Главная · Ритуалы удачи · Стоики. философия стоицизма о человеке и обществе

Стоики. философия стоицизма о человеке и обществе


Стойки - представители философского направления, возникшего в древней Греции около III в. до н. э. и просуществовавшего до VI в. н. э. Название произошло от греческого «сто а»- портик, где учил основатель стоицизма - Зенон Китийский (ок. 336-264 до н. э.). Учение стоиков чрезвычайно разнородно и противоречиво. В нём содержится и ряд положительных моментов, но в целом оно отразило период разложения рабовладельческого строя, период упадка философии. История стоицизма делится па три периода: древняястоя(паиболсе выдающийся мыслитель Хризипп - ок. 280-205 до н. э.), средняя и новая.

В эпоху Римской империи стоя (новая) с характерным для неё интересом преимущественно к этике, к моральным проблемам представлена Сенекой (ок. 3- 65), Эпиктетом (ок. 50-138) и Марком Аврелием (121-180). Стоики делили философию на логику, физику и этику. В своей логике они развивали сенсуалистическую теорию познания. Все знания, утверждали они, приобретаются через чувственные восприятия. Душа до опыта - чистая доска. Представления суть оттиски предметов в душе. Чувственные представления подвергаются затем дальнейшей обработке мышлением. Так образуются общие понятия, суждения. Все познавательные процессы, по учению стоиков, происходят в душе, представляющей особого рода тело - пневму (соединение воздуха и огня). В области физики стойки выступают в основном как материалисты; они развивают учение (см.) об огне.

Природу они рассматривают как материальное и вместе с тем живое и разумное целое, все части которого находятся в движении. «Стоический мудрец имеет в виду вовсе не «жизнь без жизненного развития», а абсолютно подвижную жизнь, как это вытекает уже из его взгляда на природу - гераклитовского, динамичного, развивающегося и живого...». Однако стоики считали материю пассивным началом, а активным началом - бога. По учению стоиков, всё в мире подчинено строгой необходимости, истолковываемой ими в духе «судьбы», «рока», т. е. фаталистически. В плане такого понимания необходимости они строили и свою этику. Борясь против (см.), они в этике исходили из того, что главное-добродетель, а не наслаждение.

Основными чертами идеалистической этики стоиков были проповедь покорности судьбе, бесстрастие (апатия), отказ от радостей жизни. Изменяющемуся миру вещей стоики противопоставляли «устойчивость» разума. Они проповедовали космополитические идеи. Этика стоиков импонирует эксплуататорской идеологии. Недаром в империалистическую эпоху реакционеры используют этику стоиков в своих целях. Из этики стоиков многое заимствовало зарождавшееся тогда христианство с его культом покорности человека «судьбе», пассивного подчинения угнетателям и т. п. Маркс и Энгельс указывали, что стоикам было не чуждо «духовидение» и Эпикур за это называл их «старыми бабами», что их «россказни о духах» позаимствовали неоплатоники-наиболее реакционные мистики-идеалисты периода разложения рабовладельческого общества.

ФИЛОСОФИЯ КИНИКОВ И СТОИКОВ

Киники - философская школа древней Греции сокра­товского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем - Диоген Синопский. Антифен вел свои беседы в гимназии «Кино­сарг», проповедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив никакого философского и литературного наследия, он прославился тем, что указал современникам «самый простой путь в жизни». Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли в виде собаки - на греческом «кинос» отсюда название школы - киники. За основу своей философии они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самооблада­ние, неприхотливость в еде и одежде. Однако эти нормы жизни киники не смогли подкрепить должным интеллек­туализмом и в результате скатились к идеалам самодоста­точной жизни. Признаком позднего кинизма является пре­небрежение к культуре и обычаям, переходящее в цинизм.

Латиняне называли киников циниками и постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Приемле­мым в цинизме считается попрание общественных нравст­венных норм. В основе такого поведения всегда обнаружи­вается духовная нищета.

Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиca античного полиса и была поддержана многочис­ленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе дос­тойнoro места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи, панков и др. Но и в основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников.

Философская школа стоиков стала ответом на распро­странение идей киников. Стоя - широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - название портика (от­сюда «стоики»). Основная идея стоиков идентична идее философской школы киников - это освобождение от влия­ний внешнего мира. Но для достижения своей цели они из­брали не путь отрицания ценностей традиционной культу­ры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный че­ловек - мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.


Стоическая философия развивалась поэтапно:

1. Ранняя стоя (3-2 вв. до н.э.) - Зенон, Клеанф и др.

2. Средняя (2~ 1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний.

3. Поздняя (1 в. до н.э..-3 в. н.э.) - Сенека, М. Аврелий.

Характерные черты стоической философии: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с приро­дой и Мировым Космическим Разумом, осуждение челове­ческих пороков. Во времена империи учение Стои превра­тилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, ко­торые соединили в своей философии caмыe различные уче­ния, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а че­ловек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Ceнека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский фи­лософ, влиятельный политик, проповедовал идеи филосо­фии Стоики. Сенека утверждал философию как практиче­ское руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философ, римский император, автор философских произве­дений «К самому себе. Размышления», «Наедине с собой».

Вы застряли в тысяче километров от дома без и пожитков. Такое затруднительное положение вынудит большинство людей отчаяться и проклинать свою ужасную судьбу. Но для Зенона Китийского это стало основой его жизни и наследия. Некогда богатый торговец потерял все, потерпев кораблекрушение близ Афин около 300-го года до н.э. Оставшись без своего дела, он случайно забрел в книжную лавку, заинтересовался учением Сократа, а затем продолжил учиться у известных философов города.

Позже Зенон основал новую школу философии и начал воспитывать собственных учеников. Эта школа философии называется стоицизм. Это учение о добродетели, терпимости и самоконтроле, которое вдохновило многие поколения мыслителей и лидеров.

Название стоицизм происходит от греч. Stoa Poikilē (Расписной Портик) – колоннады в Афинах. Собиравшихся здесь в поисках уединения Зенона и его учеников прозвали « стоиками ». Сегодня в своей бытовой речи мы используем слово "стоик", чтобы обозначить человека, проявляющего мужество в жизненных испытаниях и избегающего эмоциональных крайностей. Это раскрывает важные аспекты стоицизма, но в первоисточнике - это учение гораздо более глубже.

Марк Аврелий из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти "хороших" императоров.

Стоики полагали, что вокруг нас подобно сети, сотканной из причин и следствий. Таким образом Вселенная имеет рациональную структуру, называемая Logos. И хотя мы не всегда контроллируем события, которые на нас влияют, мы всегда можем контролировать свое отношение к этим событиям.

Вместо того, чтобы воображать идеальное общество, стоик пытается принять мир таким, какой он есть, занимаясь самосовершенствованием, через культивирование четырех кардинальных добродетелей: практическую (способность ориентироваться в сложных ситуациях, используя логику, знания и спокойный ум), умеренность (проявление сдержанности и умеренности во всех аспектах жизни), справедливость и мужество не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и в решении повседневных проблем. Как сказал один из самых знаменитых римских стоиков Сенека "Иногда даже жить - акт мужества."

Несмотря на то, что стоицизм фокусируется на самосовершенствовании - это не эгоцентричная философия. В то время, когда римские законы рассмтривали рабов, как объекты собствования, Сенека призывал к гуманному обращению с ними и подчеркивал, что все мы разделяем одну и ту же основу человечности. Стоицизм не поощряет пассивность. Идея в том, что только люди, которые культивировали добродетель и самоконтроль внутри себя, могут помочь другим стать лучше. Один из самых известных писателей-стоиков был так же одним из величайших императоров Римской империи.

Стоицизм дал Марку Аврелию решимость возглавлять империю 19 лет, пройти через две крупные войны и потерять множество детей. Спусть столетия эти же идеи будут утешать и направлять борца за рассовые права в Южной Африке - Нельсона Манделлу в его 27-ми летнем тюремном заключении. После его освобождения и окончательной победы над апартеидом Манделла заявил о мирном урегулировании разногласий, полагая, что хотя несправедливость прошлого не может быть искоренена полностью, его народ может противостоять ей, чтобы построить лучшее будущее.

Стоицизм был активной философской школой в течении нескольких столетий в Греции и Риме. Как формальное "учреждение" стоицизм исчез, но его влияние продолжается по сей день. Христинские богословы, такие как Фома Аквинский, восхищались и уделяли особое внимание добродетели стоиков. Также можно провести паралели между атраксией стоицизма и спокойствием ума в буддизме.

Одним из особенно влиятельных стоиков был философ Эпиктет, котрый писал, что страдания связаны не с событиями в нашей жизни, а с нашими суждениями о них. Эта идея прослеживается и в современной психологии.

Например рационально-эмоциональная бихевиоральная терпия фокусируется на изменение самосформированных взглядов людей на их жизненные обстоятельства. Есть также логотерапия Виктора Франкла, сформированная Франклом во время заключения в концлагере. Логотерапия основана на стоическом принципе, что мы можем использовать силу воли, чтобы наполнять нашу жизнь смыслом даже в самых мрачных ситуациях.

Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека , Эпиктет и император Марк Аврелий .

В переносном смысле стоицизм - твёрдость и мужество в жизненных испытаниях .

Образ стоического мудреца прочно вошел в обиход европейского морального сознания. Уже при одном упоминании слова «стоик» в памяти всплывает образ человека, мужественно переносящего все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющего свой долг, свободного от страстей и волнений. Этот образ настолько популярен, что даже породил расхожее клише – «стоически» переносить трудности, испытания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 🔶 Философия стоицизма

    ✪ Стоики и стоицизм (рассказывает Кирилл Мартынов)

    ✪ Почему стоицизм востребован в современном мире

    ✪ ПОМЕНЯЙ своё Отношение к РЕАЛЬНОСТИ. Стоицизм

    ✪ Философия. Стоики

    Субтитры

    Вас выбросило на берег в тысячах километров от дома без денег и припасов. Подобная неурядица многих приведет в отчаяние и они будут проклинать судьбу. Но для Зенона Китийского такое событие стало началом работы всей жизни и его наследием. В бытность богатый торговец, он потерял все при кораблекрушении в Афинах, около 300 года нашей эры. Шатаясь без дела, он заглянул в книжный магазин и увлекся там чтением трудов Сократа. Объединившись с другими выдающимися философами города, он продолжил изучение и научные изыскания. Когда Зенон сам начал обучать студентов, он положил начало философии, известный как стоицизм, чье учение о добродетели, терпимости и самоконтроле продолжает вдохновлять поколения мыслителей и лидеров. Слово "стоицизм" происходит от Стоа Пойкиле, расписной общественной колоннады, где Зенон и его последователи собирались для общения. Сегодня, мы неформально используем слово "стоик" для обозначения человека, который сохраняет спокойствие под внешним давлением и избегает эмоциональных крайностей. Хотя это определение отражает важные аспекты стоицизма, изначальная философия предполагала нечто большее, чем просто мироощущение. Стоики верили, что все вокруг нас происходит благодаря переплетению причин и следствий, находя отражение в рациональной структуре Вселенной, которую они называли Логос. И хотя мы не всегда можем контролировать происходящее вокруг, мы можем контролировать свое восприятие происходящего. Вместо грез об идеальном обществе, стоики старались воспринимать мир таким, какой он есть и при этом занимались саморазвитием, делая упор на 4 важных достоинствах: практической мудрости - способности логически и обоснованно управлять запутанными ситуациями, сохраняя спокойствие; сдержанности - тренировке самоконтроля и умеренности во всех сферах жизни; справедливости - относясь к другим без предубеждений, даже если они не правы; и храбрости - не только в экстремальных условиях, но и решая повседневные задачи целостно и со светлой головой. Как писал Сенека, один из самых известных древнеримских стоиков, "Порою, даже жизнь есть проявление мужества". И хотя стоицизм концентрируется на развитие личности, он не является философией эгоцентризма. В то время, когда согласно римскому праву рабы рассматривались как собственность, Сенека призывал к гуманному обращению с ними, и подчеркивал, что, в конечном счете, все мы - люди. Точно так же, стоицизм не поддерживал пассивности. Основная идея заключалась в том, что только те, кто развивал в себе добродетель и самоконтроль, могут изменить других к лучшему. Так совпало, что одним из самых известных писателей стоицизма был один из величайших римских императоров. На протяжении своего 19 - летнего правления, стоицизм придавал Марку Аврелию решимости править Империей во время двух крупных войн и при этом справляться с утратой множества собственных детей. Спустя столетия, дневники Марка будут направлять и придавать спокойствие Нельсону Манделе, во время его 27-летнего заточения, когда он боролся с расовым неравенством в Южной Африке. После своего освобождения и окончательной победы, Мандела подчеркнул значение мира и смирения. Он верил, что хотя прошлые ущемления невозможно исправить, его народ сможет преодолеть их в настоящем, и способен построить лучшее, более справедливое будущее. Стоицизм был активной школой философии в Греции и Риме на протяжении нескольких веков. И хотя он прекратил свое существование как формальная организация, его влияние заметно по сей день. Христианские теологи, такие как, Фома Аквинский, почитали и принимали его отношение к добродетелям. А понятие "Атараксия", характерное стоицизму, имеет много общего с буддийской концепцией Нирваны. Одним из наиболее влиятельных стоиков был философ Эпиктет, автор слов: "страдание является следствием не событий, происходящих в наших жизнях, но того, как мы относимся к ним". Сказанное сильно резонирует с современной психологией и движением самопомощи. К примеру, фокусирующаяся на поведение самоуничижения, рационально - эмоционально - поведенческая терапия, с которой люди воспринимают собственные жизненные потрясения. Существует также логотерапия Виктора Франкла. Учитывая опыт Франкла, как узника концентрационного лагеря, логотерапия основывается на том принципе стоицизма, что мы можем наполнить свои жизни смыслом благодаря усилиям воли. Даже в самых суровых обстоятельствах.

Периодизация

До выявления данной школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников .

Средняя стоя (стоический платонизм): -I века до нашей эры . Представители: Панетий Родосский (ок. 180-110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме , тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон . Другие представители: Мнесарх , Дардан , Гекатон Родосский , Диодот , Гемин , Антипатр из Тира , Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): -II века н. э. Сенека (4 г до н. э. - 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф , Секст Херонейский , Гиерокл , Корнут , Евфрат , Клеомед , Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников -II века н. э., Филона Александрийского .

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом , а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Учение стоиков

Логика

Этика

Стоики выделяют четыре вида аффектов : удовольствие , отвращение , вожделение и страх . Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).

Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека. Так, пишет она, убеждённые в том, что мир детерминирован ("закон судьбы совершает своё право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость"), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства" .

М. Л. Хорьков отмечал интерес стоиков к проблеме поэтического . Так, «Зенон пишет книгу «О чтении поэзии», Клеанф – «О поэте», Хрисипп – «О стихах» и «О том, как читать стихи». Страбон , сам приверженец стоической философии, отмечает, что, по мнению стоиков, существует тесная связь между поэтическим и всеми без исключения частями философии» . В связи с этим Хорьков считает символичным, что до появления в Стое философов, которые получили от этого портика и своё название, там обитали поэты, которых и называли «стоиками». В. Г. Борухович отмечал, что поскольку греческая проза появилась намного позже поэзии, то на этом основании грамматики стоической школы считали прозу выродившейся поэзией .

Во времена Римской империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа, причём по всей империи, а наибольшим влиянием пользовалось в Сирии и Палестине. В продолжение всей истории стоицизма Сократ был главным авторитетом стоиков; его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти, его утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто её совершает, чем жертве, - все это целиком отвечало учению стоиков. Такое же впечатление производили его безразличие к жаре и холоду, простота в отношении пищи и одежды и полное пренебрежение ко всякого рода удобствам. Но стоики никогда не принимали учение Платона об идеях, и большинство из них отвергало его доводы относительно бессмертия. Только языческие стоики более позднего периода, когда они противостояли христианскому материализму, соглашались с Платоном в том, что душа нематериальна; стоики раннего периода разделяли точку зрения

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Действуйте, исходя из своих принципов, а не по своему настроению. Это один из главных законов философии стоицизма, который поможет вам добиваться поставленных целей, доводить до ума начатое и, между делом, сделает счастливыми.

Философия стоицизма имеет множество граней, но мы обсудим одну из самых интересных с точки зрения саморазвития. Поэтому дадим собственное определение понятию. Стоицизм - это твердость и мужество в жизненных испытаниях.

Цель стоика в том, чтобы обрести внутренний мир, преодолевая невзгоды, практикуя самоконтроль, осознавая свои импульсы, эфемерную природу проблем и недолговечность существования. Стоицизм - это практики, которые помогают жить в соответствии с реальностью, а не вопреки ей.

Самое главное для учения стоицизма - это принципы. Однако без одного важного свойства характера практически невозможно их придерживаться.

Добродетель

Стоики считали самым важным свойством характера добродетель. Под «добродетелью» они понимали высшее развитие человеческой личности и выделяли четыре формы этого свойства:

Мудрость и благоразумие: включает неторопливое обдумывание, трезвое суждение, перспективу, здравый смысл.

Справедливость: включает добросердечие, доброжелательность, честное дело, службу другим людям.

Мужество и стойкость: включает храбрость, настойчивость, подлинность, уверенность.

Самодисциплина и умеренность: включает упорядоченность, самоконтроль, прощение, смирение.

В стоическом смысле вы можете быть добродетельным только в том случае, если будете практиковать все четыре формы. Стоики настаивали, что добродетель - сама по себе награда. Если вы действуете согласно разуму и своей природе, то не только становитесь лучше, но и обретаете счастье.

Во время развития своей личности вы будете сталкиваться с препятствиями - негативными привычками. Важно, чтобы вы принимали преграды и не убегали от них; необходимо научиться превращать их в топливо, которое будет вести вас к успешной и счастливой жизни.

Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека.

Мы поделимся некоторыми из самых интересных и важных принципов из школы стоицизма, большинство из которых были сформулированы этими тремя мыслителями. Если вы введете их в свою жизнь, то они позитивно повлияют как на вашу работу, так и на взаимоотношения с окружающими.

11 принципов стоицизма

Мы часто совершаем нарочную ошибку, действуя, исходя из своего самочувствия, а не из своих принципов. Легче легкого сказать: «У меня сегодня не то настроение», чем вывести себя из нерабочего состояния и приняться за дело.

Принципы в стоицизме - это, пожалуй, самые актуальные и практические наборы правил для предпринимателей, писателей, художников и вообще представителей практически любой профессии. Стоики сосредотачиваются на двух вещах:

  1. Как мы можем вести полноценную, счастливую жизнь?
  2. Как мы можем стать лучше?

Как видим, они исходят из того, что нельзя стать счастливым, если ты не стал лучше, как личность, как человек, который помогает другим. Вот эти 11 принципов.

Признайте, что причина многих проблем – наша реакция

«Сегодня я избежал беспокойства. Или нет, я отбросил его, потому что оно было во мне, в моем собственном восприятии - не снаружи». Марк Аврелий

Не внешние силы заставляют нас что-то чувствовать. То, что мы говорим себе, создает наши чувства. Пустой документ, холст или огромный список дел не являются изначально стрессовыми - это стараются наши мысли.

Многие из нас хотят возложить ответственность и вину на окружающий мир, потому что это легко сделать. Но правда такова ­- все начинаются внутри, в наших умах.

Когда мы убегаем от реальности, то ничего не делаем и только наносим вред себе и подрываем свою самодисциплину. Перекладывание ответственности на других – верный способ ее загубить, потому что расслабляет нас.

В следующий раз, когда вы столкнетесь с препятствием и почувствуете сопротивление, не смотрите на то, что вокруг. Вместо этого загляните внутрь.

Не внешние силы заставляют нас что-то чувствовать. То, что мы говорим себе и создает наши чувства.

Найдите того, кого уважаете и оставайтесь честным

«Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами, либо как хранитель, либо как пример. Нам нужен, я повторяю, кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво прочерченную черту исправишь только по линейке». Сенека

Очень сильно идет вразрез с современным «не сравнивайте себя ни с кем», верно? Но большинству людей как раз таки нужны примеры для подражания. В минуты слабости гораздо продуктивнее воспользоваться уже проверенными решениями, чем самому заново набивать все шишки. Конечно, речь не о бездумном копировании и потворстве. Но что бы вы ни делали - создавали приложения или стартапы, или картины - всегда и везде есть люди, у которых можно поучиться. Изучите историю их жизни, работу, методы, успехи и неудачи. Прочтите их интервью или даже попытайтесь связаться с ними.

Всегда и везде задавайте себе вопрос: у кого я могу поучиться?

Признайте, что есть жизнь после неудачи

«Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо высказывает величие своего духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы неведение или похвальба были сильнее благоразумия». Марк Аврелий

Вы можете потратить месяцы или даже годы на проект, который в итоге будут критиковать или, что еще хуже, игнорировать. Не завышайте свои ожидания, особенно если вам еще есть чему учиться.

Помните, что если вас постигла неудача - это неважно. Имеет значение лишь то, как вы справитесь с ней: при помощи мыслей, эмоций, практики, характера и роста.

Нет неудач - нет роста.

Читайте и целенаправленно применяйте свои знания

«Не говорите, что вы читали книги. Покажите, что посредством них вы научились мыслить лучше, быть более разборчивым и мыслящим человеком. Книги - это тренировка для ума. Они очень полезны, но было бы ошибкой полагать, что развитие будет достигнуто просто за счет усвоения их содержимого». Эпиктет

Чтение книг по маркетингу, бизнесу или творчеству предоставит бесконечное количество концепций, которые могут быть связаны с развитием более глубокого понимания темы. Но то, что в конечном итоге сделает вас эффективным в своем ремесле - это применение знаний. Чтение готовит ваш разум, даже помогает избежать глупых ошибок, но в итоге оно должно привести к действию. Цель образования - усвоить знания, но в конечном счете они должны помочь вам действовать и принимать более разумные решения.

Учиться-практиковаться, учиться-практиковаться и еще раз учиться-практиковаться!

Бросайте себе вызов

«Я понимаю, Луцилий, что не только меняюсь к лучшему, но и становлюсь другим человеком. Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять с тем, что они почувствовали себя больными». Сенека

Трудно изменить свои привычки, если вы не знаете главной причины того, почему вместо работы решили посмотреть пару смешных видео на YouTube. Важно помнить о побуждениях, которые мешают нам проявлять себя, привлекать людей, совершать дела и быть осознанным. Изучайте себя. .

Когда вы чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед. Задача заключается в том, чтобы изменить свое мышление таким образом, чтобы воспринимать вызовы как возможности для роста.

Речь идет не о таланте или о каком-то бессознательном рефлексе. Практика самосознания - думать о своем мышлении, о том, как вы думаете, чувствуете и ведете себя - это мышца, которая со временем будет расти. Чем чаще вы ее используете, тем сильнее она становится.

Когда чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед.

Знайте, на что тратите время

«Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? Ну так дай себе досуг на то, чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее, брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да разом и представление, не имеет». Марк Аврелий

Люди, которые достигают мастерства в своем деле, грамотно расставляют приоритеты. Они чтят свое время. Если бы мы могли прожить один день их жизни, насколько бы стыдно нам стало за то, как мы бездарно тратим свои драгоценные часы?

Наблюдать за чужой жизнью в Instagram или Вконтакте можно - чтобы сохранять связи и заводить новые. Но не обязательно на это тратить все свое время. Выделите его на что-то более важное.

Мелочи крадут годы.

Напоминайте себе: дела нельзя откладывать

«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем проведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?

«Так ведь сладко это! А ты значит трудился для того, чтобы сладко было? И ничего не ради того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласовано с твоей природой?». Марк Аврелий

Будьте осознанны

«Ничто, по моему мнению, не является лучшим доказательством хорошо упорядоченного ума, чем способность человека останавливаться именно там, где он есть, и проводить некоторое время в своей собственной компании». Сенека

Быть осознанным, а также учиться делать одно дело за раз - это привычка. Некоторые люди действительно хороши в этом, потому что они находят время на то, чтобы концентрироваться на настоящем моменте, иначе сойдут с ума.

Каждый день находите минуты, когда сможете просто сидеть, ничего не делать и ни о чем не думать. Неважно, где вы находитесь. Сделайте несколько глубоких вдохов, поставьте свой телефон на беззвучный режим и просто задумайтесь о серии событий, которые произошли в течение дня.

Когда вы работаете, будьте безжалостны к самим себе. Пусть ваш ум сосредоточится на задаче, которую вы пытаетесь выполнить, занимайтесь ею с усердием, терпением, внимательностью и заботой. Совсем скоро вы заметите, как меняется качество вашей жизни.

Когда работаете, будьте осознанны.

Напоминайте себе, что время - самый ценный ресурс

«Не живите так, как будто у вас есть бесконечные годы. Смерть затмит вас». Марк Аврелий

Это особый принцип стоицизма: помнить о смерти. Можно сказать, что стоики часто думали о ней, при этом не становясь параноиками. Это подстегивало и мотивировало их.

Мысли о смерти дают ощущение безотлагательности. Вы должны понимать, что уже прожили определенное количество дней. И это не значит, что впереди больше или как минимум столько же.

Этот принцип делает нас осознанными, щедрыми, внимательными, улучшает трудовую этику, обостряет чувство собственного достоинства, позволяет расти. Последнее, чего хочет каждый из нас - умереть с сожалением. Вряд ли на смертном одре вы будете жалеть о том, что мало времени провели в социальных сетях. Возьмите за правило меньше сравнивать, критиковать и потреблять; больше создавать, обучаться и жить.

«Мы должны охотиться за полезными знаниями, благородными высказываниями, способными к непосредственному практическому применению». Сенека.

Вы не владеете ничем

Ни машиной, ни лошадью, ничем. Чтобы применить этот стоический принцип на практике, нужно практиковать непривязанность, особенно в отношении материальных вещей. Наслаждайтесь ими, пока они есть, но поймите, что глупо иметь к ним глубокую эмоциональную привязанность, чтобы вас не постигло разочарование.

Нет ожиданий - нет разочарования.

Делайте меньше, но необходимое

«А не лучше ли необходимое делать – столько, сколько решит разум общественного по природе существа и так, как он решит? Потому как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только, но еще и малого деяния. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем, необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: «Да точно ли это необходимо?». Марк Аврелий

Сегодня мы так сосредоточены на том, чтобы делать больше вещей, что забываем о том, что действительно важно. Что еще хуже, мы пытаемся преследовать нереалистичные цели. Наш список дел такой большой, что это сводит нас с ума.

Можно использовать принцип Парето и посвящать день двум-трем наиболее важным задачам, которые имеют наибольший вес.

Просмотрите на свой список дел и задайте себе следующие вопросы:

  • Каков идеальный результат, если я закончу эту задачу?
  • Как я могу автоматизировать эту задачу?
  • Как эта задача поможет мне или кому-то еще?

Примите тот факт, что ваше внимание, сила воли и ограничены. Сосредоточьтесь на главном.

Посвятите безраздельное внимание самому важному.

Книги

Книги по философии не терпят спешки и их вряд ли нужно читать по пять минут в день. Выделяйте на них больше часа за раз, отключайте все гаджеты и окунайтесь в мир глубокомысленных размышлений. Вникнуть в это сложное учение вам поможет первая книга из списка, которая адаптирована для тех, кто не может продраться сквозь витиеватые философские рассуждения.

  • «Как решают проблемы сильные люди» Райан Холидей.
  • «Наедине с собой. Размышления» Марк Аврелий.
  • «О благодеяниях» Луций Анней Сенека.
  • «История западной философии» Бертран Рассел.
  • «Старик и море» Эрнест Хемингуэй.
  • «Нравственные письма к Луцилию» Сенека.

Стоические принципы наверняка переживут многие новомодные мировоззренческие веяния, потому что основаны на формировании личности, терпении, характере и принципах, которые можно считать вечными. Применяйте их в своей жизни и вполне возможно, совсем скоро они ее изменят.

Желаем вам удачи!