетрадь с летучими листами.

В одну заносится добро, что мы творим,
Все, чем пред совестью мы правы;
В другую все, в чем пред ближними грешим,
И каждый умысел лукавый.

Поспешно добрых дел возносит список свой
Один к стопам Отца-Владыки;
Другой все ждет: авось раскаянья слезой
Не смоются ль на нас улики?

Петр Вяземский

АНГЕЛ

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была...

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался, без слов, но живой...

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли...

Михаил Лермонтов

МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестить, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

Урок 10. Учение об ангелах. АнгелХранитель человека, семьи, страны

Задачи:

· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы - духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;

· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;

· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Ангел Хранитель

«Ангел»

03/видео

Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с

04 видео

Ангел- вестник: 1 мин 22 с

Благовещение

Рождество Христово

07/ видео

Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с

Ангел Хранитель

09/видео

Падение Денницы: 1 мин 45 с

10 /видео

Ангел Хранитель: 1 мин

Святитель Василий Великий

Ангел Хранитель

Звёздное небо

Венчание

Макарий Египетский Великий

Явление Ангела пастухам

Рефлексия

Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!

· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел

Хранитель? (Предположения детей)

По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.

На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?

· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)

· А какие чувства вызывает у васимя - Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)

· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответыдетей)

Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:

· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен

№ пп

Высказывания людей

В начале урока

В конце урока

Ангелы сотворены одновременно с сотворением Земли

Живут на небе

Все ангелы равны

У ангелов нет имён

Ангелы были созданы со свободной волей (т.е могут выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом).

Ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить

У нас с ангелами общая твердь

Ангелы являются людям с вестью отБога.

Сопровождают человека с момента рождения

10. А что думаешь ты об ангельском мире?

В начале урока:_________________________________________

_______________________________________________________

В конце урока: __________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).

Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел ). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение - «Ангельское пение!»

· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).

Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорити Священное Писание.

Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом . Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).

По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу .

· Где находится ангельский мир?

Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь - небо: ангелы наднебесные - над небом, а мы поднебесные -под небом. Небо второго дня(твердь) - это духовный горизонт, за которым иной мир.

Слово Ангел обозначает«посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с ).

· Как вы думаете,Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).

Ангелы - служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.

Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью отБога.

· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которыхлюдям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).

В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.

· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)

Высшие чины - это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы - хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель) , самые приближенные к человеку Ангелы.Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек .

· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)

Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.

Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.

Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены . Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).

Рефлексия (см. урок 1)

«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския . 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16


Именины – праздник особый. Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник это особый, его можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.






Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела. Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение – «Ангельское пение!»




Ангел очень сильно расстраивается, когда Вы удаляетесь или, что еще хуже - отказываетесь от Бога, от Любви, от светлого, доброго, от него. Его расстраивают все Ваши плохие поступки. За все Ваши грехи ангелу будет попрек, что не смог Вас воспитать и уберечь, достучаться до Вас.А вот все Ваши благие дела ангел будет с радостью зачитывать из книги жизни. Хорошо, если добрых дел и молитв в Вашей копилке окажется больше, чем плохих проступков, слов, взглядов...














Андрей (в честь Андрея Первозванного) - ученика Иисуса Христа. Был простым человеком, одевался в простые одежды, кушал простую пищу. Андрей был первым, кого призвал на служение Господь Иисус Христос. Он первый пошел за Господом, стал одним из 12-ти апостолов. Св.ап.Андрей Первозванный вместе со свт. Николаем- Чудотворцем- покровители русского флота.


Ангел-Хранитель – наш неизменный друг. Ангел- Хранитель – наш незримый, тихий собеседник, утешитель. Одного лишь он желает человеку – спасения души, и об этом все его заботы. Видит он нас творящими добро – радуется; видит он нас делающими зло – скорбит.