Главная · Ритуалы удачи · Приснилась могильная яма. К чему снится могила? Выбери свой сон

Приснилась могильная яма. К чему снится могила? Выбери свой сон

Погребальный обряд Больше-Тарханского могильника был изучен более чем по 358 погребениям, вскрытым при раскопках, что исключает случайность выводов и помогает выявить отдельные детали, отклонения от общего правила.

Площадка могильника, как отмечалось выше, в рельефе местности не имела никаких естественных границ; в процессе раскопок не отмечено также никаких следов искусственного ограничения. Захоронения на могильнике совершены в грунтовых ямах и в настоящее время не имеют никаких внешних признаков. Однако в процессе исследования не наблюдалось ни одного случая взаимного нарушения могильных ям. Это позволяет предполагать, что могилы сверху имели какие-то отметки. Был ли это простой земляной холмик или деревянное сооружение, исчезнувшее от времени, - сказать невозможно.

Могильные ямы, в основном близкой к прямоугольнику формы, ориентированы довольно устойчиво: длинными сторонами в направлении восток-запад (184 случая) или с незначительными отклонениями: восток-северо-восток - запад-юго-запад (47 могил), восток-юго-восток - запад-северо-запад (51 могила). Более заметные отклонения, до направления юго-восток - северо-запад, зафиксированы у 24 могил, а до направления северо-восток - юго-запад у 21 могилы. И лишь в восьми случаях ориентировка ям приближалась к направлению север - юг, также с незначительными отклонениями. У 21 могилы установить с достоверностью ориентировку не удалось, ибо ямы целиком перекрывались грабительскими перекопами. Но следует отметить, что и у них больших отклонений от обычной ориентировки, по-видимому, быть не могло.

На площадке могилы располагались рядами, в которых, однако, нет строгой выдержанности - имелись некоторые различия в ориентировке, а также выдвижения отдельных могил из общей линии. Впечатление нестройности рядов еще больше усиливается от многочисленных пустых пространств, не заполненных могилами. Концентрация могил на площадке сравнительно небольшая, в среднем на каждую могилу приходится около 11 кв. м. Для сравнения можно указать удмуртский могильник этого же времени - Мыдлань-Шай, где эта цифра составляла всего около 4 кв. м . Для Больше-Тарханского могильника указанная цифра является средней, фактически же в некоторых местах, у южного края могильника, ряды погребений были более плотными, а в остальных частях обычно расстояние между могилами внутри рядов было очень большое - не менее 1 м, а зачастую 2 и даже 3-5 м. Расстояние между рядами могил также колеблется в пределах 1-3 м, а иногда и больше.

В общем ряды ориентированы в направлении север - юг, иногда с незначительными отклонениями; лишь у северной окраины могильника на площади раскопа VII могилы были расположены рядами в направлении северо-запад - юго-восток.

В южной части могильника можно проследить отдельные группы могил. Является ли это результатом преднамеренного обособления могил определенной группы умерших, связанных, может быть, более тесно узами родства (большая патриархальная семья), или это явление случайное - за неимением сравнительного материала по другим подобным памятникам пока сказать трудно.

Могильные ямы в верхней части имели обычно прямоугольную форму со слегка скругленными углами, иногда же очертания приобретали форму овала (погребения 93, 100, 105, 113. 138, 241 и др.).

Внутреннее устройство ям, связанное со способом захоронения умерших, различно. Совершенно четко выделяется два типа могильных ям - простые грунтовые и ямы с заплечиками. Устройство ям удалось выявить далеко не во всех погребениях (несмотря на то, что везде производилась их двойная профилировка) - в одних погребениях из-за грабительских раскопок, полностью уничтоживших первоначальную форму ям, а в других - из-за слишком малой глубины могил, залегавших целиком в толстом слое чернозема. Всего было прослежено устройство 320 могил.

Простые ямы имеют почти ровные отвесные стенки и ровное дно (рис. 4, 5 ). Форма могилы в какой-то мере определяет и способ захоронения. В простых ямах умершие хоронились, вероятно, в деревянных гробах. Но проследить это удалось лишь в единичных случаях, где сохранились остатки дерева (погребения 22, 33, 85). Лучше всего тлен от деревянного гроба был зафиксирован в детском погребении 85, где на дне овальной могильной ямы, размером 135×40-30 см, четко сохранились следы прямоугольного деревянного гроба размером 105×20 см.

Всего на могильнике вскрыто 233 простых могильных ямы, что составляет немногим более 65% всего количества ям, где удалось проследить их устройство.



Могильные ямы с заплечиками также имеют в верхней части прямоугольные с закругленными углами очертания и почти отвесные стенки, но вдоль продольных стенок у дна могилы оставлены небольшие уступы-заплечики шириной в 10-20 см и высотой 30-40 см, а иногда и до 50 см (рис. 4, 6 ). Таких могил обнаружено 87. Уступы-заплечики в могилах, бесспорно, служили для укладки перекрытия - настила из жердей или досок, хотя в могилах остатки дерева не обнаружены. Надо полагать, что в могилах с заплечиками умершие хоронились без гроба, тело укладывалось прямо в яму, а сверху перекрывалось деревянным настилом, чем и создавалась своеобразная погребальная камера . Отдельные могилы этого типа имеют некоторое своеобразие. Так, в погребении 185 заплечики были очень невысокие - всего 8-10 см, что, конечно, совершенно недостаточно для того, чтобы уложить умершего под настилом. Здесь, по всей вероятности, заплечики сооружались лишь по традиции, захоронение же производилось в гробу.

У нескольких могил (погребения 126, 149, 339) заплечики были устроены не в виде уступа, а скошенных у дна стенок; это также не могло удержать настила. В других случаях (погребения 86, 175, 212, 280, 299) заплечики находились не только вдоль продольных, но и вдоль поперечных стенок могильной ямы. А в парном захоронении 180 яма имела значительные плечики только у поперечных стенок и слева от погребенного.

Своеобразна также группа могил, где заплечики оставлены лишь вдоль одной продольной стенки - южной (погребения 168, 221, 231, 275, 291) или северной (погребения 200, 218, 243). К этой же группе следует отнести могильные ямы 125, 168, 344 с заплечиками неодинаковой высоты. В могильной яме погребения 344 заплечико вдоль южной стенки было устроено на высоте 50 см от дна могилы, а вдоль северной - на высоте 20 см. В этих ямах погребаемые перекрывались, видимо, не горизонтальным настилом, а наклонным. Поперечные планки упирались концом в уступ-заплечико, а верхним прислонялись к стенке могилы, или к более высокому заплечику (кстати, эта группа могил в какой-то мере может свидетельствовать о том, что и во всех остальных могилах с заплечиками настил сооружался из поперечных планок - жердей, досок или плах).

Довольно многочисленна группа простых могил (более 30 - погребения 85, 94, 101, 216, 248 и др.), где один конец ямы несколько шире другого. Разница эта варьирует от 5-8 до 30 см. Чаще всего могильная яма расширена у изголовья захороненного. Среди могил с заплечиками такие простые расширения встречаются редко, но некоторые могилы имеют более сложные формы. В погребениях 33, 58, 75, 204, 322 могильные ямы у дна в изголовье захороненных имели значительные овальные расширения, где были уложены различные вещи (рис. 7), а в погребениях 174 и 190 подобные расширения имелись в обоих концах могильной ямы. Оригинальна форма могилы 143, где несколько ниже уровня плеч погребенного яма имела небольшие уступы. В трех могилах с заплечиками (244, 256, 322) у изголовья захороненных были устроены неглубокие, в 10-25 см, нишфи-подбои, в погребении 196 такие подбои находились в обоих концах могильной ямы, а в могиле 6 - у ног покойника.


Умершие уложены в могилах обычно в средней части так, что пространство, оставшееся в могиле свободным у ног и изголовья, почти одинаково и невелико, хотя в нескольких случаях и здесь имеются значительные отклонения, когда в довольно больших ямах умершие уложены в одном конце - западном (погребения 231, 255, 339) или восточном (погребения 180, 196, 208), а второй оставлен свободным. В некоторых могилах такие свободные пространства были заполнены вещами (рис. 7) - остатками седла, сосудами, костями жертвенной пищи и т. д. (погребения 75, 322 и др.).

Таблица 2. Распределение индивидуальных детских и подростковых погребений по размерам могильных ям

Таблица 3. Сводка размеров могильных ям взрослых индивидуальных погребений (в%) *

* В числителе приведена в процентах доля данной группы внутри типа могил, а в знаменателе - процент по отношению ко всем исследованным могилам (358 погребений).

Таблица 4. Распределение по группам взрослых индивидуальных погребений в простых могильных ямах по их размерам

В погребении 172 яма у дна не сужалась, как обычно, а несколько расширялась, образуя своеобразные боковые подбои. Погребенный здесь лежал также посередине.

Размеры могильных ям в большинстве случаев зависят от роста захороненных и в какой-то мере от конструкции могилы. Представление о размерах могильных ям дают прилагаемые таблицы, к которым можно сделать лишь небольшие замечания.

Детские могилы обычно невелики - длина 60-120 см, ширина не более 50 см, лишь единицы имеют большую ширину (табл. 2). Для погребений подростков характерны могилы длиной 121-180 см при ширине также в пределах 50 и реже 50-70 см. Глубина могильных ям детских захоронений в большинстве случаев 70-100 см, отклонения встречаются редко.

Среди индивидуальных могил взрослых вариации несколько большие (табл. 3-5). Длина могильных ям здесь составляет от 170 до 270 см. ширина - от 40-50 до 85 см. Не всегда длинная могила имеет и значительную ширину, хотя в общем, конечно, такая зависимость все же наблюдается. Так, могила 169 имела размеры 270×85 см, могила 75-266×70-84 см. Половину и даже более составляют могилы средних размеров - длиной от 200 до 250 см и шириной 51-70 см. Значительное число могил имеет длину до 200 см и гораздо реже встречаются крупные могильные ямы длиной более 250 см и шириной свыше 70 см.

Глубина колеблется от 40 до 210 см. Но глубоких могильных ям сравнительно немного. Глубину более 160 см имеют всего 16 погребений. Большая глубина могил не всегда сочетается с большими размерами могильной ямы. Так, наиболее глубокая яма 210 см имела размер 230×60 см (погребение 214). Таких же размеров были и другие ямы глубиной в 190 см (погребения 66, 125, 241). Ямы взрослых индивидуальных захоронений обычно и больше и глубже, чем детских. Сравнивая распределение могил по размерам внутри типов захоронений, можно отметить несколько большие размеры (особенно по ширине и глубине) ям с заплечиками, чем простых ям (табл. 4, 5 ). Так, могил с заплечиками глубиной до 100 см встречается почти в два раза меньше, чем простых, а с глубиной более 160 см могил с заплечиками внутри этого типа почти в три раза больше, чем ям этого же размера у простых могил. Однако резких контрастов в размерах между могилами с заплечиками и простыми ямами все же не наблюдается.

Большинство захоронений индивидуальные; коллективные могилы встречаются как исключение. Из 358 вскрытых погребений лишь 13 относятся к этой категории (табл, 6, 7). Размеры ям коллективных погребений по длине и глубине находятся в пределах описанных выше норм, а ширина их в ряде случаев достигает 100-150 см. Встречены ямы как простые, так и с заплечиками. Коллективные захоронения можно разделить на две группы. К первой относятся одновременные захоронения нескольких умерших в одной яме (рис. 8, а). В таких случаях могила имела всегда большую ширину, а умершие уложены рядом. Обычно в яме погребено двое взрослых (погребения 102, 180, 210, 226, 319), а в двух могилах (165 и 340) одновременно со взрослыми были захоронены и дети. Последние в обоих случаях лежали справа от взрослых около юго-западного угла могильной ямы.

Таблица 5. Распределение индивидуальных взрослых погребений в могильных ямах с заплечиками по их размерам

Таблица 6. Распределение по группам погребений, не сохранивших очертания могильных ям

Другую группу составляют могильные ямы с коллективными, но разновременными захоронениями (рис. 8, 6 ), что достаточно четко удалось проследить как по размерам могильных ям, так и по положению костяков. Хронологический разрыв между захоронениями в одной яме невелик. По-видимому, это члены одной семьи, для погребения которых первоначальная могильная яма, как правило, взрослого умершего, вскрывалась и в нее помещали других умерших.

Среди этой группы коллективных погребений встречаются довольно интересные. Так, в могиле (женское погребение 13), имевшей в глубину 140 см, яма была вскрыта, вероятно, только до уровня крышки деревянного гроба и в северной продольной стенке могилы на глубине 110 см вырыт небольшой подбойчик - ниша, куда поставлен гроб ребенка. В погребении 41, где могила имела заплечики и глубину 140 см, захоронение ребенка произведено у южной стенки на глубине 90 см, вероятно, под настилом, закрывавшим взрослое захоронение. В погребении 121 яма вскрывалась трижды. Вначале здесь был захоронен мужчина. Затем в этой же яме у южной стенки была погребена женщина, впоследствии в середине могилы, между ногами мужчины - ребенок и, наконец, у южной стенки - подросток.

Таблица 7. Распределение групп коллективных захоронений по размерам могильных ям *

* В скобках после номера погребения указано число захороненных. Курсивом выделены могильные ямы с заплечиками.

Дополнительное захоронение было совершено также в уже упомянутом выше парном погребении 102, где умерший подросток был уложен у южной, правой стенки могилы. Интересно погребение 173, где над ранним взрослым захоронением было совершено второе, также взрослое, причем верхний костяк был положен в скорченном положении с сильно подогнутыми нога ми (рис. 8, 6 ). В погребении 199 могила перерезана с южной стороны более поздней ямой, в которой находилось два умерших; последние захоронения надо считать одновременными. В этом погребении хотя и прослеживаются две могильные ямы, но глубина их одинакова и, как у большинства других вводных захоронений, вторичная яма вырыта с правой, южной стороны от ранней могилы (рис. 8, в ). Последнюю черту следует считать вообще характерной для большинства вводных коллективных захоронений.

В могильных ямах костяки лежат обычно на спине, в вытянутом положении. Лишь в нескольких погребениях наблюдался незначительный разворот на правый (погребения 99, 121, 210, 286) или левый бок (погребения 104, 154, 165, 218). Имеется также небольшое число погребений, где костяки лежат на спине, а черепа повернуты влево (погребения 187, 195, 212, 245, 260) или вправо (погребения 96, 249). Поворот головы может быть преднамеренным при захоронении, но не исключено, что это результат смещения костей уже после захоронения.


Ориентировку захороненных удалось установить далеко не во всех могилах. Массовое ограбление погребений, нарушение первоначального положения скелета не позволяет с достоверностью восстановить здесь полную картину. Поэтому более объективными следует считать данные по ориентировке могильных ям, приведенные выше. Большинство ям ориентировано в направлении восток - запад. Среди этих могил лишь в одном случае была установлена ориентировка костяка головой на восток (погребение 7). Больше чем у половины погребений по костякам, сохранившимся целиком или лишь частично, а во многих случаях и по другим остаткам (положение костей животных, сосудов и т. д.), удалось установить, что умершие укладывались головой на запад. Эта ориентировка на могильнике, бесспорно, господствующая. Довольно многочисленны погребения, ориентированные на северо-запад и юго-запад. Большие отклонения от западной ориентировки с приближением к северной (погребения 103, 165, 215) или южной (погребения 291, 299, 334) встречаются крайне редко, а противоположные направления вообще единичны. Кроме отмеченного выше погребения 7, сюда относятся еще погребение 8 с ориентировкой умершего головой на восток-северо-восток и погребение 54 с ориентировкой на юго-юго-восток.

В нескольких могилах Больше-Тарханского могильника были отмечены следы культа огня. Так, под костяками в погребениях 118 и 154 по дну могильной ямы рассыпаны мелкие угольки. В погребении 130 на дне ямы вдоль северных стенок лежали две обугленные доски. В погребении 163 у дна справа от костяка лежала обугленная доска, а в погребении 216 такая же доска лежала слева у изголовья. В парном погребении 180, поперек ног захороненных, была положена обожженная доска шириной 8-10 см. В погребении 95 в могильной яме находился обожженный череп лошади. В общей сложности случаев, когда в могилах находятся обожженные предметы, немного. Связаны ли они с обрядом трупосожжения, существовавшим у предков населения, захороненного на могильнике, или каким-либо иным культом - сказать трудно. Трупосожжений или хотя бы частично обожженных костяков людей на могильнике не обнаружено.

В 79 погребениях Больше-Тарханского могильника найдены различные кости домашних животных - лошади, овцы и, может быть, коровы. Число погребений, где находились кости животных, было больше. Из многих погребений выброшены или унесены не только вещи, но и все кости скелета и, вероятно, кости животных. Но несомненно также, что не все погребения сопровождались костями животных. Достаточно много было вскрыто не разграбленных погребений, где не обнаружено костей домашних животных.

Кости животных в могилах различаются по характеру залегания в погребении и по видам животных, что дает возможность рассматривать два различных обрядовых обычая. Один из них, наиболее широко распространенный, связан с представлением первобытного населения о путешествии в загробный мир. Другой обряд - сопровождение умершего погребальной мясной пищей встречается на могильнике сравнительно редко.


В 62 могилах, что составляет более 17% всего числа исследованных погребений, обнаружены черепа и кости ног лошади (рис. 9, 10 ). Положение этих костей в могилах весьма устойчиво. В 24 случаях, когда эти остатки были обнаружены in situ, они находились в восточном конце могильной ямы над ногами умершего . В простых могилах они лежали несколько выше скелета, а в погребениях с заплечиками - обычно на верхних уровнях заплечиков (рис. 9), что позволяет говорить об их помещении всегда над погребенным и вне могильной камеры или гроба. Череп лошади лежал обычно поперек могильной ямы, а кости ног - поперек или вдоль. В трех могилах положение черепа было иное: в парном захоронении 180 черепа лежали вдоль костяков у ног по углам могилы. В детском захоронении 298 череп и ноги жеребенка лежали вдоль могильной ямы в середине у южной стенки, так же как и в яме 264.

В 35 разграбленных погребениях также были обнаружены остатки черепов и костей ног лошади . Судя по довольно устойчивому обычаю, зафиксированному в ненарушенных погребениях, остатки в этих могилах можно причислить к той же группе.

Кости черепов и ног лошади находятся почти исключительно в погребениях взрослых, обычно мужчин, за исключением детского погребения 298 и разграбленного погребения 264 с небольшой ямой, принадлежавшей ребенку или подростку. Далеко не во всех погребениях взрослых встречаются жертвоприношения костей коня. По всей вероятности, здесь проявляется уже не только этническая традиция, но и социальное расслоение. Видимо, далеко не все имели возможность при смерти сородича убивать коня, и лишь в богатых мужских захоронениях всегда встречаются его кости. Но все же объяснять это только социальной стороной нельзя. С.А. Плетнева, например, подчеркивает, что в одной из групп кочевнических погребений кости коня отсутствуют иногда даже в богатых захоронениях .


Обычай сопровождать умершего захоронением коня или только частями коня имеет широкое распространение у самых различных народов древности. Еще Ибн-Фадлан в главе об огузах, сообщая о погребальном обряде, после описания могильного сооружения, положения умершего и сопровождающих его вещей, пишет: «Потом возьмут его лошадей и в зависимости от их численности убьют сто голов из них, или двести, или одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И право же, они растягивают все это на деревянных сооружениях и говорят: "Это его лошади, на которых он поедет в рай"» . Если сообщение насчет ста или двухсот голов - несомненно, сильное преувеличение, записанное Ибн-Фадланом со слов информаторов, которые, вероятно, хотели этим подчеркнуть особую роскошь погребения знатных людей, то сведения о захоронении конских голов, ног и хвостов созвучны с погребальным обрядом Больше-Тарханского могильника.

Непосредственно в гробу или погребальной камере находятся лишь остатки заупокойной пищи. В девяти могилах зафиксированы кости барана. Обычно это череп (погребения 248, 307, 308) или череп и кости ног (погребения 205, 322), а иногда кости крестца и хвоста (погребения 143, 325). В могилах эти кости лежат всегда у изголовья и лишь в одном случае (погребение 1) они находились слева у бедра погребенного. Остатки эти находятся, как правило, в мужских могилах, богатых и другим сопровождающим инвентарем.

Точно так же в погребениях 69, 102 череп или только челюсть теленка лежали у изголовья погребенных. Слева у изголовья в погребениях 58 и 210 были крестцы и позвонки лошади или коровы. В погребениях 22, 125, 245 не удалось определить кости из-за их плохой сохранности. Но и здесь они лежали в изголовье. В погребениях 127 и 128 справа у детских костяков лежали птичьи косточки, а в погребении 54 у изголовья были позвонки рыбы.

Интересно отметить, что лишь в единичных случаях (погребения 143, 307, 308, 322) в могилах встречаются совместно остатки, связанные с описанными двумя культами - сопровождение умершего заупокойной пищей и костями коня для загробного путешествия.

Немногочисленность погребений с костями животных в гробу или погребальной камере отнюдь не свидетельствует о том, что у древнеболгарского населения не был распространен обычай сопровождать умерших заупокойной пищей. Но эта пища была, видимо, особая, не мясная. Ибн-Фадлан в уже упомянутой выше главе об огузах пишет, что когда умершего помещают в могилу, то «положат в его руку деревянный кубок с набизом, оставят перед ним деревянный сосуд с набизом» . В Больше-Тарханском могильнике во многих могилах стояли глиняные сосуды, но неоднократно были обнаружены и фрагменты деревянных. Может быть, в тех могилах, где сейчас нет никаких сосудов, стояли в свое время деревянные, не сохранившиеся до нашего времени. Лишь там, где деревянные сосуды имели медные или серебряные оковки (табл. XVIII, 8-12 , 14 , 15 ), сохранились небольшие фрагменты от них. Деревянные сосуды встречаются как в мужских, так и женских захоронениях (погребения 3, 175, 261, 306, 322, 352).

Внутри сосудов при раскопках не обнаружено никаких остатков. Как известно, значение слова «набиз», упомянутого Фадланом, не расшифровано. Но под этим словом, по всей вероятности, надо понимать какой-то особый вид заупокойной пищи. В одном из удмуртских могильников VIII-IX вв. на р. Чепце найденная в медном котелке такая заупокойная пища состояла из жидкой каши . Как мы увидим ниже, большинство сосудов из могил - это узкогорлые кувшины. Трудно допустить, чтобы в них была густая пища, скорее всего какая-то жидкость, может быть, мясной бульон или что-либо подобное. О жидкой пище может свидетельствовать находка в погребении 353 костяной трубки (табл. XVIII, 18 ) от бурдюка, в котором бесспорно была какая-то жидкость. Глиняные сосуды в могилах встречаются гораздо чаще. Так, среди 358 погребений, из которых больше половины разграблено, сосуды или их обломки были обнаружены в 101. Чаще всего в могилу ставился один сосуд, лишь в восьми случаях было по два сосуда (погребения 8, 102, 130, 133, 247, 248, 286, 290), в двух - по три (погребения 165, 224). В разрушенном погребении 250 стояло пять сосудов.

В могилах сосуды ставились обычно в изголовье: справа (29 случаев), слева (15) или прямо за головой (20). Постановка сосудов у ног встречается редко (17 случаев), причем и здесь они обычно стоят с правой стороны. Всего в трех случаях сосуды у ног находились в могильных ямах с заплечиками (погребения 149, 190, 196). Интересно отметить, что из кувшинообразных сосудов только ¼ их поставлена у ног, из горшков - ⅓, а из чашевидных - почти половина. В погребении 225 сосуд стоял на левой стороне живота погребенного.

Глиняные сосуды встречаются как в простых могильных ямах, так и могилах с заплечиками (табл. 8).

Таблица 8. Распределение групп сосудов по погребениям *

* В скобках после номера погребения указано число сосудов одного типа, курсивом - погребения с несколькими сосудами разных типов.

Глиняные сосуды, найденные в могилах, разделяются на три основные группы - гончарные кувшинообразные, лепные горшковидные и лепные чашевидные.

Кувшинообразные гончарные сосуды обнаружены почти исключительно в захоронениях мужчин и женщин (54 могилы). И только в единичных случаях небольшие кувшинообразные сосуды находились в могилах подростков (табл. 8).

Лепные горшковидные и чашевидные сосуды встречаются в массе в детских и подростковых погребениях (30 могил). Причем интересно, что круглодонные чашевидные сосуды найдены только в могилах детей в возрасте до 4-5 лет (табл. 8). Горшковидные сосуды встречены в захоронениях как детей, так и подростков.

В могилы взрослых лепные сосуды ставились очень редко. Так, круглодонные чашевидные сосуды были обнаружены лишь в четырех женских могилах и в погребении 286, где вместе с круглодонным сосудом находился кувшин. Плоскодонные горшковидные сосуды, с достоверностью относящиеся к захоронениям взрослых, были обнаружены лишь в погребениях 225 и 278, во всех же остальных случаях остатки горшковидных сосудов находились в разграбленных могилах, куда они могли быть заброшены из других погребений (погребения 98, 197, 219, 279, 290). Как и чашевидные сосуды, горшки иногда встречаются во взрослых захоронениях вместе с кувшинами (погребения 224, 247, 248).

Связать определенную группу сосудов с типом могильных ям не удается. Абсолютное большинство захоронений детей с сосудами совершено в простых могильных ямах. Исключение составляют погребения 86 и 196, где могилы были с заплечиками. В захоронениях взрослых кувшины встречаются как в могилах с заплечиками, так и в простых могильных ямах. То же самое наблюдается и в тех редких случаях, когда в захоронениях взрослых поставлены горшки или чашевидные сосуды.

Орудий, оружия и украшений в погребениях Больше-Тарханского могильника очень немного. Среди орудий труда в женских могилах наиболее многочисленны глиняные пряслица, найденные в 35 погребениях, обычно у костей стопы, чаще с левой стороны , и лишь в единичных случаях около костей рук (погребения 40, 121, 126). В погребении 175, в котором череп определен как мужской, у ног также лежало глиняное пряслице. Многочисленны в погребениях железные ножи (38 случаев), встречающиеся, однако, исключительно в захоронениях мужчин, а также, вероятно, детей и подростков мужского пола. Ножи в большинстве случаев лежат справа от погребенного в области таза . В свое время они, очевидно, были прикреплены к поясу с правой стороны. Лишь в единичных случаях ножи найдены с левой стороны таза или бедра (погребения 1, 3, 96, 143, 184, 195); в погребении 125 два ножа лежали на груди, а в погребении 110 - под черепом.

В мужских погребениях, обычно с правой стороны захороненного, около таза, лежат кресала и кремни для высекания огня . Изредка встречаются здесь же железные трубки с петлей для трута (погребения 46, 124, 234). Кресала, кремень и трут носились, по-видимому, в холщовом мешочке. В погребении 274 на железной пластине кресала хорошо сохранилась пропитанная окисью ткань. Мешочек с принадлежностями для добывания огня подвешивался к поясу рядом с ножом. В нескольких могилах, где нож находился не справа, как у большинства, а слева, здесь же были кресала и кремни (погребения 184, 308).

Изредка, преимущественно в женских могилах, встречаются железные иглы (погребения 39, 41, 125, 173, 196), находившиеся, очевидно, в деревянном футляре. Не многочисленны находки железных шильев (погребения 224, 225, 357) и единичны небольшой железный серп (погребение 2), железная пешня (погребение 14) и напильник-шило (погребение 143).

В погребении 125 у костей стопы лежал кружок из стенки красного гончарного сосуда и крупный белемнит, расколотый вдоль на две части. На одной стороне кружка - неглубокий желобок, вытертый, судя по следам, белемнитом. Известно, что многие первобытные народы верили в целебные свойства особых камней, в частности белемнитов.

Оригинальная и не ясная по своему назначению вещь найдена в погребении 256. Это небольшой деревянный диск, в центре которого вырезано квадратное отверстие и вставлен кусочек из другого дерева. С обеих сторон отверстие с вставкой закрыто наглухо медными планками: с одной - двумя прямыми, а с другой - трехлучевой (табл. XVIII, 2 ).

Изредка в могилах встречаются амулеты из зубов, обычно клыков, рыбьих позвонков и астрагалов барана (погребения 8, 54, 235, 240, 255, 325, 340).

Среди предметов вооружения наиболее многочисленны железные наконечники стрел, найденные только в мужских погребениях (29 могил). Но стрелы в погребениях имели исключительно магическое, ритуальное назначение, о чем свидетельствует прежде всего их количество, а также размещение в могиле. В большинстве могил лежал всего один наконечник, и без каких-либо следов колчана. Нередко наконечники лежали вместе с кресалом между ног (погребения 100, 124) или у таза (погребение 180), а иногда в изголовье погребенных (погребения 106, 260, 299, 322). По одному наконечнику было также в колчанах из погребений 184 и 195, положенных над левой рукой умерших. По два наконечника стрелы обнаружено в погребениях 33 и 75, где они лежали в изголовье, в последнем - с остатками колчана. В двух могилах с заплечиками (погребения 212, 224) колчан с тремя стрелами лежал на заплечиках, т. е. был положен не в погребальную камеру, а над ней. Может быть, и в других случаях, когда эти остатки находятся на костяках, - это результат положения их вне могильной камеры. Сюда могут относиться стрелы с колчаном, обнаруженные справа у плеча (погребение 55) или поперек груди (погребения 143, 274). Во многих разграбленных могилах также были найдены наконечники стрел, но не более одного-двух . Лишь в одном случае, в погребении 120, в юго-западном углу могильной ямы лежал пучок из четырех наконечников.

В 16 погребениях обнаружены остатки конской сбруи и седел - удила, стремена и пряжки. В могилах эти остатки, как правило, сочетаются с костями коня. Лишь в трех случаях удила и стремена находились в могилах, где не было костей коня (погребения 224, 256, 268), но все эти могилы ограблены. Кости коня обнаружены, как указывалось выше, в значительно большем количестве могил, чем остатки сбруи. Всегда ли в могилу помещали головы и ноги коня вместе со сбруей - трудно сказать, но небезынтересно заметить, что нет ни одной целой неразграбленной могилы с костями коня, в которой бы не было остатков конской сбруи. Лишь в детских погребениях 298, 364, где имелись кости коня, сбруя отсутствовала. По всей вероятности, в большинстве случаев вместе с головой и ногами коня в могилы клали и уздечки, а иногда и седла. Остатки сбруи (удила, пряжки, стремена) лежали в могилах иногда рядом с костями коня (погребения 23, 135, 145, 190), чаще же все это было сложено у изголовья погребенного (погребения 33, 180, 224, 274, 322). Встречались также могилы, где удила находились рядом с головой коня, а стремена - в изголовье погребенного (погребения 75, 143). В тех случаях, когда остатки сбруи лежали рядом с костями коня, они были помещены над погребальной камерой. Следует также отметить, что только в могильных ямах с заплечиками находился полный набор остатков конской сбруи - удила, пряжки и стремена (погребения 33, 75, 135, 143, 180, 190, 322). Во всех же простых могильных ямах были обнаружены только или удила (погребения 10, 23, 71, 256, 145), или стремена (погребение 258). Правда, все эти могилы также подвергались ограблению. В некоторых могилах было только по одному стремени (погребения 75, 135, 180, 190, 268). С двумя стременами погребения встречаются реже (погребения 33, 143, 322, 357).

Украшения и принадлежности костюма, весьма немногочисленные, находятся в погребениях обычно в тех местах, где их носили при жизни - серьги около головы, подвески на груди, пряжка около таза и т. д. Случаев, когда бы эти вещи были специально собраны и сложены отдельно, не наблюдалось.

Примечания

В.Ф. Генинг. Мыдлань-Шай - удмуртский могильник VIII-IX вв. ВАУ, вып. 3. Свердловск, 1962, стр. 69.

В 1963 г. при раскопках Уральской экспедицией курганов раннего железного века у с. Абатска на р. Ишим были вскрыты могилы с заплечиками, где прекрасно сохранилось деревянное перекрытие: поперек ямы на уступы было положено несколько коротких бревен, перекрытых затем вдоль ямы расколотыми толстыми бревнами.

В могилах с заплечиками: б, 28, 33, 75, 82, 119, 135, 143, 161, 190, 301, 308, 339; в простых могилах: 10, 23, 145, 169, 234, 258, 274, 287, 307, 327, 357. Следует отметить преобладание указанных комплексов в могилах с заплечиками.

Погребения 2, 22, 33, 46, 47, 55, 86, 90, 100, 110, 124, 143, 173, 180, 200, 225, 234, 238, 259, 267, 274, 322, 330.

Погребения 6, 10, 122, 141, 211, 219, 277, 307, 310, 313, 340.

Одно из самых дурных предзнаменований. Упасть в яму во сне предрекает внезапную смерть от несчастного случая.

Если вам приснилось, что вы упали в яму, представьте, что ваши друзья вас быстро вытащили из нее, и вместе вы засыпали яму землей.

Если в яму упал кто-то из ваших знакомых - смерть грозит этому человеку. Увидеть во сне яму и обойти ее стороной - вам удастся избежать смерти, но вас ждет большая потеря. Копать яму - вам предстоят горькие хлопоты, связанные с похоронами. Если яму копает кто-то другой - предательство близкого человека станет для вас ударом, в результате которого вы можете опасно заболеть.

Подобные сны отрабатываются очень сложно. Лучший способ их отработки - представить ситуацию сна в комическом виде. Например, если вы (или кто-то другой) падаете в яму, представьте, что это не яма, а сточная канава, которая полна навоза (см. Навоз, Экскременты). Увидели, что копают яму, поступите, как советует известный афоризм: если тебе роют яму, не мешай. Закончат - сделай бассейн!

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Могила

Вам грозит опасность. Открытая могила - смерть близкого друга или родственника. Гулять среди могил - нескорое выздоровление. Свежая могила - вы пострадаете из-за чужих ошибок. Смотреть в пустую могилу - к жестокому разочарованию и проблемам. Видеть собственную могилу - недруги разрабатывают против вас коварный план. Опускать гроб в могилу - потеря собственности. Копать могилу - к проблемам, созданным вашими недоброжелателями. Спать в могиле - беда придет откуда меньше всего ждешь. Старые заброшенные могилы - знак глубокой печали. Вы бросаетесь в могилу - к судебному разбирательству. Упасть в могилу случайно - сон предвещает убыток по вашей вине. Быть погребенным заживо - тюремное заключение. Разрывать могилу - к скорому разводу. Читать надписи на могилах - недобрые вести. Братская могила - вы станете эпицентром сплетен. Ряд могил - впереди вас ожидает цепь неблагоприятных событий. Могильный холм - тяжелое обвинение.

Представьте, что могилу засыпают землей, а на этом месте сажают любое нравящееся вам дерево (см. Дерево).

Толкование снов из

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Рано или поздно каждом человеку приходится испытать боль утраты родного человека. В православной религии принято не человека, а хоронить его на кладбище. Но наверняка мало кто задумывался о том, почему умерших хоронят на 2 метра. Нужно сразу оговорится что это мировой стандарт, но он может немного варьироваться в одну или другую сторону зависимости от региона.

История возникновения стандарта

В английском языке существует фраза «на шесть футов вниз». Она означает смерть или похороны, ведь именно 6 футов и значит 2 метра. Такая традиция берет свое начало еще в далеко в 1655 году. В то время в Англии было большое количество смертей из-за болезни чумы.

По этой причине люди очень боялись инфекции, которая распространялась очень быстро. Чтобы защитить население от инфекций мер Лондона выдал указ производить захоронения именно на 6 футов. Вот почему хоронят на два метра, ведь с такой глубины по мнению мера инфекция не может распространяться. Многие люди с таким мнением не согласны. Но как бы там ни было, такая традиция осталась жива и по сей день.

Почему хоронят на глубину 2 метра — версия современности

Конечно современные люди стараются придерживаться традиций касательно копки могильных ям. Но как упоминалось уже выше, глубина ее может немного варьироваться в зависимости от региона. Это связанно с тем, что в каждом регионе разные условия климата. Ведь очень важно при захоронении выбрать такую глубину могилы, чтобы максимально защитить тело от подземных вод и от того, чтобы животные не разрыли яму и не истерзали тело.

Глубина могилы зависит от следующих факторов:

  • Земля. Она должна быть легкой и воздушной, пропускать воздух т быть сухой. В противном случае на земле не соответствующей нормам кладбище обустраивать нельзя.
  • Вода. Тело должно быть максимально защищено от попадания в него подземных вод. В первую очередь это делается для того, чтобы избежать заражения воды продуктами гнилистного разложения органических веществ.
  • Стихийные бедствия. Не разрешено обустраивать кладбище на территориях, где часто происходят оползни, обвалы и затопления.

Согласно ГОСТ стандартов могильная яма должна иметь длину 2 метра, ширину – 1 метр, глубину от 1,5 м до 2,2 м. Какую яму выкопают работники кладбища — зависит еще и от местных условий. Главное чтобы не нарушались стандарты.

Господь всегда с Вами!

Сны всегда играли большую роль в жизни человека. Получить ответы на давние вопросы, узнать подсказку или увидеть что-то необычное - всё доступно в сновидениях абсолютно каждому человеку. Не стоит исключать того, что сновидения имеют большое влияние на последующие решения человека. Однако не всё может быть так красочно. Люди могут видеть и страшные сны, которые остаются в памяти на долгий период. Например, к чему снятся могилы? Чтобы разобраться, действительно ли в этом сновидении есть плохой сигнал сновидцу, следует обратиться к основным сонникам и проанализировать информацию.

Чтобы разобраться, действительно ли в этом сновидении есть плохой сигнал сновидцу, следует обратиться к основным сонникам

В жизни могила несет отрицательный знак, так как она является символом смерти и мертвецов. Потусторонний мир часто пугает людей. Данная пугающая картина, относительно сонников, не является очень плохой, так как здесь присутствуют и положительные моменты. Они могут быть следующими:

  1. Сонник Астромеридиана связывает родственников с могилой. К примеру, сновидец увидел во сне могилу одного из родственников - в таком случае ему стоит быть осторожнее, так как возможен несчастный случай и появление хронической болезни. Если же сновидец увидел могилу человека, который на данный момент болеет, тогда это может стать знаком ему будущей смерти.
  2. Достаточно интересное значение имеет Психоаналитический сонник. Он гласит, что случится бессознательная трансформация тела. Также, это имеет женский символ.
  3. Лунный сонник толкует это по-другому. Если человек закапывает могилу, тогда он буквально закапывает свой талант и этим самым причиняет себе вред.

Могила в соннике (видео)

Видеть во сне пустую могильную яму

Могильная яма является неприятным символом для многих, так как она напрямую связана со смертью и мертвецами. Сонники гласят, что видеть пустую могильную яму не является приятным знаком, даже наоборот - плохим.


Могильная яма является неприятным символом для многих

Это яркий пример того, что сновидцу причинят боль путем нечестного и неприятного поступка. Нередко это может стать предупреждением будущей тяжелой болезни. Общим значением является появление недоброжелателей в ближайшем будущем. Это может вызвать определенные проблемы на работе.

К чему снится кладбище

Само появление кладбища во снах может иметь как положительные, так и отрицательные значения. Точное значение можно получить путем определения дополнительных моментов сновидения, ведь они играют в этом большую роль. Однако, если кладбище приснилось без разнообразных действий с ним - это не является плохим моментом.

  1. Сонник Ванги говорит, что в этом сне следует рассматривать различные образы, такие как памятники или кресты. Если человек при этом не испытывал страх или другие неприятные эмоции - в его жизнь придут удачные моменты.
  2. При образе чистого и ухоженного кладбища следует ожидать полного выздоровления родственника, если он болеет.
  3. С другой стороны, при появлении старого, запущенного и грязного кладбища сновидец может прожить долгую и счастливую жизнь.

Лежать в могиле во сне

Для каждого человека страшным моментом может быть то, когда он лежит в могиле. Однозначно, что это вызывает только плохие эмоции. Появление этого сновидения также не исключается и имеет различные толкования. Они могут быть следующими:

  • с одной стороны - это является знаком препятствий в действиях, из-за которых человек не сможет достичь необходимого результата;
  • с другой стороны - эзотерический сонник гласит, что это приведет к получению наследства или удачных моментов в жизни.

Это является знаком препятствий в действиях, из-за которых человек не сможет достичь необходимого результата

Очевидно, что разнообразие значений сказывается на ожидании человека. Чтобы иметь более точное толкование, следует обращать внимание на дополнительные моменты сна, ведь они могут отлично помочь в поиске финального значения.

Упасть, провалиться в могилу во сне

Ещё одним страшным событием для человека может стать то, что он провалился в могилу случайно. Нередко на этом завязываются отрицательные значения. Это может иметь влияние и на толкование данного сновидения.

Достаточно подробно в своем соннике рассматривает этот момент Белый Маг Ю Лонго . Он гласит, что падение в свежевырытую могилу станет символом встречи с людьми, которых сновидец плохо знает. Скорее всего, этими людьми могут быть коллеги с работы, соседи, сослуживцы или обычные знакомые. После этой встречи, незнакомые люди проявят себя с хорошей стороны, из-за чего запомнятся сновидцу надолго. Это может вызвать продолжение общения с ними.

К чему снится свежая могила

Свежая могила может появиться во сне в результате различных причин. Она может принадлежать кому-то близкому или незнакомцу, находиться возле дома какого-то человека.


Свежая могила может появиться во сне в результате различных причин

От этого изменяются значения данного сна, которые могут быть следующими:

  • в Идиоматическом соннике присутствует толкование, что свежая могила является знаком плохого поступка, из-за которого сновидец будет страдать долгое время; это также выступает ярким предупреждением приближающихся неприятностей;
  • в соннике Миллера говорится, что появление свежей могилы является предупреждающим знаком об опасности, которая может навредить сновидцу;

Из этого можно понять, что после данного сновидения человек должен быть предельно осторожным, так как у него возможны различные проблемы в жизни. Чтобы преодолеть их нужно приложить достаточно усилий. Однако, после этого жизненное положение человека значительно улучшиться.

Рыть могилу во сне или ходить по ним

Не менее страшное событие для каждого человека: ведь каждый опасается этой деятельности. Выступать в роли могильщика, скорее всего, ни один человек не пожелает. Выкопанные могилы могут иметь разнообразные значения. Появление данного сновидения сначала может напугать сновидца, однако в толкованиях нет плохих моментов.


Выступать в роли могильщика, скорее всего, ни один человек не пожелает

В соннике Лонго присутствует объяснение, что при появлении разрытых могил, у человека в скором времени закончится черная полоса и все плохие моменты. После этого человек вновь заживет припеваючи, все материальные трудности исчезнут, и вновь появится полное благополучие в жизни.

С другой стороны, здесь есть и другое толкование. Человеку придется потратить достаточно много времени на поиск важной информации. Она может понадобиться для получения правды от какого-то человека. Однако, все потраченное усилие окажется напрасным, так как результата ничего не принесет.

К чему снится детская могилка

Самым неприятным моментом, как во сне, так и в жизни для любого человека будет образ детской могилки. Это всегда вызывает негативные эмоции, не смотря на дополнительные моменты сна. Однако, следует понимать, что данный сон имеет положительное толкование.

Например, если родители уже испытывали горечь потери своего ребенка - они вновь станут счастливыми родителями после рождения ребенка. Если же данное сновидение увидели в семейной паре без ребенка, тогда в скором будущем они впервые станут счастливыми родителями.

С другой стороны, некоторые сонники дают отрицательное значение. Человек будет испытывать разрешение своих планов и идей, так как ему долгое время будет сопутствовать неудача.

К чему снится могила (видео)

Сновидение подобного плана может иметь как отрицательные, так и положительные значения. Не стоит принимать все значения за чистую монету, так как одно сновидение может иметь два или более вариантов толкования.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Бывают сновидения, которые на первый взгляд кажутся не самыми благоприятными и даже пугающими. Но даже в них можно найти положительные моменты - ведь если, к примеру, знаешь, что на твоем пути будет яма, можно успеть придумать, как ее обойти.

Как гласит Современный совмещенный сонник, яма как раз чаще всего снится затем, чтобы предупредить: сновидец пошел по неправильному пути, - а значит, у него есть возможность вернуться и выбрать правильный путь, пока не поздно.

Современному человеку вряд ли часто приходится задавать вопрос: к чему снится яма, вырытая для того, чтобы поймать крупного зверя? Но сонники дают ответ и на этот вопрос. Например, сонник Миллера объясняет, что попасть в такую ловушку, особенно, если в ней уже есть какие-то звери, - предупреждение и призыв к осторожности и внимательности, поскольку из-за беспечности очень легко нажить себе проблемы.

Какие же еще ямы могут встретиться на пути сновидца в его ночных грезах? Чаще всего у сонников спрашивают о том, к чему могла присниться яма:

  • Просто вырытая в земле.
  • Выкопанная на кладбище.
  • Наполненная водой.
  • Предназначенная для слива нечистот.

Если приснилась яма, сон может нести спящему и добрые вести и предостерегать от каких-то не слишком благовидных поступков или предупреждать о какой-то опасности. Если пригрезилась яма, вырытая в во дворе вашего дома, такой сон предупреждает, что нужно уделить внимание здоровью домочадцев.

Если снится яма, выкопанная в земле в неизвестном вам месте, - такой сон предупреждает о том, что в данный момент наяву ваши действия ошибочны. Чтобы еще больше не запутать ситуацию и не ухудшить свое положение, нужно внимательно проанализировать свои действия и исправить ошибки, если это еще возможно.

Если вам приснилась яма, и вы точно знаете, что ее кто-то вырыл, это предупреждение о том, что сновидцу самому нужно заняться своим здоровьем. Если в скором времени после такого сновидения почувствуете недомогание, лучше не полагаться на «авось», а проконсультироваться с врачом. Когда пригрезилось самому выкапывать яму, - наяву вас ждет сложный период в карьере, вряд ли тут можно что-то исправить, сложности нужно просто пережить, не совершая опрометчивых действий.

«На лицо» ужасные, добрые внутри

Пожалуй, чаще всего у толкователей спрашивают, к чему снится яма, увиденная на . Как ни странно, такой сон, хотя он может показаться пугающим и даже ужасным, ничего плохого сновидцу не сулит. Наоборот, сон о яме на кладбище - это очень благоприятный знак.

Сновидение, в котором вам видится могильная яма - это яркий пример сна-«перевертыша», когда за малоприятной внешней оболочкой скрывается очень хорошее предзнаменование. Если вам пригрезилась яма на кладбище, значит, что ваши тревоги не имеют под собой основания. Вы вполне можете доверять своим друзьям и близким, они вас не подведут.

Кроме того, если приснилась свежевырытая на кладбище, и она пуста, - это символ хороших изменений, которые вот-вот начнутся в вашей жизни. Одинокий человек сможет вскоре встретить свою вторую половинку, тот, кто озабочен карьерой, - получить более высокую и более оплачиваемую должность, а тот, кому не хватает средств на что-то жизненно необходимое, сможет получить их из совершенно неожиданного источника.

Если, как толкует Магический сонник, яма на кладбище - дело ваших рук, вам приснилось, что вы копали ее сами, значит, ваше положение улучшится благодаря вашим собственным усилиям. Не стесняйтесь проявлять инициативу на работе или в личных отношениях, - это пойдет вам только на пользу.

Когда во сне перед вами оказалась пустая могильная яма, и по сюжету сновидения вы в нее уронили нечто ценное и никак не можете отыскать, это тоже очень благоприятный знак. Наяву вас ждет отличная «компенсация» за столь неприятные переживания в ночных грезах. Скорее всего, это будет укрепление вашего материального положения или разовое поступление крупной суммы денег.

Предупреждающим сновидением считается тот, в котором вырытая могила на кладбище не оказывается пустой. Если в ней в своих грезах вы увидели или даже покойника без гроба, то в реальности наступает не самая благоприятная полоса. Толкователи предупреждают, что наяву не стоит сопротивляться обстоятельствам, через эти неблагоприятные обстоятельства нужно постараться просто «проскочить» с наименьшим для себя ущербом, просто переждать их.

Если привиделась яма на кладбище, и во сне вы понимаете, что сами оказались в ней, это предвещает, что наяву ваше благосостояние вырастет . Отчасти потому, что вы сможете познакомиться с влиятельными людьми, которые помогут вам советом или делом.

Содержимое имеет значение

Если вам приснился сон, яма в котором была наполнена , то такое видение может быть истолковано и как благоприятный знак, и как предупреждение. Все зависит от того, что именно вам пригрезилось, - где было отверстие в земле, насколько оно было глубоко, чистая или грязная в нем была вода.

Когда вода в яме - чистая, значит, вскоре в жизни сновидца наступят положительные перемены. Если приснилось, что вы рыли , и из углубления начала поступать чистая вода, - вы получите солидное вознаграждение за свои труды. Чем быстрее скважина колодца наполняется водой, тем скорее ваши усилия будут вознаграждены.

Когда вода в яме - грязная и мутная, такой сон предостерегает, что вскоре наступит сложная жизненная полоса, и обстоятельства приобретут бесконтрольный характер. Сновидцу остается только ждать, чтобы эти обстоятельства как можно скорее его миновали. Однако толкователи говорят, что во время этих неблагоприятных событий можно приобрести ценный опыт, который в будущем поможет вам упросить свои позиции.

Приснилось, что вы наступили в лужу и провалились в яму, - вскоре вероятна сложная ситуация в жизни. Если в грезах удалось выбраться на поверхность самостоятельно, значит, вы сумеете и в реальности сами преодолеть трудности. Когда же снится, что выбраться вы не можете, то наяву не стесняйтесь попросить помощи друзей и близких, - их помощь будет для вас весьма кстати.

Как говорит эзотерический сонник, яма с нечистотами, или, говоря иначе, выгребная яма во сне - знак того, что в вашей реальной жизни слишком много негативных эмоций. В последнее время с вами происходило мало приятных событий, а не слишком приятные оставили соответствующие впечатления. Чтобы не скатиться в депрессию, нужно взять себя в руки и устроить себе праздник, чтобы положительных впечатлений стало больше.

Однако если приснилась выгребная яма, которую вы перепрыгнули и спокойно пошли дальше, туда, куда и держали свой путь, вы сможете преодолеть накопившийся негатив и довести до конца все намеченные планы. Если же пригрезилась просто глубокая яма, толкователи предупреждают: вас могут попытаться втянуть в какое-то сомнительное предприятие, поэтому наяву сохраняйте осмотрительность, не поддавайтесь на провокации.