Главная · Ритуалы удачи · Хранители предания в религиях мира. план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Хранители предания в религиях мира. план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

Как только возникли религии, появились и те, кто хранил религиозные традиции, предания, Часто только они могли совершать священные действия.

В древних религиях таких людей обычно называли жрецами, то есть служителями.

У древних жителей Европы – кельтов существовали особые жрецы – друиды.

Друиды были хранителями героических преданий и поэм, которые они передавали устно из поколения в поколение.

Тот, кто хотел стать друидом, должен был много лет учиться, знать кельтский календарь и ритуалы, знать о том, как использовать растения для исполнения этих ритуалов и для лечения больных.

МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ Библия повествует: когда древние евреи заключили Завет с Единым Богом, они поручили одной семье совершать все священнодействия в Иерусалимском храме.

МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ Позднее все большее место в иудейской общине стали играть мудрецы, который объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания закона.

Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввинами, т. е. учителями. МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ Согласно христианскому учению, Иисус Христос основал церковь, т. е. собрание всех верующих в него, которые составляют одну большую семью. Все вмести они хранят память о Христе и его учении.

Ученики Христа, апостолы, рассказывали о нем людям. ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

В тех городах, где появлялись новые общины, апостолы оставляли епископов. Это слова в переводе с греческого означает «надсматривающий». Епископы совершали богослужения, проповедовали, заботились о своих общинах. ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы. ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ В христианской церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. На верхней ее ступени находится епископ, на нижней – диакон. Подниматься по ступенька иерархии можно только последовательно: сначала нужно стать диаконом, потом – священником и потом только – епископом.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община – умма. Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии.

Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – предводителям). МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

Большим почетом среди них пользуются люди, которые помнят Коран наизусть (хафизы), а также те, кто могут читать его по специально установленным правилам. МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА В буддизме важную роль играет буддийская община – сангха (собрание).

Иногда так называют всех верующих буддистов, но чаще сангхой называют только общину буддийских монахов, т. е. людей, отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды и живут на пожертвования. БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

По преданию, первая сангха была организована самим Буддой и его 18 ближайшими учениками. БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

Позднее во многих странах среди буддийских монахов особым почетом стали пользоваться ламы (от слова «высший») – авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой. БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

Православная Культура Исламская культура Буддийская культура Иудейская Культура Христианские священнослужители Апостолы Епископы Священники диаконы Мусульманская община - Умма. Имам – предводитель Хафиз – знающий наизусть Коран Буддийская община – Сангха. Лама – религиозный учитель Мудрецы иудеев, раввин


Презентация. Урок 8. Хранители предания в религиях мира. Раскрываются понятия: Христианское учение о спасении. Столпы ислама и исламской этики. Буддийская картина мира. Получение Торы на горе Синай.

Просмотр содержимого документа
«карта урока »

православная культура

исламская культура

буддийская культура

иудейская культура

Реши кроссворд:

    христианский

    Хранитель преданий

    предводитель мусульман

    служитель богов

    .

Информационная карта урока № 8:

«Хранители предания в религиях мира».

православная культура

исламская культура

буддийская культура

иудейская культура

Реши кроссворд:

    христианский служитель религиозного культа

    сообщество верующих, то есть весь исламский мир.

    Хранитель преданий

    в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.

    предводитель мусульман

    служитель богов

    лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства .

    в переводе с греческого - надсматривающий

Просмотр содержимого презентации
«хранители предания »

Урок 8. ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА


Разберите по составу слово хранитель .

От какого слова оно произошло?

Что оно обозначает?

Как вы думаете, кто такой хранитель предания?

Что может хранить этот человек?


  • Тот, кто хранит, бережет что-н. (книжн). Хранитель преданий. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений. Пушкин (так называет он воспоминание).
  • Тот, кто охраняет, оберегает кого-что-нибудь. (книжн).

ЖРЕЦЫ

ЖРЕЦЫ – служители богов


МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

Равви́н (букв. «великий», «значительный», «учитель») - в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении еврейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.


Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства.


ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Диа́кон - лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.

Свяще́нник - служитель религиозного культа

Диакон. 1888. Голгофа (Снятие с креста).

Худ. Рябушкин


МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

УММА - сообщество верующих, то есть весь исламский мир.


ИМАМ

духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает обряды. Имам - также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.

ХАФИЗЫ – мусульмане, которые помнят Коран наизусть


  • Са́нгха - название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом.


  • христианский служитель религиозного культа
  • сообщество верующих, то есть весь исламский мир.
  • Хранитель преданий
  • в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.
  • название буддийской общины
  • авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
  • предводитель мусульман
  • служитель богов
  • лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства .
  • в переводе с греческого - надсматривающий

Домашнее задание

Составить кроссворд со словами по изученным темам

, 860.05kb.

  • Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение , 1416.32kb.
  • Ж. В. К рефлексии над проблемой преподавания философии , 32.94kb.
  • Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение , 686.38kb.
  • Проблеме, как всегда, посмотрим, какое место в общей системе государственного устройства, , 47.96kb.
  • Россия в глобальном мире россия и идеи объединенной европы , 227.24kb.
  • «Социальная работа» , 34.67kb.
  • Л. К. Серга Внастоящее время состояние здравоохранения РФ в целом, по мнению большинства , 117.9kb.
  • Хранители предания в религиях мира

    Вы узнаете

    Когда появились хранители предания, кто такие жрецы.

    Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины ).

    Что такое иерархия в христианской церкви.

    Как выглядит мусульманская община.

    О буддистской сангхе и буддистских учителях (ламах ).

    Основные понятия

    Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама

    Кто такие жрецы? Как только возникли древние религии, появились и те, кто хранил религиозные традиции, ритуалы, предания. Часто только они могли совершать священные действия и связывать своих соплеменников с миром духов и богов. В древних религиях такие люди обычно назывались жрецами, то есть служителями.

    Мудрецы иудеев. Библия повествует: когда древние евреи заключили завет с Единым Богом, они отделили одну семью, которая должна была совершать все священнодействия в Иерусалимском храме. Позднее, все большее место в жизни иудейской общины стали играть мудрецы, которые объясняли народу Священное Писание, растолковывали заповеди и предписания закона. Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввин, то есть учитель.

    Христианские священники. Иисус Христос основал Церковь, то есть собрание всех верующих во Христа, которые составляют одну большую семью. Все вместе они хранят память о Христе и Его учение, но уже с первых дней существования Церкви в ней были разные служения. Так, близкие ученики Христа в самых разных странах рассказывали о Нем свои современникам. Их стали называть апостолами – «посланниками». В тех городах, где появлялись новые общины христиан, апостолы оставляли епископов, что в переводе с греческого означает «надсматривающий». Епископы совершали богослужения, проповедовали, заботились о своих общинах. Позднее для помощи епископам возникли служения священников и диаконов. ??? диакона до епископов

    В христианской Церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. На верхней ее ступени находится епископ, на нижней – диакон. Подниматься по ступенькам иерархии можно только последовательно: сначала нужно стать диаконом, потом – священником и только потом – епископом.

    Мусульманская община. В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община – Умма (сообщество). Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии. Большинство мусульман доверяет возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – «предводитель»). Поскольку мусульмане особо почитают свое Священное Писание, Коран, большим почетом среди них пользуются люди, которые помнят его наизусть (хафизы), а также те, кто могут читать Коран по специально установленным правилам.

    Буддистская община. В буддизме важную роль играет буддистская община – сангха (собрание). Иногда так называют всех верующих буддистов, но чаще сангхой называют только общину буддистких монахов, то есть людей, которые отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды и живут на пожертвования. По преданию, первая сангха была организована самим Буддой и его 18 ближайшими учениками. Позднее среди буддистских монахов особым почетом стали пользоваться ламы (от слова «высший») – авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой.

    Это интересно

    У древних жителей Европы – кельтов, существовала особая группа жрецов – друидов. Друиды были хранителями героических преданий и поэм, которые они передавали устно из поколения в поколение. Но свои самые сокровенные знания они сохраняли внутри лишь своей замкнутой группы. Тот, кто хотел стать друидом, должен был много лет учиться, знать кельтский календарь и ритуалы, знать о том, как использовать растения для исполнения этих ритуалов и для лечения больных, и многое другое, о чем сейчас знания уже утеряны. Нью эйдж

    Вопросы и задания

    Как назывались служители в древних религиях?

    Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

    Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

    Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

    Кого можно назвать хранителями религии в буддизме?

    Узнайте у родителей, старших, знают ли они о религиях, в которых нет особых людей, которые хранили бы ее традиции и предания.

    Человек в религиозных традициях мира

    Вы узнаете

    Что такое молитва.

    Основные понятия

    Молитва Таинства Намаз Мантра

    Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога, человека и духовного мира. Место человека в мире и его поступки – всегда неотъемлемая часть религиозных представлений. Именно к людям обращались основатели мировых религий, их посланники и пророки. Что же должен делать человек? Это зависит от того, как данная религия понимает мир и человека.

    Мы помним, что в библейской картине мира человек призван восстановить разорванную связь с Богом. На это нацелены и действия, которые он должен совершать. Одним из центральных действий является молитва.

    В христианстве молитва – это естественный путь для общения с Богом, разговор с Ним. Для верующего она – потребность, а не обязанность. Как человек, который любит другого человека, дорожит общением с ним, стремиться чаще встречаться, и разговаривать с ним, так и верующий в Бога и любящий Его человек, стремится к общению с Богом в молитве.

    Не менее важная часть жизни христианина – это чтение (у некоторых людей – ежедневное) Библии и особенно Евангелия. Поскольку в Евангелии запечатлены поступки и слова Христа, Спасителя, которым верующий всегда стремится следовать.

    Также в христианской Церкви существуют особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться ко Христу, почувствовать Его присутствие. Эти действия называют таинствами. Со времен проповеди апостолов известны два из них – Крещение и Евхаристия (от греческого «благодарение»). Посвящение в сан? Во время крещения, которое обычно совершается через троекратное погружение в воду, человек входит в Церковь. В таинстве Евхаристии освящаются хлеб и вино, которые потом раздаются верующим, а они, вкушая их, соединяются со Христом.

    С точки зрения, иудаизма, главное религиозное предназначение иудейского народа и человека, к нему принадлежащего, – это хранение Завета с Богом. Поэтому большое значение уделяется молитве, чтению Священного Писания, а также – строгому соблюдению религиозных предписаний, заповедей. Одной из главных заповедей является хранение субботы (об этом вы узнаете в пятом классе).

    Это интересно

    В некоторых группах верующих евреев принято посвящать чтению Священного Писания и его толкований не менее нескольких часов в день.

    В исламе считается, что человек сотворен Богом (Аллахом) как подтверждение Его всемогущества. Все вокруг сотворено ради человека, и он должен слушаться Бога и исполнять Его волю. Бог прямо предписал в Коране формы служения себе, поэтому мусульманин каждый день старается скрупулезно их исполнять. Пять молитв в день (намаз), пост (воздержание от пищи) в месяц рамадан, раз в год выделение закята – очистительной милостыни и т.д. Не исполненные вовремя обязанности можно потом восполнить, как будет возможность, исполнение многих обязанностей облегчается в зависимости от обстоятельств.

    В буддизме молитва или мантра (буквально – «изречение») понимается не так, как в религиях, связанных с библейской традицией. Мантра, строго говоря, не обращена к Богу, которого не знает буддизм. Она служит для такого, чтобы правильно «настроить» сознание человека, вывести его из зависимости от всего преходящего и суетного. Между тем, буддисты могут совершать и собственно молитвы, обращенные к людям, которые уже достигли просветления, нирваны, или к духам, покровителям буддизма. Духам также иногда приносятся символические дары – кусочки еды, вода, полоски красивых тканей.

    Обсудим вместе

    Какие таинства христианской церкви вы знаете.

    Вопросы и задания

    Как вы понимаете, что такое молитва в христианстве?

    Как вы думаете, почему «чтение» важная часть жизни христианина?

    В чем заключается главное религиозное предназначение иудейского народа и человека?

    Какие обязанности должен исполнять мусульманин каждый день?

    Для чего служит молитва в буддизме?

    Священные сооружения

    Вы узнаете

    Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены.

    Что такое синагога и как молятся иудеи.

    Что является основным в христианских храмах.

    Что такое иконы.

    Основные понятия

    Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска

    Для чего нужны священные сооружения? Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специально для этого созданных сооружениях, которые становятся для них священными. Эти сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах.

    Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией), евреи не умели строить дома? Это после столетий изготовления кирпичей в египте иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень).

    Позднее люди стали сооружать храмы. В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, в Междуречье, в Индии, в Китае, в Японии люди строили храмы, посвященные своим богам.

    Священные здания иудаизма. Когда древние иудеи поверили в Единого Бога, не тогда а позже они построили знаменитый Иерусалимский храм. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.

    Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею.

    Христианские храмы. Христианские храмы (церкви) начали возникать уже вскоре после смерти Христа. Внешние формы этих храмов очень разнообразны. Но есть общие черты для всех христианских храмов.

    Алтарь – самое священное место в христианском храме. Иногда алтарь отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых. В христианских храмах также используются росписи стен – эта техника называется фресками.

    В русских православных храмах нет сидений, верующие стоят во время богослужения. Сесть ненадолго могут только больные или старые люди. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор, а женщинам положено наоборот накрыть голову.

    Это интересно

    Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге, должны сидеть отдельно, для этого для них устроены раздельные помещения. Во время молитвы мужчины надевают тфилин - специальные коробочки, которые крепятся к голове и правой руке ремнями. В них находятся определенные фрагменты из Торы, написанные вручную на пергамене. Голова мужчины, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта - это может быть маленькая круглая шапочка на затылке - кипà, широкополая шляпа или меховая шапка. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом - молитвенным покрывалом.

    Это интересно

    В католических и протестантских церквях пространство вокруг алтаря является открытым. В католических храмах кроме икон бывают еще и скульптурные изображения, а в протестантских храмах очень часто никаких изображений нет. В католических и протестантских храмах стоят скамейки, на которых во время богослужения верующие сидят, вставая только во время самых торжественных моментов.

    Вопросы и задания

    Для чего люди начали создавать священные сооружения? Могли ли они обойтись без них?

    Почему синагога не считается у иудеев храмом? Каковы правила обустройства синагоги?

    Используя иллюстрации, личный опыт опишите устройство христианского храма.

    Чем различаются православные и католические храмы? Иконостасом и скамьями?

    Что такое икона? «икона –изображение Христа» Все?

    Священные сооружения

    Вы узнаете

    Как проходит молитва и как нужно вести себя в мусульманской мечети.

    Как устроены буддистские храмы.

    Основные понятия

    Мечеть Минарет Ступа Пагода

    Мечети. В мусульманскую мечеть - молитвенное здание в исламе - верующие должны входить без обуви, потому что??? пол там застлан циновками и коврами. Считается, что перед молитвой верующие должны вымыться (особенно тщательно вымыть ноги) и надеть на себя чистую одежду. Поэтому во дворе мечети обычно находится водоем. Одежда женщин должна закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.

    Устройство мечети сложилось уже во времена первых преемников Мухаммада. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша, она всегда обращена в сторону Мекки, священного города для мусульман. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы. Есть в мечети также трибуна, на которой стоит проповедник.

    Молитвой в мечети руководит имам (что значит «стоящий впереди»). Во время молитвы верующие выстаиваются рядами за имамом. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом.

    Мечеть не освящается и в ней нет не только икон или скульптур, но и вообще никаких изображений людей или живой природы. Мечеть украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

    Буддийские храмы. Как вы уже знаете, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в специальные сооружения – ступы. Первоначально ступ было восемь, и именно они стали предметом поклонения буддистов. Затем ступы стали сооружать не только для хранения праха, но и для хранения других реликвий, и в честь памятных событий в истории буддизма. Первоначально ступы состояли из трех частей – ступенчатое основание, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Но потом стали строить все более сложные ступы, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Пагоды часто используются и как храмы.

    Буддийский храм внутри – это обычно большой прямоугольный зал.

    Перед изображениями божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддистские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета.

    Заходя в буддистский храм люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. Считается, что лучше всего во время службы совершать обход храма по ходу солнца, то есть слева направо, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.

    Это интересно

    Буддистские храмы часто являются центрами монастырей. Они обнесены оградой, имеющей вид правильного прямоугольника. По углам ограды на высоких шестах развеваются разноцветные лоскуты материи с написанными на них магическими текстами, которые призваны отгонять от монастыря злые силы. По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые представляют собой насаженные на вертикальную ось металлические цилиндры, заполненные молитвенными текстами. Прежде чем войти в монастырь, верующие обходят ограду и вращают эти цилиндры. Считается, что один поворот цилиндра равнозначен прочтению всех заложенных в него молитв.

    Вопросы и задания

    Как должен вести себя мусульманин в мечети?

    Составьте описание внутреннего вида мечети.

    Как возникли буддистские храмы?

    Составьте описание внутреннего вида буддистского храма.

    Урок 12 – 13

    Искусство в религиозной культуре

    Вы узнаете

    Какую роль в разных религиях играет искусство.

    Основные понятия

    Икона Каллиграфия Арабески Семисвечник

    Искусство в религиозной культуре христианства. Мы помним, что в основе христианства – уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди нас, о Нем можно не только написать в книге, но Его можно изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери, Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого «образ», «изображение»). Сегодня икону часто воспринимают как одно из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконном изображении, сделанном по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, – Спаситель или святые???. Поэтому??? перед иконами молятся, совершают перед ними поклоны, но при этом верующие кланяются не доскам и краскам, а тому, кто на иконе запечатлен – Иисусу Христу, Богоматери, святым.

    Искусство в религиозной культуре ислама. Ислам запрещает изображение людей и животных из опасения идолопоклонства. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану. Поэтому среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Оно берет свои истоки в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге или ином носителе, конечно же, должны были быть и внешне прекрасны. Впрочем, несмотря на запрет изображения, иногда каллиграфы так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово. В условиях ограничения изображений особенно востребовано оказалось декоративное и орнаментальное искусство. Мусульмане развили искусство арабески, орнамента, для которого характерна стилизация животных и растительных форм, бесконечный повтор перекликающихся друг с другом геометрических фигур и непрерывность декора. Как правило, очень богато декорированы многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.

    Искусство в религиозной культуре иудаизма. Произведения художественного творчества украшают центр еврейской религиозной жизни – синагогу. Главная святыня, хранящаяся в любой синагоге – это свиток Торы. На стержни, которые держат свиток одевается корона Торы в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе или вместо короны на стержни иногда одеваются роскошные навершия, символизирующие плоды райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающий сразу найти необходимое для чтения место, служит торашилд – щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки – яды. Синагогу украшают светильниками. В синагоге стоит семисвечник, напоминающй о семисвечнике Иерусалимского Храма.

    Дома изделия ритуального серебра сопровождают важнейшие праздники. Для встречи субботы необходимы субботние подсвечники и кидушный бокал, для проводов субботы – ароматники (бсамимы) и подсвечник особой формы, с ящичком для специй и поднимающейся чашечкой. В каждом доме есть ханукальная лампа с восьмью фитилями для Хануки и серебряная коробочка-ларец для хранения этрога для праздника Суккот. Еврейский дом можно сразу отличить по мезузе, прикрепленной к дверному косяку.

    Искусство в религиозной культуре буддизма. В буддийском изобразительном искусстве занимают изображения Будды. Он изображается тремя способами: в образе Учителя – сидящим с приподнятой правой рукой, Торжествующим – сидящим с опущенными руками и «спящим» – лежащая фигура Будды, уходящего в нирвану. Все детали изображения Будды подчиняются «тридцати двум иконографическим признакам великой личности», которые подробно изложены в канонических текстах. Также существуют разнообразные изображения спокойных и грозных «божеств» - покровителей буддизма.

    Это интересно

    Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство . В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений буддистских монахов. Кроме того, в буддизме?? появилась особая чайная церемония . Поскольку для буддистских монахов чай был особым напитком: его пили во время медитаций и подносили Будде.

    Вопросы и задания

    Что означает слово «икона»?

    Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии?

    Какие правила существуют при чтении Торы?

    Какой образ является главным в религиозной культуре буддизма?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методическая разработка урока по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») Разработала: Макарова Любовь Александровна у читель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» г.Кольчугино Владимирской области 2012г.

    Тема: Хранители предания в религиях мира. Цель: формирование представления о хранителях предания в религиях мира

    Задачи: формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии; овладеть навыками смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами; вырабатывать готовность слушать собеседника и вести диалог; развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений; формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям

    Формы и виды учебной деятельности: беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; самостоятельная работа с источниками информации; групповая работа. Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.

    ХОД УРОКА: Организационный момент. Проверка домашнего задания: Класс делится на 2 группы (1 группа-1вариант, 2 группа- 2 вариант.) Каждая группа получает карточку с кроссвордом, отгадав который, дети получат ключевое слово.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 Карточка №1.

    вопросы 1.преемник Мухаммада (халиф) 2.освобождение от страданий (нирвана) 3.священное писание иудеев (танах) 4.священная книга ислама (коран) 5.книга, в которой описана жизнь Иисуса и его учеников(библия) 6.священная книга буддизма (типитака) 7.древнейшие тексты в стихотворной форме (веды) 8.в переводе это слово означает «Благая весть» (евангелия) 9.у иудеев это называется Тора (пятикнижие)

    Карточка №2. 1 2 3 4 5 6 7 8

    вопросы ученик Иисуса Христа (апостол) священная книга мусульман (коран) в переводе это слово означает «Благая весть» (евангелия) сказания о сотворении мира (веды) первая часть Библии у иудеев (тора) священное писание иудеев (танах) «Три корзины мудрости» (типитака) Священная книга иудеев и христиан (библия)

    Постановка цели урока. 1 группа:Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках? От какого слова оно образовалось? А что можно хранить? Что хранится у вас дома? А что можно хранить в религиях мира? 2. группа:Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках? Как вы понимаете, что такое предания? (Ассоциации) Соедините слова. Назовите тему нашего урока. (хранители предания в религиях мира) А ещё мы познакомимся с их ролью в религии.

    Новый материал.

    Работа по учебнику стр.22 (Чтение вступительной статьи) Краткая беседа. Когда возникли хранители преданий? Что они хранят? Кто такие жрецы? Знаете ли вы кто такие друиды? Рассказ учителя о друидах. Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

    Работа в группах. Повторяются правила работы в группе. (дети берут по одной карточке, соотносят название относящиеся к определённой религии, тем самым образуют группы: 1. Иудейская община 2. Христианская община 3. Мусульманская община 4. Буддийская община Работа в группе ведется согласно плану работы группы.

    План работы группы: Прочитать статью учебника, которая соответствует названию вашей общины. 2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. 3. Создайте макет слайда. (Определить значения понятия, выбрать картинку священной книги и хранителя предания) 4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?

    Выступление групп с преставлением слайда. Вопросы группам: 1гр. По каким предметам вы догадались. Что это раввин? 2 гр.Составьте «пирамиду» образующую иерархию. 3гр. Кто такие хафизы? 4гр.Каковы особенности буддийской сангхи?

    РАБОТА В ТЕТРАДИ Православная культура Иудейская культура Исламская культура Буддийская культура Заполните таблицу. Взаимопроверка.

    Рефлексия На уроке мне больше всего понравилось… 2. На уроке мне не понравилось… 3. Из урока мне запомнилось … 4. Мне захотелось узнать больше о …

    Спасибо за внимание!

    Предварительный просмотр:

    Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл., Москва, изд. «Просвещение» 2012г

    Составитель: Макарова Л.А.,

    учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №5» г. Кольчугино Владимирской области

    Тема урока : «Хранители предания в религиях мира».

    Цель урока : формирование представления о хранителях предания в религиях мира

    Задачи :формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии;

    Овладеть навыками смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами;

    вырабатывать готовность слушать собеседника и вести диалог;

    развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений;

    формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям

    Формы и виды учебной деятельности:

    Беседа, коментированное чтение, устный рассказ на тему, работа в группах,

    Самостоятельная работа с источниками информации,составление и заполнение таблицы.

    Оборудование : интерактивная доска, проектор, карточки, презентация.

    Основные понятия : раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха,

    Лама.

    План урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. (Класс делится на две группы, каждая группа получает кроссворд)

    Карточка №1.

    Вопросы:

    1.преемник Мухаммада (х алиф)

    2.освобождение от страданий (ни р вана)

    3.священное писание иудеев (тан а х)

    4.священная книга ислама (кора н )

    5.книга, в которой описана жизнь Иисуса и его учеников(библ и я)

    6.священная книга буддизма (типи т ака)

    7.древнейшие тексты в стихотворной форме (в е ды)

    8.в переводе это слово означает «Благая весть» (еванге л ия)

    9.у иудеев это называется Тора (пятикн и жие)

    Карточка №2.

    Вопросы:

    1. ученик Иисуса Христа (а п остол)
    2. священная книга мусульман (ко р ан)
    3. в переводе это слово означает «Благая весть» (еванг е лия)
    4. сказания о сотворении мира (ве д ы)
    5. первая часть Библии у иудеев (тор а )
    6. священное писание иудеев (та н ах)
    7. «Три корзины мудрости» (тип и така)
    8. Священная книга иудеев и христиан (библи я )

    Беседа:

    Названия каких священных книг встретились вам в кроссворде?

    Как вы думаете почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то,что и уже тысячи лет?

    Постановка цели урока.

    1 группа

    От какого слова оно образовалось?

    А что можно хранить? Что хранится у вас дома?

    А что можно хранить в религиях мира?

    2. группа :Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках?

    Как вы понимаете, что такое предания? (Ассоциации)

    Соедините слова. Назовите тему нашего урока.(хранители предания в религиях мира)

    А ещё мы познакомимся с их ролью в религии.

    Новый материал.

    Давайте выясним, когда же появились хранители преданий.

    Работа по учебнику стр.22 (Чтение вступительной статьи)

    Краткая беседа.

    Когда возникли хранители преданий?

    Что они хранят?

    Кто такие жрецы?

    Знаете ли вы кто такие друиды? Рассказ учителя о друидах.

    Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

    Работа в группах. (Каждой из двух групп даются карточки с названиями, дети берут по одной, соотносят названия относящиеся к определённой религии, тем самым образуют группы: Типитака

    Тора

    Библия

    аллах

    ступы

    Танах

    икона

    хадисы

    Гаутама

    Мессия

    литургия

    Мухаммад

    пали

    скрижали

    евангелия

    Задания группам. План работы группы.

    1. Прочитайте статью в учебнике, которая соответствует названию вашей общины?
    2. Определите хранителей предания в религии и подготовьте рассказ о них.
    3. Создайте слайд. (Определить значения понятия, выбрать картинку священной книги и хранителя предания)
    4. Обсудите вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религии. Запишите свои мысли.(4-5 предложений)

    Самостоятельная работа учащихся

    Выступление групп с преставлением слайда.

    Вопросы группам:

    1гр. По каким предметам вы догадались. Что это раввин?

    2 гр. Составьте «пирамиду» образующую иерархию.

    3гр. Кто такие хафизы?

    4гр .Каковы особенности буддийской сангхи?

    Всем . Как по вашему мнению, что же объединяет хранителей преданий разных религий?

    Взаимопроверка.

    Итог урока.

    Как вы думаете. почему же во всех религиях существуют хранители предания и что общего в деятельности священослужителей, кроме соблюдений традиций и ритуалов?

    Рефлексия

    ПРОДОЛЖИ

    Сегодня я познакомился....

    Самым интересным было.....

    Мне непонятно.....

    Я ещё хотел бы узнать.....

    Домашнее задание.

    Всем: Расскажите близким о хранителях преданий в религиях. Узнайте, что хотела бы сохранить ваша семья для потомков.

    По желанию: Составьте кроссворд

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 18

    ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ: ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

    Срок реализации: 1 урок

    Возраст детей: 10-12 лет

    Разработчик:

    Шагина О.С., учитель

    пос. Октябрьский

    2017г.

    Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Тема урока : «Хранители предания в религиях мира».

    Цель урока : формирование представления о хранителях предания в религиях

    Мира.

    Задачи :

    • познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с

    Иерархией служителей культа;

    • развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений;
    • овладеть навыками смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами;
    • вырабатывать готовность слушать собеседника и вести диалог;
    • формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям.

    Формы и виды учебной деятельности:

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа в группах,

    Самостоятельная работа с источниками информации, создание презентаций,

    Составление и заполнение кластера.

    Оборудование : учебник, интерактивная доска, доска, проектор, нетбуки,

    Карточки, презентация.

    Основные понятия : жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия,

    умма, имам, хафиз, сангха, лама.

    Универсальные учебные действия:

    • поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    • рефлексия способов и условий действия;
    • организация учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, постановка учебной задачи;
    • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    План урока

    1. Организационный момент. Повторение.

    Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки.

    Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
    Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)

    Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)

    Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)

    Здравствуй, век! (делают шаг назад)

    Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

    1. Заполните кластер. На партах у каждого ребёнка по одной карточке: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, Христос, Авраам, Мухаммад, Гаутама, Израиль, Аравия, Иерусалим, Индия, Трипитака, Танах, Библия, Коран. Дети отвечают на вопросы, соотносят названия на карточках с определённой религией, тем самым образуют группы:

    • Иудейская община
    • Христианская община
    • Мусульманская община
    • Буддийская община

    Назовите традиционные религии России;

    Кто является основателями данных религий?;

    Где возникли традиционные религии России?;

    О каких священных книгах вы узнали на прошлом уроке?

    Почему пятая строка осталась пустой? (высказывания детей)

    Как вы думаете почему священные книги сохранились до наших дней,

    Несмотря на то, что им уже тысячи лет? (высказывания детей)

    А что можно хранить? Что хранится у вас дома?

    Что можно хранить в религиях мира?

    II. Изучение нового материала

    1. Работа с учебником (с. 29) – самостоятельное чтение вступительной статьи и «Это интересно».

    Отметьте знаком « +», если вы это знаете, «-» - не знаю или слышу впервые, «0»-ваши знания требуют уточнения или дополнения. 2.Краткая беседа по содержанию, прочитанного:

    Когда возникли хранители преданий?

    От какого слова образовалось слово «хранитель»?

    Уточним значение слова «хранитель»

    Словарь С.И. Ожегова

    Хранитель – человек, который хранит, оберегает кого - нибудь, бережёт что – нибудь.

    Что они хранят?

    Как вы понимаете, что такое предания? (Ассоциации)

    Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

    Кто такие жрецы?

    Кто такие друиды?

    Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

    На какой вопрос нам нужно ответить? (формулирование проблемного вопроса).

    Проблемный вопрос: Кто является хранителями преданий в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме?

    Сформулируйте тему урока (высказывания детей).

    Тема урока. Хранители предания в религиях мира.

    А ещё мы познакомимся с их ролью в религии.

    3. Работа в группах. Создание презентаций.

    План работы 1 группы:

    3. Создание презентации.

    По каким предметам на рисунке можно догадаться, что это раввин?

    Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами. Как называются эти предметы?

    План работы 2 группы:

    2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них.

    3. Создание презентации.

    Вопросы:

    Как называется мусульманская община?

    Кому мусульмане доверяют возглавить молитвы?

    Какой религиозный обряд исполняют люди, изображенные на рисунке?

    Кто изображен на переднем плане?

    План работы 3 группы:

    2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них.

    3. Создание презентации.

    Вопросы:

    Кто является хранителем предания в христианском учении?

    Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

    План работы 4 группы:

    2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них.

    3. Создание презентации.

    Вопросы: -Что в буддизме называется «сангхой»?

    Кто хранит религиозные традиции буддистов?

    Что вас особенно заинтересовало в новом материале?

    4. Выступление групп.

    Учащиеся представляют свои презентации и рассказывают о «хранителях». По мере выступления заполняется кластер.

    III. Рефлексия (презентация)

    1. Дополните предложение :

    В древних религиях хранили религиозные традиции, ритуалы, предания - ________________, т.е. _______________________.

    1. Словарь С.И. Ожегова

    Иерархия – порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим, вообще расположение от низшего к высшему или наоборот.

    Расположить христианских священнослужителей – епископ, диакон, священник в соответствии со ступенями иерархии .

    1. Дополните предложения.

    Мусульманская община называется __________________. Во время молитвы верующих возглавляет ________________.

    Буддийская община называется ____________________. Особым почетом среди членов общины пользуются _____________________.

    Мудрецов, которые объясняли народу Священное Писание, растолковывали заповеди и предписания закона, в иудаизме называли ______________________.

    1. Установите соответствия при помощи стрелок .

    Раввин Христианство

    Имам Иудаизм

    Лама Ислам

    Священник Буддизм

    IV. Домашнее задание.

    Рассказать о хранителях предания в религиях мира;

    Составить синквейн по теме.

    Литература:

    1. Учебник. Основы религиозных культур и светской этики.Основы мировых религиозных культур. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / [А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарев, А.А.Ярлыкапов]. - М.: Просвещение, 2014.
    2. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург,2011