Главная · Ритуалы удачи · Православие в дании. Дания

Православие в дании. Дания

07.02.2012

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках.

История православия в Дании - это, несомненно, история христианства в этой стране. Ведь православие и есть по своей сути то самое, настоящее, аутентичное христианство, которое дошло до нас почти неизменным из глубины первых христианских веков. Мы можем это видеть, вчитываясь в тексты святых отцов эпохи еще неразделенной Церкви, вглядываясь в их иконописные лица на древних фресках, в складки их длинных одежд и элементы архитектуры, сохранившиеся в изображениях того времени. Об этом подробно рассказывают и всемирно известные церковно-исторические тексты. Стиль, уклад традиций и обряды древнейших церквей - греческой, коптской или грузинской, также подтверждают это.

Так что есть все основания считать, что первые столетия после своего исторического крещения Дания, подобно другим странам Скандинавии, была православной страной. Святой Ансгарий (Ansgar), «Апостол Севера» (801-865), с именем которого связывают утверждение христианства в Скандинавии, хотя и не был первым крестителем Дании, но его роль в обращении датчан к христианской вере принято считать ключевой. Согласно историческим хроникам, «миссия Ансгария с давних пор считается одним из самых ярких эпизодов в длившемся около трех веков (приблизительно с середины IX до середины XII) процессе христианизации Северной Европы».1

Проповеднические поездки св. Ансгария в Скандинавию, первая из которых - в Данию - состоялась около 827-828 г., были связаны с реальным риском для жизни этого молодого монаха, получившего духовное образование во франко-германских монастырях континентальной Европы. Однако эти поездки имели максимальный, хотя, к сожалению, оказавшийся исторически не слишком прочным, успех: впрочем, проповедь монаха достигла своей основной цели - и уже в 831 г. под его руководством создается новое (Гамбургское) архиепископство и он становится полноправным легатом Римского епископа в странах Севера

Надо сказать, что, хотя Русь и Скандинавия были крещены примерно в одно и то же время, но по внутреннему содержанию крещение Скандинавии отличалось от крещения Руси. И дело не только в том, что «Русь пришла к христианству», в то время как правильным будет скорее сказать: «Христианство пришло в Скандинавию»… Как мы знаем из истории, сам великий князь Владимир, пригласив проповедников и изучив различные религии, совершил свободный выбор, приняв решение в пользу православного христианства для себя, своей страны и своего народа. С этого момента ни Русь, ни русские князья никогда не отступали от православной христианской веры - их выбор был подтвержден историей и стал поводом говорить о характерной «русской верности», а в дальнейшем о движущей силе формирования на просторах Евразии огромной, великой цивилизации, которая стала называться Россией.

Несколько по-иному обстояли дела в Скандинавии. История нам рассказывает: «Немногое известно о самых первых попытках христианских миссионеров крестить Швецию и Данию. Эти попытки имели место в VIII-IX вв. Завоевания проповедников оказались недолговечными…».2 Первую миссионерскую поездку в Скандинавию совершил около 700 г. Виллеброрд из Фрисландии (современные Нидерланды). Он посетил датского конунга. Последний, видимо, не чинил никаких препятствий проповеднику, однако народ скептически воспринял призыв сменить веру, и миссия не имела успеха. Другой деятель, который пытался организовать проповедническую экспедицию в Скандинавию, был Лиудгер (ум. 809). Однако поддержки от императора Карла Великого он не получил. С восшествием на престол Франкской империи Людовика Благочестивого (814-840) наступил новый этап в истории крещения Северной Европы. На этом этапе разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной государственной политикой, осуществление которой связано с именами двух крупных политических фигур того времени - реймсского архиепископа Эбона и гамбургского (с 831 по 858 г.), а затем гамбург-бременского (с 858 по 865 г.) архиепископа Ансгария. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Дании, где окрестил некоторых датчан. Крупным успехом Эбона стало крещение Харальда, состоявшееся летом 826 г. в Майнце. Это событие открыло дорогу дальнейшему распространению христианства в Дании. Несмотря на то, что Харальд неоднократно изгонялся из родной страны политическими соперниками, в периоды своего правления он покровительствовал христианству, и в 827-828 гг. при его дворе жил монах Нового Корвейского монастыря Ансгарий.

Неторопливо, с колебаниями и отступлениями, принимали прагматичные скандинавы христианскую веру от захожих проповедников, являвшихся к ним без приглашения, с «заморского» европейского юга… «Подстрекаемые дьяволом свеоны (т. е. шведы) воспылали дикой яростью и стали преследовать… епископа Гаутберта (это произошло в 845 г. в Бирке). Сговорившись, некоторые из свеонов ворвались в дом, где находился епископ, чтобы ограбить его, и там зарубили мечом племянника Гаутберта Нитарда… Самого же епископа и бывших с ним сотоварищей свеоны связали и, разграбив все, что смогли найти, с поношением и бесчестием изгнали из своих пределов. Сие приключилось, однако, не по велению короля, а лишь вследствие народного сговора… После этих событий в тамошних краях почти семь лет не было священников» - напоминает нам историческая хроника.

Потому-то проповедническое служение Ансгария было в действительности делом смертельно опасным. Суть христианского подвига Ансгария поэтому сводилась не только к благородному служению благожелательно принятого правителями проповедника, но и к такому нелегкому, действительно «апостольскому» послушанию, которое легко могло быть чревато избиением, поношением, изгнанием, или даже смертью для молодого монаха. И этот подвиг православного служения принес свои плоды: Дания, как и Швеция, в конце концов стала христианской страной. Деяния же и житие Ансгария были подробно описаны его учеником Римбертом, кстати, датчанином по происхождению.

Исторические баталии по отделению от православия католичества, а затем - отделению от последнего протестантизма происходили вне датских границ. Датчан беспокоили прежде всего безопасность и благополучие их маленькой страны, защищенной морями и проливами, но все же лежащей на географическом перекрестке судеб Европы и Скандинавии… Нравы смягчились, церковные традиции устоялись, датчане стали христианами. В Средневековье церковь была, пожалуй, единственной «сетевой» структурой, объединявшей острова страны и позволявшей королям контролировать свою раздробленную территорию. Однако датское христианство, как известно, в своих эволюциях и мутациях со временем далеко отошло от начальных традиций, перестало быть православным.

И вот однажды православие вернулось на землю этой маленькой, ставшей лютеранской, страны. Это случилось парадоксальным образом благодаря неуемной «германизации» России, последовавшей за эпохой Петра I, согласно используемой в народе в таких случаях поговорке: «нет худа без добра»… Первый храм Русской Православной Церкви в Копенгагене начал свое существование во второй четверти XVIII в., при резиденции посла России в Королевстве Дания. Однако с 1780 по 1809 гг. в провинциальном городе Хорсенс (Horsens) существовал и другой храм, при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона пестрит фактами и именами из бурной, полной интриг российской «немецкой» истории ХIII века: «Екатерина Антоновна Брауншвейгская, принцесса, дочь Анны Леопольдовны, родилась в 1741 г. за несколько дней до свержения с российского Престола своего брата Иоанна Антоновича. Во время дворцового переворота частично лишилась слуха. С 1742 по 1780 гг. проживала со своими родными в г. Холмогорах. В 1780 г. вместе с двумя своими братьями отпущена Российским правительством на жительство в г. Хорсенс (Дания). На ее содержание отпускалось из российской казны 8 тыс. рублей в год. Скончалась в 1807 г., последняя из всей семьи…»3

Однако большой православный храм, воздвигнутый в конце XIX века в самом центре Копенгагена на улице Бредгаде, граничащей с королевским дворцом, существует и действует по сей день. Высокое кирпичное здание вполне скандинавского стиля, но при этом украшенное тремя сверкающими на солнце позолоченными православными куполами, можно увидеть издалека, посмотрев вдоль Бредгаде (что значит по-датски Широкая улица) со стороны центральных исторических мест города: площади Конгенс Нюторв (на которой находится Королевский театр) или же со стороны Кастеллет - исторических развалин старинной крепости времен войн со Швецией… Близость этого храма к королевскому дворцу отражает реальную историческую близость русского «датского» православия к самому датскому королевскому дому. Ведь не случайно еще несколько лет назад сама королева Дании Маргрете (Маргарита) II (кстати, официальная глава государственной Датской Народной Церкви) бывала не раз почетной гостьей в этом православном храме…

Строительство русского Александро-Невского храма в центре столицы Дании было осуществлено на средства российской Императорской семьи. Храм был освящен 29 августа 1883 г. в присутствии российского Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны, - урожденной датской принцессы Дагмары, дочери Короля Дании Христиана IX и королевы Луизы. Сам король Дании Христиан IX, а также греческая королева Ольга Константиновна, присутствовали на открытии этого храма. Так, благодаря счастливому браку будущего русского государя с датской принцессой (ставшей матерью последнего русского царя Николая II) судьбы русского православия оказались связанными с судьбами королевского дома Дании.

По воле исторических перипетий ХХ века приход св. Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию: до 1983 г. он находился в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, был присоединен к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), управляемой из США. В апреле 2000 г., а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 4 Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 г.

Так начал свое существование приход Московского Патриархата в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.

Однако не все было так просто: ведь открытие прихода как бы «новой» Церкви в ином, имеющем собственную национальную церковь, государстве всегда сопряжено с огромными усилиями, и в этом ничего удивительного нет. И здесь нельзя не упомянуть о человеке, приложившем колоссальные личные усилия для того, чтобы Русская Православная Церковь Московского Патриархата вновь оказалась представлена на датской земле, - в деле создания, укрепления и признания этого православного прихода. Речь идет о княгине Татьяне Сергеевне Ладыженской. Без ее целеустремленного, безграничного энтузиазма, удивительного вопреки ее преклонному возрасту, этот приход вряд ли существовал бы вообще. Твердая православная вера родившейся в Дании русской княгини, ее дипломатический дар и природный, внушающий уважение аристократизм, ее активнейшие переговоры с руководством нашей Церкви в России, и, наконец, ее старые связи с лучшими представителями датского королевского дома, государственной лютеранской и негосударственной католической церквей, привели, в конце концов, к желаемому всеми нами результату: приход был зарегистрирован, получено церковное здание для богослужений, и прислан православный священник из Москвы.

Насколько важна для жизни прихода роль священника? Священник, приобретший бесценный духовный опыт в духовных школах России, посещавший монастыри, где в течение столетий жили русские святые, молившийся у мощей преподобного Сергия Радонежского в древней Троице-Сергиевой лавре и испытавший на себе все трудности и неурядицы современной российской жизни - это человек, которого никто не может заменить тем прихожанам, которые были знакомы не понаслышке с православием еще до отъезда из России. Ключевая точка соприкосновения православного христианина с Церковью - исповедь (искусство исповеди со стороны священника) и св. причастие - это те события, полнота осуществления которых во многом зависит именно от священника. И опыт - во всяком случае, опыт русского человека - показывает, что нигде, кроме России, и нигде кроме Русской Церкви Московского Патриархата, этому искусству (или науке) - быть настоящим православным священником - научиться, по-видимому, нельзя.

Приход св. Александра Невского в Копенгагене под руководством талантливых священников - о. Климента, о. Александра, о. Никиты, о. Феофана и других, - и, конечно, бессменной почетной старосты Татьяны Сергеевны Ладыженской, - дал жизнь другим православным начинаниям в Дании: в том же 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мирликийского в Орхусе (Arhus), втором по величине городе Дании, а также начали действовать инициативные группы по созданию приходов в г. Нюкобинге на острове Фюн и в небольшом, но древнем городе Рибе - исторической столице Дании, сопоставимой по значению с Великим Новгородом или Владимиром для России.

Рост православных приходов в Дании продолжается сегодня как за счет новых иммигрантов и российских специалистов-профессионалов, работающих по контрактам в Дании, так и за счет самих датчан. С июля 2001 г. в окрестностях города Оденсе, родине сказочника Г. Х. Андерсена и «столице» острова Фюн, начал действовать домовый храм Русской Православной Церкви в честь царственных Страстотерпцев российских. Все эти приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата были зарегистрированы в Министерстве по делам церкви Дании 5 февраля 2001 года. В настоящее время обсуждается даже инициатива возможной организации православного монастыря, первого в Датском королевстве.

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках. Во время уютных чаепитий после службы также между прихожанами не бывает языковых проблем - ведь почти все, включая и гостей-сербов, понимают русский, ну а греки могут свободно за чашкой чая обсудить свои проблемы с батюшкой на родном языке: отец Феофан хорошо владеет греческим… Но дело не только в этом.

Несмотря на политические и прочие события в России и в мире, исторический авторитет православия по-прежнему остается очень высоким в среде образованных людей Дании, а также среди традиционной датской элиты. И хотя сегодня интерес к русской культуре давно прошел пик своей популярности, но православие неизменно воспринимается как принадлежность к некоей сакральной истине, к аутентичному подлинному христианству, прошедшему свой путь до современного датского общества постмодерна из головокружительной глубины веков. Для русских же иммигрантов принадлежность к православному приходу негласно считается неким нравственным «знаком качества» в глазах окружающих датчан.

Культура постмодерна, в которой нет больше места целенаправленным атакам «просвещенного» на «сакральное», открывает людям глаза на прямую возможность просто взять и обратиться к изначальному, настоящему, подлинному. Сегодня глубокая вера, пусть даже в рамках пестрой «мозаики свобод» постмодерна, возвращает себе право на жизнь в современном обществе. Скандинавия, с ее религиозным голодом десакрализованного, но не абсолютно свободного общества и его государственных религиозных структур, снова оказывается духовным пространством, вполне пригодным для успешной христианской проповеди. Нет никаких сомнений, что у Русской Православной Церкви, у православия в Дании есть свой потенциал для развития и роста, и этот потенциал несомненно будет востребован нашим временем.

1 «Житие св. Ансгария» Римберта.
2 Там же.
3 Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия. - Т. XI а. - СПб., 1894. - С. 576.
4 Согласно Указу Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, Синод за границей должен вернуться в лоно Московского Патриархата после прекращения в России гонений на Церковь.

Юрий Тюрин
(политолог, общественный советник министра интеграции Королевства Дания)

В 12км от Одензе, где родился известный всему миру сказочник Ганс Христиан Андерсен, находится живописное местечко Хесберг. Расположенное там поместье (замок, несколько хозяйственных построек, сады, пруды, участок леса и земли) принадлежали господину Йоргену Лаурсену Вигу (31.08.1918 - 28.12.2005). Весьма разносторонне образованный, лингвист, богослов, в прошлом лютеранский пастор, в возрасте 83 лет он принял Православие и решил устроить в своем имении православный монастырь. В этом благом начинании ему активно помогала председатель русской православной общины (Московского Патриархата) в Дании княгиня Татьяна Сергеевна Ладыженская (01.10.1919 - 14.02.2006) (ее родители эмигрировали из России в 1918г. в составе свиты матери последнего русского св. Царя-страстотерпца Николая II Императрицы Марии Феодоровны, урожденной датской принцессы Дагмар) и монахини Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамордино, впервые приехавшие сюда по приглашению господина Вига в 2001г.

Усилиями вначале небольшой группы православных (теперь община Хесбьерга умножилась, в ее состав входят более 100 человек) поместье преобразилось: устроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпец Российских, в котором ежедневно совершается полный круг богослужений по скитскому Уставу; над ним возведен купол с крестом, освящающий и благословляющий все вокруг, привлекающий к себе ищущих Господа.

Представляется промыслительным, что именно в 2003 году, когда было принято окончательное решение о перенесении останков Государыни Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий дал официальное благословение на устройство в Хесбьерге православного храма и здесь началась полноценная литургическая жизнь. Буквально сбывается написанное: "Отдай плоть - приими Дух": Дания отдала драгоценные для каждого русского останки, взамен получила храм и Евхаристию.

ПРАВОСЛАВНАЯ ДАНИЯ
Православные святыни Дании



История православия (0,04% населения) в Дании есть история принятия христианства в стране. Первые столетия после своего крещения и до отделения католичества она была православной страной. Православие вернулось в Данию во второй четверти XVIII века, когда начал своё существование первый храм РПЦ при резиденции посла России. В 1883 году в присутствии российского императора Александра III был освящён Александро-Невский храм в самом центре Копенгагена. В 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в городе Орхусе, с 2001 года близ города Оденсе (родина сказочника Г. Х. Анднрсена) начал действовать домовой храм РПЦ в честь царственных страстотерпцев российских. Действуют инициативные группы по созданию приходов в Нюкобинге и в древнем городе Рибе - исторической столице Дании. Сегодня количество православных превышает 2,5 тысячи и представлено приходами Русской, Румынской и Сербской православных церквей. Также существует приход Константинопольского патриархата.

Распространение христианства началось ещё при Карле Великом (франкский король, 724-814 годы, с 800 года - император из династии каролингов). Но миссионерство небесного православного покровителя Дании святого Ансгара (801-865 годы), как и его предшествееников и последователей (Виллиброрд, Людгер, Эбон, Гаутберт) не решило эту задачу окончательно. Хотя в 960 году христианство было объявлено официальной религией, оно начало бесповоротно закрепляться лишь при Енуде Великом (на троне в 1018-1035 года). В те времена датская церковь зависела ор архиепископа Бремен-Гамбурского.

(Информация по изданию "Небесные покровители государств мира". Автор Александр Евгеньевич Туровский, Тула, 2011 год, стр. 62-63, ISBN 978-5-8125-1647-5. Дарственный экземпляр безвременно ушедшему из жизни архиепископу Лонгину [бывшему Клинскому, представителю РПЦ в Германии], Дюссельдорф, 2012 год.) ).

Итак, что же ожидает русского православного паломника в Дании, какие дорогие сердцу святыни он может повстречать на своём маршруте и какая информация о православии в Дании нам доступна:

О православной церкви Дании сайт "Православие.Ru":
* Православная Дания: люди и судьбы.
* Неевростандартные люди, или русские в Дании.

Иные источники информации:
* Русская Православная Церковь в Дании.
* Дания: азбука паломника.
* Православие в Дании: история и современность
* Приход свт. Николая Мирликийского (Орхус).
* Русская православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.
* Церковь Александра Невского
*
* Дания: любимый храм принцессы Дагмар.
* Пути православия в Дании.
* В Дании скончался князь Димитрий Романович – старший в роду Романовых.
* Дания прощается с принцессой.
*

Первые семена христианства были принесены в Данию в IX веке первым её просветителем - епископом Ансгаром . До недавнего времени древнейшим изображением фигуры Христа на территории Датского королевства считался рисунок на рунном камне в Еллинге , установленном Харальдом Синезубым во второй половине X века, однако, сделанная 11 марта 2016 года археологическая находка золотого креста в местечке Аунслев на острове Фюн , может претендовать на более ранний статус .

Благодаря торговым связям с Великим Новгородом православие было хорошо известно в средневековой Дании.

Русская православная церковь

Первый русский православный храм в Копенгагене был освящён во второй четверти XVIII века в доме русского посла, но в силу своего дипломатического статуса он по большей части не был доступен для русской православной диаспоры.

Русская православная церковь была официально представлена в Дании со второй половины XIX века благодаря династическому браку, заключённому между наследником российского престола цесаревичем Александром и датской принцессой Дагмарой , принявшей православие. По желанию императрицы Марии Фёдоровны , в 1881 году русское правительство приобрело участок на улице Bredgade и ассигновало 300 000 рублей, куда входили 70 000 из личной кассы императора Александра III . В том же году была начата постройка храма. Церковь строилась по проекту профессора Д. Н. Гримма . В строительстве участвовали директор датской академии художеств профессор Ф. Мельдальс и местный архитектор А. Х. Иенсен.

Русские священнослужители - протоиерей Николай Волобуев и священник Александр Щелкунов осуществили первые переводы Литургии Иоанна Златоуста и Василий Великого, заложив основу в дело перевода православных богослужебных и вероучительных книг на датский язык.

Богослужения для греческой православной общины Копенгагена совершают греческие священнослужители, приезжающие 1-2 раза в год из Стокгольма .

Митрополия издаёт ежемесячный листок на греческом языке.

Сербский Патриархат

В 1990-е годы в связи с массовой трудовой эмиграцией в Дании оказалось около тысячи выходцев из Сербии.

В Копенгагене в 1997 году был учреждён сербский православный приход в честь святого Георгия Победоносца, арендующий для богослужений храмы лютеранской церкви Дании.

Румынский Патриархат

Македонская православная церковь

Македонская православная церковь представлена в Дании приходами в Копенгагене и Орхусе.

Киевский патриархат

15 декабря 2015 года Священный Синод Украинской православной церкви Киевского патриархата учредил на территории Дании (также Швеции и Норвегии) благочиние своих приходов (швед. Kievpatriarkatets skandinaviska dekanat ). Архипастырское окормление новообразованной структуры поручено архиепископу Ровенскому Илариону (Процику) председателю управления по внешним связям УПЦ КП.

Российская православная автономная церковь

В 2016 году в городе Брондерслеве , на севере Ютландии в доме многолетней прихожанки РПАЦ Марины Нильсен был устроен домовый храм во имя св. Царя-мученика Николая. Первую литургию 29 мая совершил игумен Аркадий (Илюшин), клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище в Москве .

См. также

Напишите отзыв о статье "Православие в Дании"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Православие в Дании
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Православие в Дании

– Это было так смешно, когда я только начала «творить»!!! Ой, ты бы знала, как это было смешно и забавно!.. Вначале, когда от меня «ушли» все, было очень грустно, и я много плакала... Я тогда ещё не знала где они, и мама, и братик... Я не знала ещё ничего. Вот тогда, видимо, бабушке стало меня жалко и она начала понемножку меня учить. И... ой, что было!.. Вначале я куда-то постоянно проваливалась, создавала всё «шиворот навыворот» и бабушке приходилось за мной почти всё время наблюдать. А потом я научилась... Даже жалко, потому что она теперь уже реже приходит... и я боюсь, что может когда-нибудь она не придёт совсем...
Впервые я увидела, насколько грустно иногда бывает этой маленькой одинокой девочке, несмотря на все эти, создаваемые ею, удивительные миры!.. И какой бы она ни была счастливой и доброй «от рождения», она всё ещё оставалась всего лишь очень маленьким, всеми родными неожиданно брошенным ребёнком, который панически боялся, чтобы единственный родной человек – её бабушка – тоже бы в один прекрасный день от неё не ушла...
– Ой, пожалуйста, так не думай! – воскликнула я. – Она тебя так любит! И она тебя никогда не оставит.
– Да нет... она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено... Это грустно, правда?
Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила:
– Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла?
– Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я.
Я не могла ещё с уверенностью сказать, что хотя бы что-то по-настоящему понимаю. Но было невероятно интересно, и кое-какие Стеллины действия уже становились более понятными, чем это было в самом начале. Малышка на секунду сосредоточилась, и мы снова оказались во Франции, как бы начиная точно с того же самого момента, на котором недавно остановились... Опять был тот же богатый экипаж и та же самая красивая пара, которая никак не могла о чём-то договориться... Наконец-то, совершенно отчаявшись что-то своей юной и капризной даме доказать, молодой человек откинулся на спинку мерно покачивавшегося сидения и грустно произнёс:
– Что ж, будь по-вашему, Маргарита, я не прошу вашей помощи более... Хотя, один лишь Бог знает, кто ещё мог бы помочь мне увидеться с Нею?.. Одного лишь мне не понять, когда же вы успели так измениться?.. И значит ли это, что мы не друзья теперь?
Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Граф Аксель Ферсен Мария-Антуанетта

Человеком Аксель и в правду был, как говорится, «и внутри, и снаружи» очень привлекательным. Он был высоким и изящным, с огромными серьёзными серыми глазами, всегда любезным, сдержанным и скромным, чем одинаково привлекал, как женщин, так и мужчин. Его правильное, серьёзное лицо редко озарялось улыбкой, но если уж это случалось, то в такой момент Аксель становился просто неотразим... Поэтому, было совершенно естественным усиленное к нему внимание очаровательной женской половины, но, к их общему сожалению, Акселя интересовало только лишь одно на всём белом свете существо – его неотразимая, прекрасная королева...
– А они будут вместе? – не выдержала я. – Они оба такие красивые!..
Стелла только грустно улыбнулась, и сразу же «окунула» нас в следующий «эпизод» этой необычной, и чем-то очень трогательной истории...
Мы очутились в очень уютном, благоухающем цветами, маленьком летнем саду. Вокруг, сколько охватывал взгляд, зеленел великолепно ухоженный, украшенный множеством статуй, роскошный парк, а вдалеке виднелся ошеломляюще огромный, похожий на маленький город, каменный дворец. И среди всего этого «грандиозного», немного давящего, окружающего величия, лишь этот, полностью защищённый от постороннего взгляда сад, создавал ощущение настоящего уюта и какой-то тёплой, «домашней» красоты...

Ortodoxi i Danmark представлены:
Русская православная церковь
Русская православная церковь заграницей
Константинопольская православная церковь
Сербская православная церковь
Румынская православная церковь
Македонская православная церковь

История

Первые семена христианства были принесены в Данию в IX веке первым её просветителем - епископом Ансгаром . До недавнего времени древнейшим изображением фигуры Христа на территории Датского королевства считался рисунок на рунном камне в Еллинге , установленном Харальдом Синезубым во второй половине X века, однако, сделанная 11 марта 2016 года археологическая находка золотого креста в местечке Аунслев на острове Фюн , может претендовать на более ранний статус .

Благодаря торговым связям с Великим Новгородом православие было хорошо известно в средневековой Дании.

Русская православная церковь

Первый русский православный храм в Копенгагене был освящён во второй четверти XVIII века в доме русского посла, но в силу своего дипломатического статуса он по большей части не был доступен для русской православной диаспоры.

Русская православная церковь была официально представлена в Дании со второй половины XIX века благодаря династическому браку, заключённому между наследником российского престола цесаревичем Александром и датской принцессой Дагмарой , принявшей православие. По желанию императрицы Марии Фёдоровны , в 1881 году русское правительство приобрело участок на улице Bredgade и ассигновало 300 000 рублей, куда входили 70 000 из личной кассы императора Александра III . В том же году была начата постройка храма. Церковь строилась по проекту профессора Д. Н. Гримма . В строительстве участвовали директор датской академии художеств профессор Ф. Мельдаль и местный архитектор Альберт Х. Нильсен (дат. Albert Nielsen )

Русские священнослужители - протоиерей Николай Волобуев и священник Александр Щелкунов осуществили первые переводы Литургии Иоанна Златоуста и Василий Великого, заложив основу в дело перевода православных богослужебных и вероучительных книг на датский язык.

Богослужения для греческой православной общины Копенгагена совершают греческие священнослужители, приезжающие 1-2 раза в год из

Туристы любят Скаген за его курорты, неспешный комфортабельный отдых, музеи и тихие улочки, неповторимый дух средневековья и налет мистики. Некое пугающее очарование придет Скагену такое природное явление, как зыбучие пески. Именно такие пески, которые весьма живописно изображены в большинстве приключенческих романов. Пески Скагена поглотили множество средневековых построек и хранят под своей толщей не меньшее...

Собор в Ольборге, в Северной Ютландии, назван в честь английского святого Будольфи, монах-бенедиктинца, жившего в 700 году. Еще в 1000 году, на этом месте была деревянная церковь, а затем романский собор, основание которого частично можно увидеть в крипте современного здания. Его основы, а это - ступица, два прохода, веранда и башня в готическом стиле из желтого кирпича, построены в конце XIV века. В 1773 году на соборе появился знаменитый...

Уникальной достопримечательностью датской столицы Копенгагена является православный храм в честь Святого благоверного русского князя Александра Невского. Эта святыня принадлежит к юрисдикции Германской епархии зарубежной Русской православной церкви. Сегодня настоятелем храма назначен православный священник иерей Сергей Плехов. Первым из русских православных храмов в столице Дании стала освещенная в XVIII веке в просторном...

Недалеко от датского города Оденсе, в поместье Хесбьерг, находится русский монастырь с удивительной судьбой. Он был открыт в 2001 году и освящен во имя Святых Царственных Страстотерпцев Российских. История основания монастыря довольно необычна и поучительна. Хозяином замка Хесбьерг был всесторонне образованный человек - лингвист, знающий 15 языков, в том числе и русский, путешественник, библиотекарь датской королевской библиотеки...

12 апостолов гордо и величественно выстроились вдоль церковных стен, а возле алтаря ангел преклонил колени перед Христом. Создается полное впечатление, что Иисус приветствует и благословляет всех прибывших. Поэтому все, кто переступает порог Церкви Богоматери в Копенгагене, испытывают трепет и восхищение. Именно такого эффекта и добивался известный мастер скульптуры Бертель Торвальдсен, когда выполнял для храма этот...

За дверцами старинного шкафа скрывается изображение прекрасной женщины в развивающихся одеждах. Разное говорят… Кто видит в ней Святую Марию, а кто Святую Бригитту, покровительницу монастыря в Марибо. Эта картина является старейшим образчиком живописи на холсте в Скандинавии. Красивейший кафедральный собор в романском стиле на острове Лолланд, некогда был частью старинного аббатства на юго-востоке Дании. В XV веке...

Руины древнего аббатства Святой Бригитты в Марибо помнят многое. Например, как королева Маргарет в 1416 году подарила небольшому городку Скиммингу, на острове Лоллана участок земли под монастырь и наделила вновь созданное сообщество неограниченными правами и свободами. Помнят руины и несчастную дочь короля Леонору Кристину Ульфельд, которая провела в аббатстве несколько последних лет жизни, после длительного тюремного...

Церковь Святого Олафа в Хельсингёре, в том виде, в котором ее можно увидеть сейчас была возведена в 1559 году, но история этого величественного кафедрального собора уходит корнями в 1200 год. Именно тогда на месте храма была построена небольшая деревянная церковь в романском стиле. Ее назвали в честь норвежского короля Олафа Святого, павшего в битве при Стиклестаде в 1030 году. Изображение монарха, сражающегося с драконом...