Главная · Ритуалы удачи · Истории о русалках читать. Страшные истории — вся правда про русалок из первых уст, фото

Истории о русалках читать. Страшные истории — вся правда про русалок из первых уст, фото

Время на чтение: 2 мин

Речная красавица

У меня в жизни происходило много загадочного и необъяснимого. Один из таких случаев я решила рассказать.

Маша

Это произошло давно, еще во времена моей юности. Как-то раз мы с девчатами пошли на речку за деревню, купались, загорали. Вечером, когда я уже вернулась домой, вдруг обнаружила, что нет моей голубенькой косынки. Поняла что оставила на речке. По-быстрому побежала обратно к реке. Между тем небо начало хмуриться, как-то все посерело вокруг. Я подумала, не попасть бы под дождь, и ускорила шаг. Вот уже близко то место, где мы загорали с подружками.

Вывернула из-за поворота, у которого росли густые клены, и еще издали увидела у реки девушку. Она сидела на деревянных мостках, опустив ноги в реку, и руками водила по воде. Что меня удивило - очень длинные волосы, рассыпавшиеся по спине и плечам девушки. У нас в деревне такие были только у одной - Марии Ташлановой. Да только та их никогда не распускала, это в то время считалось неприличным. Маша всегда заплетала две толстенные косы. Помню, я тогда еще подумала: «Чего это она волосы распустила? Мыть, что ли, собралась? В холодной-то воде!»

Что за шутки?

И тут я заметила, что в руке у Марии мелькает голубой лоскут - она его полоскала в воде. Моя косынка?! Мария на меня не смотрела, я поняла, что она меня не замечает.
- Маша! Маша! - закричала я - Как хорошо, что я тебя встретила! Обратно вместе пойдем! А косынку вернуть не хочешь? Маша как-то странно дернулась, повернулась в мою сторону. Тут я с удивлением заметила, что она... абсолютно голая! В тот же миг она вытянула вперед руки и ловко юркнула в воду. При этом не было ни брызг, ни звука. Только на глади воды осталось небольшое завихрение, словно камушек в воду бросили. И все!

Я испугалась, подбежала к берегу, стала кричать:
- Маша! Маша! Выныривай давай! Что это за шутки такие?
Но водная гладь уже успокоилась, никто не появлялся...
Я долго бегала по берегу, звала ее. Вглядывалась в реденькие камыши на той стороне реки, но никакого движения нигде не заметила. Одежды на берегу тоже никакой не обнаружила. И все же я была уверена, что это именно Маша, просто она решила меня разыграть. Хотя сильно удивилась такому ее поступку, еще подумала: «Чего это ей вздумалось так передо мной выделываться?» Ведь мы с Машей не были подругами, просто жили в одной деревне - и все, почти не общались.

Старая мельница

Наконец, я прекратила поиски, подняла с мостков свою мокрую косынку (это и правда оказалась она) и поспешила в деревню. Первым делом решила затянуть к Ташлановым. На лай собаки из дома вышла тетя Клава, мать Марии. Поздоровавшись, я спросила:
-Маша дома?
К моему удивлению, тетя Клава ответила, что ее дочь уже неделю гостит у брата в городе. Домой я вернулась озадаченная, не могла понять, что же произошло. Примерно через месяц я встретила саму Машу и спросила, не сидела ли она тогда на мостках с моей косынкой в руках. Та очень удивилась и ответила, что этим летом вообще ни разу не купалась, здоровье не позволяло.

Зато когда к нам приехала погостить моя прабабушка, и я ей рассказала свою историю, она вспомнила, что еще во времена ее детства у тех мостков стояла старая мельница. И там иногда видели русалок! Похоже, и мне удалось увидеть именно русалку! А у вас есть иное объяснение?

Тамара Николаевна РАГОЗИНА, с. Казанское Тюменской обл.

Русалка

В 1957 году мне было пять лет. Жили мы на острове, который находился на Енисее. Сейчас там после постройки Красноярской ГЭС водохранилище. Напротив острова на берегу находилась деревня Аешка.

Вылитая сестра!

Мои родители работали бакенщиками. Вечером ставили на бакены фонари, а утром снимали. Так обеспечивали судоходство по реке. По Енисею сплавляли лес, связанный плотами, теплоходы пассажирские ходили, катера, самоходные баржи. Также на берегах - на видных местах родители устанавливали на столбе сигнал - щит - со специальным знаком,И вот мой отец устанавливал новый сигнал. Когда топором обтесывал конец столба, остались щепки. Отец вернулся домой и сказал об этом маме. Та отправила меня за щепой. Тропинка шла недалеко от обрыва. Я дошла до этого сигнала, стала собирать щепу, поднимаю голову, а на меня из-под обрыва смотрит и беззвучно смеется девушка. Лицом вылитая моя сестра Валя, только волосы у нее распущенные. Сестре было 11 лет, и она косы заплетала. Раньше девочки не ходили с распущенными волосами.

Это русалка!

Я пустилась наутек, конечно, бросив щепу, но не по дорожке, а напрямик через крапиву, которая была выше меня ростом. Прибежала домой, а сестра дома стирает в корыте белье.
- Мама! - кричу. - Там наша Валя на меня смотрела из-под обрыва. Мама мне, конечно, не поверила, отругала меня, обозвала лентяйкой. Через несколько дней отец рассказывает. Плывет он на лодке, а на отмели сидит девушка и гребнем чешет длинные волосы. Ни одежды на ней, ни лодки рядом. Он-то сразу сообразил - русалка это. А я как могла догадаться? Так что русалка пошутила, а мне за нее влетело от мамы.

Мария Феофановна Богданова, г. Абакан

Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше. В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область. С собой он прихватил карманный приемник и из одной из радиопередач узнал, что очередная ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалеку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели. Наступила полночь. Приемник вдруг затих, огонь же, несмотря на обилие дров в костре, начал затухать. Спустя мгновение Игорь услышал колокольный звон, хотя ближайшая церковь находилась как минимум на расстоянии сорока километров от озера. Это заставило рыбака насторожиться, ибо никакого объяснения случившемуся он найти не мог. Сакур вдруг забеспокоился и начал подвывать. «Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером «озарилось необычным голубым светом, — рассказывает Игорь. — Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться. В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови». Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше. Русские русалки хвостов не имеют "Вот какую историю рассказал Д. Погодин: «В Тольятти есть искусственный водоем, на котором мы частенько собираемся вместе с друзьями. Как-то раз, приехав туда, мы обнаружили на берегу две машины скорой помощи. О случившемся мы узнали от одного из парней. Он вместе с двумя друзьями собрался искупаться." Не успели они зайти в воду, как услышали таинственный и манящий голос. Они обернулись и увидели в воде толстую, жирную, желеобразную бабу. Причем ее голос магически подействовал на одного из них. Несмотря на то, что его пытались удержать, парень стремительно направился к русалке. Для того чтобы хоть как-то его спасти, другой молодой человек бросил в нее камень. Она зашипела, как кошка, но гораздо громче и страшнее, после чего удалилась восвояси. Последствия невероятной встречи были ужасными. Тот парень, которого поманила русалка, сразу же упал, и у него начался приступ эпилепсии. До этого он был абсолютно здоров. А другой, бросивший в нее камень, ничего не мог сказать. Как мы потом выяснили, второй выздоровел быстро, а вот первый долгое время пролежал в больнице». Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду. О них и пойдет речь ниже. Считается, что русалками становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, утопленницы-самоубийцы, а также девушки, которые умерли сразу после обручения с женихом. Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод. "Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером." "Происхождение слова русалка весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие - с прилагательным русый, третьи - с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, живут в руслах рек, умываются росой и обладают роскошными волосами русого цвета." В отличие от западных наяд, русские русалки рыбьего хвоста не имеют, а тела их, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их попросту нет. Не искушай нечистую силу! Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена. Жительница Нижнего Тагила А. Азисова в 1936 году (тогда ещё ребёнком) вместе со своим отцом ездила через Уральский хребет из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в трёхстах метрах от него находилась заброшенная графитная шахта. На месте давнишней выработки образовалось неширокое озеро, берега которого уже заросли кустарником и деревьями. Именно там отец показал дочери неких человекоподобных существ с руками и ногами, как у человека. Отец и дочь долго за ними наблюдали. Эти странные существа появлялись из воды и взбирались на дерево, с которого то и дело прыгали в воду. При этом с их стороны доносилось мелодичное «пение» без слов... "Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют." На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно. "Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями." В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область. С собой он прихватил карманный приемник и из одной из радиопередач узнал, что очередная ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалеку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели. Наступила полночь. Приемник вдруг затих, огонь же, несмотря на обилие дров в костре, начал затухать. Спустя мгновение Игорь услышал колокольный звон, хотя ближайшая церковь находилась как минимум на расстоянии сорока километров от озера. Это заставило рыбака насторожиться, ибо никакого объяснения случившемуся он найти не мог. Сакур вдруг забеспокоился и начал подвывать. «Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером «озарилось необычным голубым светом, — рассказывает Игорь. — Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться. В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови». Оценив на берегу создавшееся положение, Игорь, дабы не искушать больше судьбу, быстро собрался и покинул зловещее место. Тайна озера Черное "В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай." Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам. В. Медведев, проживавший в деревне Медведево Верхне-Салдинского района Свердловской области, рассказывает: «На берегу реки Тагил есть гора - Высокий камень. На ней в летние вечера русалки часто пели, да кони бегали - кажись, черти...» "В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь." Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба. Жительница города Сысерти Н. Макарова по этому поводу вспоминает: «У нас в воде тоже живут русалки. Какой-то мужик гребень золотой нашёл, так к нему по ночам русалки ходили и говорили: «Отдай гребень, отдай гребень». "Мужей у русалок не бывает. Но семейной жизни им тем не менее хочется. И они всеми правдами и неправдами пытаются заполучить себе суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Как их вычисляют русалки - непонятно, однако, встретив их на узкой дорожке, они предлагают разделить с ними брачное ложе." "Не каждый в подобной ситуации может устоять, а русалкам того и надо. Насладившись любовью с живым человеком, русалка уговаривает его отправиться с ней в подводное царство, на полном серьезе утверждая, что ее избранник ни в коем случае не утонет, а, наоборот, будет жить под водой вечно. Очарованный словами нагой красавицы иной простак действительно лезет сдуру в воду, где, понятно, тут же и захлебывается. Ну а русалка, немного погоревав над утонувшим мужем, начинает искать себе нового." Летом 1995 года неподалеку от деревни Вознесенки, что в Красноярском крае, с интервалом в месяц в лесном озере Черное погибли три человека: Николай Колосов, Павел Папурин и Дмитрий Золотаревский. Николай погиб, когда, возвращаясь со свадьбы, решил сократить дорогу и пошел через лес. Павла и Дмитрия привело на озеро праздное любопытство, за что они в результате поплатились жизнью. Поскольку у всех троих на лицах застыло выражение неземного блаженства, жители решили, что всему виной - русалки. Озеро забросали динамитом. При этом всплыло много мертвой рыбы, а также труп неизвестного мужчины, опознать который так и не смогли, русалок же обнаружить не удалось. Вскоре два местных парня вечером случайно забрели на лесное болото, находившееся неподалеку от озера Черное, и повстречали там трех красивых обнаженных девушек. Прелестницы пошли навстречу юношам, зазывно улыбаясь. Михаилу Иванову стало страшно, и он задал стрекача, а вот его друг, Сергей Березин, наоборот, направился прямо к красоткам. Михаил пытался остановить приятеля, но Сергей довольно грубо оттолкнул его. Когда через пару часов туда пришли ведомые Ивановым вооруженные мужчины из деревни, было уже поздно: на черной водной глади виднелась лишь кепка Сергея. Труп несчастного нашли на следующий день. Селяне пригласили священников, и те провели обряды по изгнанию нечистой силы на проклятых болотах и озере. С тех пор русалок там никто не встречал. Чего боятся русалки "Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. Правда, у русалок это получается сокрушительнее. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Успокоившись же, они садятся на ветви деревьев и на всю округу распевают хвастливые песни. Ну а вволю напевшись, они идут... воровать. Предметами воровства часто является обыкновенный хлеб. Очень любят русалки полакомиться им. Но не всегда русалкам удается его безнаказанно стибрить. Иногда мешают обстоятельства. Вот как об этом рассказывается в одной из историй, собранных в 70-х годах ХХ века в Забайкалье этнографом В. Зиновьевым:" "...Здесь луг большой и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди." "На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит, ни жив, ни мертв. Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: Какая такая русалка!" "И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они - в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) - она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может, и вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз..." Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и обыкновенного мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться. Но это совершенно не значит, что перед русалками стоит бахвалиться своим превосходством или, того хуже, пытаться преследовать их. Бывали случаи, когда люди, доведенные проделками русалок до изнеможения, открывали на них настоящую охоту, даже стреляли в них из ружей. Ответные меры всегда были адекватными: прежде чем упасть, раненая русалка говорила: "«Теперь тебе год от году будет хуже!» или «Вперед меня пропадешь!» И пророчество ее всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали товарки убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома одну и ту же песню:" «Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу». Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Веточки ее носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем обязательно бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения сразу же убегает. Бывало, правда, что полынь забывали дома. Тут уж при встрече с русалкой все зависело от того, отшибло или нет у испуганного память. Если помнил он еще магический ответ на обязательный вопрос русалки, то оставался живым. Ну, а если нет... "Вопрос русалка при встрече с человеком всегда задает один и тот же: Полынь или петрушка? Если путник отвечает: Полынь, русалка разочарованно кричит: Сам ты сгинь! и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: Ах, ты моя душка! и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках." Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны. В то же время сковородка - излюбленное «оружие» самой русалки. М. Ефимова из города Нижняя Салда Свердловской области вспоминает: «Раньше у нас в пруду водяная ведьма жила с длинной косой и с чугунной сковородкой. Звали ее Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород - сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Она их сама очень любила есть. Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут - не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала». Самое удивительное, что русалку можно поймать и даже приручить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумавшись, пытается найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удается - дело сделано: русалка становится ручной и послушной, ее можно спокойно вести домой, где она затем беспрекословно выполнит любую работу. Однако через год чары с русалки спадут, и она вновь станет свободной...

Эту историю мне рассказала мама, а ей в своё время рассказала её бабушка, то есть моя прабабушка. Жила моя прабабушка в деревне, где частенько встречалась всякая чертовщина. Несколько раз в день можно было столкнуться с чем-то непонятным и необъяснимым. Ну, вот собственно сама и история.

Колодец в деревне стал неисправным, воды не было, но ни у кого из деревенских не было времени его починить. Зато в нескольких метрах от самого крайнего домика было большое озеро, вода там была чистейшая, словно стекло, но никто никогда там не купался (видимо, от того оно и было как стекло). Много ходило слухов об этом озере, появилось оно в тех местах гораздо раньше, чем первый домик деревни. В доме моей прабабушки не было ни капли воды, а на улице было очень душно, вот мама моей прабабушки и отправила её на то самое озеро за ведром воды. Прабабушка быстро дошла до места назначения. Место было прекрасное, гладь воды отражала растущие вдоль неё кусты и деревья и голубое, чистое небо. Моя прабабушка застыла от изумленья, она уже забыла, зачем пришла на это озеро, ей не хотелось никуда уходить отсюда. Так и прожила бы здесь вечность, думала она.
Мимо проходили две женщины, они крикнули что-то очень громко. От этого крика моя прабабушка будто очнулась от сна. Смотрит, а она по шею в воде стоит и что-то тянет её всё дальше и дальше, как будто сильное течение тянет её в глубину. От этого ей стало не по себе, мурашки покрыли всё тело, она невольно вскрикнула. Две женщины, проходившие мимо, быстро среагировали, побежали на крик и помогли ей выбраться на берег. Женщины подождали, пока прабабушка наберёт воды, и проводили её до дома.

Придя домой, прабабушка всё рассказала своей маме, но та лишь покачала головой, посмотрела в ведро, а там одна муть вместо воды… Мама её очень рассердилась.
«Откуда ты такой грязной воды набрала? ИЗ ЛУЖИ? – удивлялась она. – Иди обратно и принеси нормальной воды, полдня дурака проваляла, а воды принести не смогла!»

Пошла прабабушка вновь на то озеро, было уже слегка поздновато, а страх не оставлял её ни на секунду. Дошла она до озера, встала около берега и зачерпнула воды, погода была безветренная, и вдруг непонятно откуда к ней в ведро упал грязный дубовый лист… Если принести такое ведро домой, мама совсем рассердится, думала она. Зашла она в воду по колено, замахнулась ведром, вгляделась в прозрачную гладь, а из воды на неё два глаза смотрят, и лицо нечеловеческое – сложно описать, на что оно было похоже, но приближенно напоминало морду обезьяны. Тут прабабушка почувствовала, как вокруг её ног обвивается что-то похожее на очень густые волосы. Хорошо хоть, не растерялась она, как даст ведром по этой морде – и побежала домой. Последнее, что она слышала вслед, – это очень сильный всплеск воды и оглушительно-противный стон.

Придя домой с пустым ведром, она обнаружила в гостях соседку, которая очень долго жила в этой деревне и многое повидала на своём веку. Соседка, узнав, откуда пришла моя прабабушка, посмотрела на её мать, раскрыв рот:
«Ты что, совсем рассудок потеряла?! Ты что своего ребёнка на смерть посылаешь? Все знают про русалочий пруд, кроме тебя!»

Прабабушка была удивлена. РУСАЛКИ? Но ведь в сказках они прекрасные девушки, с приятными голосками!
«Слушай больше сказки, — сказала соседка. – На то они и сказки, чтоб украшать действительность… А внешность русалок очень страшна, их лица далеки от человеческих».

Уже не первую сотню лет человечество пытается получить единственно верный ответ на вопрос: а существуют ли русалки? Как всегда, общество разделилось на два лагеря. Одни кричат о том, что это все лишь выдумки, а факты ничего не доказывают. Другие же твердо верят в существование русалок. Доказательства существования этих мифологических существ собираются еще с 19-го века. В данной статье разберемся, русалки - миф или правда?

Кто такие русалки?

Перед тем как начинать разбирать доказательства существования русалок, следует разобраться, что это за существа такие. Найти описания русалок можно и в преданиях, мифах, и даже в обычных детских сказках. Можно даже отыскать описания очевидцев, который датируются 17-18-м веками. Однако те, кому действительно удавалось встретить этих уникальных существ, описывают их внешний вид совершенно по-разному. И не только внешний облик различен, можно встретить разные названия, разные описания черт характера и поведения. Например, в европейских странах привычным будет слово «русалка», в то время как греки называет этих мифологических существ «сирена», а римляне свято верили в существование нимф. Какова же правда о русалках?

Мистика

Если обратиться к мистической точке зрения, то в понимании магов русалка - это скопление энергии, дух воды, способность которого - исполнение желаний и помощь окружающим. Мифов и легенд про русалок насчитывают огромное количество. Но такая русалка - это просто сгусток энергии, бестелесное существо, которое управляет водной стихией. Однако мифические существа, найденные людьми в просторах океана, также отличаются от героев мифов и сказок. Ученые выдвинули версию, что на дне морском обитают сразу несколько видов так называемых русалок. Конечно, они не очень похожи на прекрасных персонажей их мультфильмов. Некоторые специалисты выдвигают теорию, что человек произошел от этих морских существ, ведь жизнь зарождалась именно в океане. Споры о том, русалки - миф или реальность, развернулись нешуточные.

Данная версия пока не получила полноценного научного обоснования, но история богата примерами и рассказами очевидцев, которые подтверждают их существование. Многие также придерживаются мнения, что то, что при встрече с людьми русалки атакуют, - правда.

Они существуют?

Так миф русалки или реальность? Самое лучшее доказательство их существования - документально зафиксированное. Первое упоминание о мифологических существах датируется XII веком и принадлежит ирландским хроникам. В описании сказано, что существо имело тело женщины, но вместо ног был рыбий хвост. Названо оно было словом «маргигр».

Следующее упоминание появилось только в 1403 году в Голландии. В книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры» описывается достаточно нетипичная ситуация. После ужасающего шторма на берег из воды выбросило странную девушку. Она была вся в тине и водорослях, а вместо ног - плавник. В книге сказано, что люди отвезли девушку в город, научили заниматься хозяйством. 15 лет сирена провела на суше, среди людей, но так и не начала говорить на их языке и при каждой возможности пыталась вернуться в воду, однако этого так и не случилось. Вскоре сирена умерла среди обычных людей.

Упоминания XVII века

Следующее значимое упоминание, которое готово ответить на вопрос, русалки - миф или реальность, относится к 1608 году. 15 июня этого года двое мужчин отправились в путешествие под руководством известного мореплавателя Г. Гудзона, где и обнаружили живую русалку. Двое матросов с огнем в глазах убеждали всех вокруг, что видели сирену с черными длинными косами, голым бюстом и огромным рыбьим хвостом. Однако больше никто из матросов слова двух мужчин подтвердить не смог.

Новую бурю дискуссий в XVII веке вызвали найденные архивы об удивительном парне Франсиско де ла Веге Касаре. Проживал он в Лиерганесе и отличался способностью отлично плавать. Легенда гласит, что шестнадцатилетний парень отправился купаться и попал в пучину. Его затянуло, и люди так и не смогли найти мальчика. По прошествии некоторого времени моряки обнаружили на месте пропажи парня очень странное существо. Это был все тот же парень, однако кожа его была снежно-белой, а на некоторых частях тела росла чешуя. На конечностях мальчика выросли перепонки, но сам он не мог разговаривать, как прежде, а лишь издавал непонятные людскому слуху звуки. Существо отличалось неимоверной силой, но его все-таки поймали и отвезли в храм, где над парнем был совершен обряд экзорцизма. Три недели юношу подвергали ритуалам изгнания демонов и только спустя год вернули домой, к матери, которая сразу сказала, что ее сын совсем не человек. Еще через два года парень смог убежать и скрылся в море.

Доказательства существования монстров в XVIII-XIX веках

В 1737 году началась новая волна обсуждения темы существования русалок, ведь появилось еще одно доказательство. Новая история происходила уже в Англии, где рыбаки вместе с дневным уловом вытащили на сушу странное существо. Испугавшись морского монстра, моряки сразу убили его, а те, кто был на борту, утверждают, что морское создание стонало, как человек. Очнувшись от страха, рыбаки обнаружили, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была устрашающей, однако отдаленно русалка очень походила на человека. Труп сирены продолжительное время использовался как экспонат в музее в Эксетере.

Знаменательным стал и 1739 год, в журнале Scot’s magazine появился материал, в котором рассказывалось о том, что моряки поймали настоящую русалку, но существенных подтверждений этому факту не нашлось, так как матросам пришлось приготовить и съесть пойманное морское создание.

К обсуждениям вернулись в 1881 году, ведь 31 октября бостонское издательство выпустило новость о том, что люди выловили тело странного существа. был женщиной, ведь вся верхняя часть тела была похоже на обычного человека, а все, что ниже пояса, было покрыто чешуей, вместо ног - плавник. И это был далеко не последний случай девятнадцатого столетия, когда морякам удавалось поймать сирену.

Русалки в СССР

В Советском Союзе ситуация была сложнее, а история появления русалки на берегу озера Байкал долго хранилась в тайне. В 1982 году на западном берегу озера проводились тренировки боевых пловцов. Здесь и было найдено необычное Одним из заданий для пловцов был спуск с аквалангом на глубину 50 метров, именно там и были найдены необычные существа. В длину они достигали порядка трех метров и были покрыты чешуей. Аквалангисты твердо уверены, что это были не люди, так как передвигались существа намного быстрее и без плавательных костюмов и специального оборудования.

Командир отряда решил, что пловцам необходимо вступить в контакт с существами, и подготовил бригаду из 8 человек. Все аквалангисты были отлично снаряжены и подготовлены к выполнению задания. Но миссия так и не была доведена до конца: как только отряд приблизился к сирене и предпринял попытки набросить на существо сети, оно как будто силой мысли вытолкнуло их на берег озера. После случившегося все члены операции заболели кессонной болезнью, трое из них погибли уже спустя два дня, другие остались инвалидами.

Странные монстры в США

Не обошли странные истории и территорию Соединенных Штатов. К примеру, интересный случай произошел в 1992 году в поселке Ки-Бич, штат Флорида. Очевидцы говорят, что рядом с берегом замечали необычных существ с человеческой верхней частью тела, а нижняя часть была, как у тюленя. Когда люди предприняли попытку подойти ближе, чтобы рассмотреть необычных существ, те быстро скрылись на дне морском. Спустя некоторое время рыбаки достали свои сети из воды, но те были изрезаны, а улов выпущен на свободу.

Необычный экспонат представлен в музее города Тумстоуна. Представляет он собой тело существа, верхняя часть которого достаточно схожа с человеческой. Руки, плечи, шея, уши, нос, глаза - все это было у диковинного создания. Местные утверждают, что нередко ловят подобных существ в свои рыбацкие сети. Лучшее доказательство споров о том, миф русалки или реальность, - фото. Однако их достоверность вызывает сомнения.

Русалки: миф или реальность?

Ответить на вопрос, существуют ли эти необычные жители моря, на самом деле очень сложно. Драконов также считали легендами предков, пока не нашли цельные останки динозавров. Что касается русалок, они действительно могли существовать, но из-за того что часто попадались людям, человек мог полностью уничтожить их род. Некоторые ученые считают, что сирены - лишь разновидность дельфинов. О реальном и мифическом существовании русалок можно долго спорить, можно свято верить или отвергать. Но факт остается фактом, до сих пор необычные существа встречаются людям. Возможно, высокие технологии и деятельность, которую развел человек в том числе и в морских глубинах, заставляет этих морских созданий прятаться в глубинах водоемов.

Кто не слышал о русалках и нимфах — полуженщинах полурыбах, обитающих чаще всего в морской пучине? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь мировой фольклор. Предания и истории о русалках бытуют и у тех народов, история которых не связана с морскими просторами. В этом случае средой обитания странных существ называются реки и озера. И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки — существа чисто мифические, или в далекие времена на нашей планете и впрямь существовала пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей - амфибии.

Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий — тритоны. Нельзя забывать, что и могущественные вавилонские божества, которым поклонялись древние, внешне тоже наполовину рыбы, в том числе и бог солнца Оаннсс.

Как это ни поразительно, но с именем и обликом Оаннеса связана и одна из сенсаций нашего века. В 30-х годах французскими учеными в Западной Африке было открыто одно из древнейших племен земли — догоны, несколько тысяч лет ухитрившееся просуществовать в полной изоляции от цивилизованного мира. При этом догоны потрясли исследователей своими фантастически точными астрономическими знаниями, превосходившими даже современную науку. Жрецы племени пояснили, что знания были переданы их предкам космическими пришельцами, прилетевшими со звезды Сириус и имевшими вид амфибий. Главный из прилетевших — Оаннес — стал верховным божеством, которому поклонялись догоны…

Но вернемся к земным русалкам. Есть у берегов Шотландии маленький островок, сплошь покрытый небольшими серо-зелеными камешками, которые здесь называют «слезами русалки». Название это связано с трогательной легендой о русалке, полюбившей молодого монаха и навещавшей его в монастыре святого братства Ионы. По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у бога для нее душу… Но покинуть море она так и не смогла и в конце концов уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Легенда датируется VI веком и на общем фоне «русалочьего фольклора» в определенном смысле уникальна. Ведь в ней говорится о любви, а подавляющее большинство сказаний про обитательниц морских и речных глубин однозначно повествует как раз об обратном.

Решительно во всех морских притчах и легендах русалки и сирены — существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие моряков в свои сети пением и чудесной музыкой, «завораживающие», усыпляющие их с единственной целью - погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на горизонте, мореходы считают плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонет!

Но не только моряки оказываются свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.

…Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Мойра прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтн-есс. Внезапно на камне, выступающем из моря, он заметил существо, похожее на женщину. Не знай Мойра, что заплывать за камень очень опасно, он не обратил бы на нее особого внимания, а тут начал присматриваться… Перед ним было существо, в наличие которого он никогда не верил, - русалка! Спустя несколько секунд она соскользнула в воду и больше не показывалась…

Учитель колебался целых -двенадцать лет, прежде чем решился наконец написать в лондонскую «Тайме» об этой встрече, дав четкое и сухое описание русалки и выразив надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».

Молва о русалках во все века была настолько. устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и Россию. Интересовался ими и император Петр 1. Настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему, — датскому колониальному священнику Франсуа Валентину. Вот что тот ответил русскому императору после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…» Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Причиной тому (если русалки и впрямь существуют) может быть и экологическая загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий Природы, и значительно увеличивающаяся скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени на то, чтобы глядеть на море, а значит, больше возможностей рассмотреть его обитателей…

И все же приведем еще одну историю, связанную с началом второй половины нашего века. 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им собственной модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получит такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося. В существовании русалок совершенно не сомневается и большинство современных жителей побережий крупных рек, в том числе российских. В конце 60-х годов мне довелось участвовать в фольклорной экспедиции, часть маршрута которой пролегала по Приднестровью и побережью диковатой карпатской реки Прут, которая, несмотря на преобладающее мелководье, славится неожиданными омутами. Рыбаки — не только профессионалы, но и любители — неохотно говорят о русалках: ведь и в тех краях встреча сними считается дурным предзнаменованием. Все-таки с некоторыми рыбаками удалось поговорить достаточно подробно. Самую потрясающую историю поведал нам некий Мыкола — мрачный, хмурый старик, в одиночестве живший в полуразвалившейся мазанке, прилепившейся к обрыву на прихотливом изгибе Прута. На Мыколу мы «вышли» не случайно: в ближайшем селе нам рассказали странную и малоправдоподобную историю его одиночества.

Много лет назад (он уже был рыбаком, только что похоронил мать, но нелюдимым нравом тогда не отличался) как-то в середине лета, на рассвете, Мыкола отправился рыбачить в потаенное, глухое место, которое знали немногие. Бредя по отмели к облюбованному заранее валуну, с которого собирался ловить рыбу, Мыкола был вынужден внезапно остановиться: к своему изумлению, он увидел, что между ним и камнем на песке кто-то лежит. Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка!

Вот как он описал нам ее в нашу с ним встречу: роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, лишенными зрачков глазами… В этих глазах Мыкола углядел что-то напоминающее, как ему показалось, мольбу о помощи. «Она вроде как сомлела, то есть находилась в обмороке», - пояснил старый рыбак.

Недолго думая, Мыкола решил оказать русалке «первую помощь». Преодолев страх, сбросил с себя робу, положил на нее «сомлевшую», стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела и вызывающий дурноту, а затем отнес речную гостью… в свою мазанку. Кровать в его жилище была только одна — на нее он и уложил фантастическую находку. Русалка не сопротивлялась: судя по всему, просто не могла. «Видать, помирала уже», — серьезно пояснил Мыкола.

По его словам, он просидел рядом с ней почти два дня, а как она умерла -не заметил, поскольку русалка, после того как рыбак положил ее на человеческую постель, признаков жизни ни разу не подала. Но в ка. кой-то момент Мыкола увидел, -что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено… Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с этим пришло и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени.

Что это было за состояние, он не сумел или не захотел объяснить, лишь коротко пробормотав: «Да так, виделось разное…» На фантазера старик не походил. К тому же в селе нашлись люди, утверждавшие, что сами видели издали удивительную находку Мыколы: заглядывали к нему в мазанку в те два дня многие, однако войти внутрь никто не решился. «Он и сам быя какой-то смурной, а после таким и остался — нелюдем».

Очевидно, старый рыбак заметил наше недоверие к его рассказу. Потому что, поколебавшись, повел нас в горы, за свою мазанку. Там начинался буковый лес, и, углубившись в него метров на пятьдесят, мы увидели под одним из деревьев маленький ухоженный могильный холмик… На нем вместо православного креста стояла небольшая, грубо вырезанная из дерева фигурка русалки… Эта фигурка и холмик навсегда отпечатались в моей памяти вместе с загадочной и мрачноватой историей Мыколы.

Интересно, что во всех «русалочьих» легендах, независимо от места и времени их возникновения, обитательницам подводного мира приписывают одни и те же качества. Если не считать упомянутого коварства и недружелюбного отношения к людям, какие же?

Прежде всего, это те свойства, которые сегодня мы назвали бы экстрасенсорными: начиная с явно гипнотического пения индийских речных шюлф Апсарас и способностей к телепатии и магии древневавилонских боговамфибий и кончая убеждениями моряков и рыбаков в том, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Магию русалок нельзя назвать доброй или «белой», моряки свидетельствуют — за редким исключением — об их недружелюбном отношении к людям. Если же учесть, что родной мир амфибий — подводный, и вспомнить, какой экологический ущерб во все времена наносил и наносит этому миру человек, то удивляться здесь не приходится…

Неизвестно, чем русаки питаются, но, если верить нескольким записям, относящимся к XVII и XIX векам и подкрепленным свидетельствами вполне серьезных людей, они не едят не только рыбу, но и более мелкую морскую живность. Значит, они не плотоядны и собратьев по среде обитания не уничтожают — еще один веский повод не испытывать симпатии к людям, зная наши замашки…В документах упомянутых столетий фигурирует несколько случаев, когда людям удавалось либо изловить, либо найти на берегу не успевшую исчезнуть вместе с отливом русалку. В частности, одну из них, поместив в бочку с морской водой, пытались чем-нибудь накормить — вплоть до мельчайших креветок, — но безуспешно. Прожив в неволе около трех суток, русалка - она была белокурая - умерла.

Находиться на поверхности, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут, но срок их пребывания на воздухе строго ограничен. В соответствии с имеющимися записями в корабельных журналах прошлых веков все плененные русалки неизменно погибали куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых.

Наконец, сходство с людьми не ограничивается формами верхней половины тела. Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, — тоже свойство разума! И если эти существа и впрямь не порождение богатой народной фантазии, а представители реально существовавшей когда-то и исчезающей в наши дни цивилизации-»соседки», немного обидно, что дружить с нами они категорически не желают. Ведь человечество всегда мечтало обрести собратьев по разуму!

Правда, при этом мы куда чаще пытаемся заглянуть в звездные глубины космоса, чем в таинственный подводный мир Земли, забывая, что живем, в сущности, на мало изведанной нами планете… Так что основания для обид есть не только у нас, но и у возможных представителей гомо амфибиус — обитателей чарующего подводного царства…