Главная · Черная магия · Истории об огненном змее. Откуда появляется и кому угрожает огненный змей? Славянская мифология

Истории об огненном змее. Откуда появляется и кому угрожает огненный змей? Славянская мифология

Проводила Аксинья своего мужа Петра на войну. Месяц прошел, другой. Нет от него весточки. Тревожно ей, не спится. Черные думы одолевают. Сидит Аксинья как-то ночью у окна. Луна такая большая, полная, льет в окрест серебром. И решила казачка по луне погадать, про мужа разузнать. Сидит и ждет, что же ей покажется.

Вдруг видит по лунному свету ручеек окровавленный заструился, да прямо ей в окошко и по полу лужицей растекся.

Застонала Аксинья: дурная примета. В сердце незнаемое горе проникло. Горько ей стало. Хуже смерти! Такое горевание на нее навалилось. Расплакалась-разрыдалась казачка.

Как-то раз на сенокосе Аксинья шурудит граблями траву, а сама думает: «Вот бы Петр вернулся, и красное солнышко для меня снова б засветило». Только подумала, подняла голову, видит, Петр на коне с горки едет. Рукой ей машет. Одетый чисто, во все форменное. У коня грива длиннющая-длиннющая по земле стелется. Бросила Аксинья грабли и к нему навстречу побежала. Петр с коня прыгнул. Припали они друг к дружке, слов от счастья не находят. Конь около их топчется, ржет. Аксинья возьми да спроси:

– Что это у коня грива такая длиннющая?

Петр отвечает:

– А на войне у всех так. Нашла о чем спросить.

Засмеялась Аксинья:

– И вправду, что это я. Слава Богу, что вернулся жив и здоров.

Хватилась – нету никого вокруг: ни Петра, ни коня. Стоит она в лесу и дерево обнимает. Знать, привиделось ей все.

Не до работы Аксинье стало, пошла она домой. Калитку открыла. Видит через окно, в хате Петр сидит, чай пьет. «Как он туда попал, – подумала Аксинья, – дверь-то на запоре». Отперла дверь, в хату вбежала: нету никого. И посуда вся на месте, нетронутая. Туда-сюда заглянула: нету, никогошеньки нету. Опустилась казачка на пол без сил, заплакала.

Вечером корова с пастбища пришла, мычит, хозяйку требует. Хочешь, не хочешь, а вставай. Буренку доить надо.

Зашла Аксинья в хлев, только было наладилась корову доить, за титьки ухватилась, слышит, сверху по сеннику ходит кто-то. Она ведро на гвоздок повесила, взяла фонарь и по лесенке вверх полезла. Видит, из сена сапоги торчат, верно человек лежит.

– Петр, это ты? – спрашивает Аксинья. Молчание в ответ.

– Откликнись, Христос с тобой!

Сено зашуршало, сапоги исчезли, и дверь в хлеве ветром отворило.

Ну, ладно. Голова у Аксиньи горит, кругом идет, как в бреду, а страха в душе не чувствует. Подоила она корову, молоко процедила, поужинала и спать легла.

В полночь слышит Аксинья, в сенях зашаркал кто-то. Дверь отворилась: нету никого. Вдруг одеяло с Аксиньи слетело на пол, и кровать сдвинулась. Встала казачка, лампу засветила. Петр перед ней стоит.

– Ты живой? – спрашивает Аксинья.

– Видишь, живой остался, – отвечает Петр. – Иди коня устрой, а я пока разберусь.

Вышла она во двор, коня расседлала, в стойло поставила.

В хату вернулась, а Петр уже в постели лежит, к себе манит. Легла с ним Аксинья и как бы сама не своя: вроде бы и ее Петр, а вроде бы и нет.

А он к ней ласкается. Услаждает речью лебединою. В горячих объятиях заигрывает. От его поцелуев горит Аксинья румяной зарей. От его приветов цветет красным солнышком. Такого молодца и не любя полюбишь.

Лежат они в постели. Она ему руки в кудри буйные запустила, пальцами по голове водит.

– Ой, Петр, – говорит, – у тебя голова-то вся в шишках, волнистая такая.

– Меня, – отвечает Петр, – как на войну взяли, так тока раз в бане и вымылся. Опаршивели мы там все.

– Так давай я тебе баню истоплю.

– В другой раз, – говорит он, – сейчас не досуг.

Удивительно это Аксинье, но она ни слова, ни полслова не сказала.

На рассвете прощается с ней Петр и говорит:

– Ты никому обо мне не говори. Я крадучись к тебе буду ходить.

К вечеру ближе одолевают сомненья Аксинью: ее ли это Петр? Перед тем, как спать ложиться, взяла она золы и рассыпала по полу.

В полночь пришел опять Петр. Ласкается опять к Аксинье. Любится. Расстаяли у нее сомнения, как прошлогодний снег. На рассвете ушел Петр. Утром смотрит Аксинья, нет следов на золе. Неужель нечистый дух к ней ходит. Закручинилась казачка, что делать – не знает. Весь день по двору прометалась, работа из рук валится.

А ночью Петр заявился. К ней подступается. Она от него. Он опять к ней. Она от него.

– Ты что меня боишься? – спрашивает Петр.

– Тогда собирайся, я за тобой. Нечего тебе здесь одной мучиться.

– Сейчас, – говорит Аксинья, – я только вещи соберу.

А сама думает: «Вот она, моя погибель пришла». Собирается она в дорогу, а Петр ее торопит.

– Долго я тебя ждать буду?

– Счас, – говорит Аксинья, – бусы никак не найду.

Нашла она бусы и незаметно нитку порвала, рассыпала бисер по полу. Начала Аксинья бусинки собирать.

– Э-э, да это долгая песня, – говорит Петр.

– Не могу бусы бросить, ить матерна память.

Собрала она весь бисер, только одной бусинки не хватает.

Кочеты тут закричали, топнул ногой Петр, рассыпался искрами и исчез.

Чуть заря зарумянилась, побежала Аксинья к бабушке-знахарке. Рассказала ей все, как есть.

Вот знахарка ей и говорит:

– Да это не муж твой вовсе, а огненный змей к тебе летает.

Расплакалась Аксинья, грех-то какой! Что делать? Посоветовать знахарку просит.

– Ты, – говорит старушка, – крестов на двери, на окна наставь, а сама сиди, молитву читай. Звать тебя будет змей, не откликайся.

Пошла Аксинья домой. Мелом наставила крестов на окнах да дверях и печную заслонку не забыла, крестом пометила. Как только свечерело, стала Аксинья на колени и начала молитву творить.

В полночь прилетел огненный змей, рассыпался искрами. Ходит вокруг дома, топотит, зайти просится, ласковые речи говорит, упрашивает. Не слушает его Аксинья, поклоны бьет.

Разозлился огненный змей, стал хату валить. Зашатались стены, затрещал потолок, вот-вот обрушится. Аксинья даже и не шелохнулась.

– Ладно, что догадалась, – говорит огненный змей, – а то не быть бы тебе живой.

И улетел. И больше не объявлялся.

Аксинья после этого вроде на поправку пошла. Однако ж нет-нет да и вспомнит Петра и зальется горячими слезами. Пусто на душе ей без мужа, нету жизни.

Оседлала она лошадь и пустилась в путь-дорогу. «Где бы ты ни был, – думает, – все равно я тебя найду».

И вправду нашла. Видит Аксинья, над одним местом воронье кружит. А рядом боевой конь ходит, воронье отгоняет. Подошла поближе. Петр бездыханный лежит. Весь изранетый.

– Друг ты мой милый, любимый! Болечка кровный, привалил ты мое сердечушко гробовым камнем тяжелым. Засохну я без тебя, желанный мой, как былинка одинокая! Запекутся, поприсохнут губы мои, не целуючи тебя, ненаглядный мой! И змеей тоска сосет сердечушко мое! Так бы и лег в сыру землю, так бы и расшибся о камень в степи немой! Горькая я кукушка в зеленом садочке…

Вдруг чувствует Аксинья – кто-то тронул ее за плечо. Обернулась она и видит сквозь слезы, стоит перед ней побирушка. Старая-престарая. Уродина горбатая.

– Разве такому горю криком поможешь, – говорит побирушка.

– Я бы, – говорит Аксинья, – все отдала, лишь бы мой сокол сизокрылый жив был и здоров.

Заинтересовалась побирушка и пытает Аксинью:

– Отдала б, не задумалась? А молодостью да красотой своей поступишься?

– Отчего не поступиться, – говорит казачка, – ради милого друга. Мне все равно без него жизнь не в жизнь.

– Тогда я тебе помогу, – говорит побирушка.

– А как же я тебе молодость и красоту отдам?

– Это моя забота, сама возьму. Так они и сладились. Полезла побирушка в суму, вытащила два пузыря.

– Вот тебе вода мертвая, а это, – говорит, – вода живая.

Как взяла Аксинья пузырьки, видит – руки морщинами покрылись, затряслись. А побирушка на глазах стала меняться. Смотрит на нее казачка и думает: «Неужели я такая статная да красивая была? Никогда о себе так высоко не думала».

Побирушка спрашивает:

– Ну как, ни о чем не жалеешь?

– Да о чем жалеть, – отвечает Аксинья, – дело сделано.

Залезла побирушка на лошадь и поехала прочь.

А Аксинья обмыла раны Петру мертвой водой. Заросли раны, будто их не было. Окропила его живой водой. Вздохнул казак. Глаза открыл.

Видит, сидит перед ним старуха, страшная уродина. Сдержал себя Петр.

– Спасибо, мать, что разбудила.

С земли вскочил. Говорит:

– Легко-то как! И засмеялся.

– Домой пора. Жена меня заждалась.

Свистнул своего боевого коня. Вскочил на него одним махом. Видит, у старухи слезы льются.

– Ты что, мать, закручинилась, слезы льешь? Може, чем подсобить?

А та в ответ:

– Мне от этой жизни ничего не надо. Всем я довольна. А слезы от старости сами льются.

– Ну, тогда, – говорит Петр, – прощевай. Не поминай лихом.

– Прощевай, – говорит Аксинья. И рукой ему махнула, поезжай, мол, с Богом, не до тебя тут.

И поехал казак в одну сторону, а старуха пошла в другую.


«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»

Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.

Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.

Пословицы и поговорки:

От искры пожар рождается.

Не шути с огнём – можешь сгореть.

Спички не тронь в них огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.

Спичка – невидимка да огонь – великан.

Упустишь огонь – не потушишь.

Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.

У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.

Умному огонь – тепло, глупому – ожог.

Пожар слезам не верит.

Не трогай огня – не обожжёшь руку.

С огнём не играй, пожар не затевай.

С огнём да водой не поспоришь.

Огонь никогда не насыщается.

Огонь и друг, и враг.

Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.

Дым страшнее огня.

От огня убегают, а от дыму задыхаются.

Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

Берегись, не ожгись!

Игра- эстафета «Пожарный щит» .

(макет щита)

Вспомнить названия, назначение, порядок расположения предметов на щите.

Закрепить знания «Что нужно делать при пожаре»

1-я эстафета «Пожарный инвентарь на место»

На старте находится разный инвентарь. Каждый участник игры поочерёдно выбирает предмет, который должен находиться на щите. Добегая до финиша, старается правильно расположить его на щите.

2-я эстафета «Потуши пожар»

На финише красные шары, символизирующие пожар. Каждый игрок берёт пожарный инвентарь добегает до финиша, имитирует тушение, берёт шар, приносит его на старт. Когда последний шар будет принесён на старт – пожар потушен.

3-я эстафета «Спасатели»

Эвакуация кукол из зоны пожара. Нужно проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня». Вспомнить о правилах поведения на пожаре, о том, что недопустимо прятаться под кровать, в шкаф и другие места.

4-я эстафета «Пожарный номер – 01»

Нужно добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, назвать адрес.

5-я эстафета «Экипаж – одна семья»

Капитан команды начинает «выезд на пожар», держа перед собой обруч – импровизированный руль пожарной машины. Оббегает на финише препятствие, возвращается на старт, захватывает по одному участнику с пожарным инвентарём в «пожарную машину». Дети должны держаться одной рукой за обруч. Важно, не только прийти на старт, но чтобы никто не упал, не отстал, не потерял инвентарь. Затем по одному оставлять на месте и расставлять инвентарь на место.

Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.

Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.

Вопросы


  1. О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)

  2. От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)

  3. Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)

  4. Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)

  5. От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)
С.Я. Маршак

«Пожар»

На площади базарной

На каланче пожарной

Круглые сутки

Стоит солдат у будки.

Смотрит вокруг -

На север,

На запад,

На восток, -

Не виден ли дымок?
Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

"Печку, Леночка, не тронь.

Жжется, Леночка, огонь!"
Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А огонь поет - гудит:

"Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало!

Маме, Леночка, не верь.

Приоткрой немножко дверь!"
Приоткрыла дверцу Лена.

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.
Стало страшно бедной Лене.

Лена выбежала в сени,

Дверь закрыла за собой,

А огонь ревет: "Открой!"

В щелку двери дымом дунул,

Руку в скважину просунул.

Лена бросилась на двор,

Со двора - через забор...

А огонь все выше, выше.

Кошка мечется на крыше.
Из соседних ворот

Выбегает народ -

Кто с кувшином, кто с ведром -

Заливать горящий дом.

Пожар! Пожар!

Из окна на тротуар

В лужу падает перина,

Кресло, примус и картина,

Граммофон и самовар...

Караул! Пожар! Пожар!
На площади базарной,

На каланче пожарной -

Динь-дон, динь-дон -

Раздается громкий звон.

Начинается работа,

Отпираются ворота,

Собирается обоз,

Тянут лестницу, насос.

Из ворот без проволочки

Выезжают с треском бочки.

Вот уж первый верховой

Поскакал по мостовой.
А за ним отряд пожарных

В медных касках лучезарных

Пролетел через базар

По дороге на пожар...
А огонь все выше, выше,

Вылезает из-под крыши,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

"Чья взяла! - кричит народу, -

Бейте стекла! Лейте воду!

Я по крышам побегу,

Целый город подожгу!"
Но уж близко по дороге

Вереницей мчатся дроги.

Впереди несется вскачь

Запыхавшийся трубач.

Перед домом в клубах пыли

Лошадей остановили.
Вверх направили рукав,

Медный рот ему зажав.

Зашипел рукав упругий,

Весь затрясся от натуги

И, когда открыли кран,

Высоко пустил фонтан.

Эй, бригада, не зевай!

Качай, качай!
Злой огонь ревет и пышет,

Двух пожарных сбросил с крыши,

А топорника Кузьму

Задушить хотел в дыму.

Но Кузьма - пожарный старый,

Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Падал с крыши десять раз.

Ничего он не боится,

Бьет огонь он рукавицей,

Смело лезет по стене.

Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под Балки

Чей-то крик раздался жалкий,

И огню наперерез

На чердак Кузьма полез.

Сунул голову в окошко.

Посмотрел... Да это кошка!

"Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!"
Широко бушует пламя.

Разметавшись языками,

Лижет ближние дома...

Отбивается Кузьма.

Ищет в п имени дорогу,

Кличет младших на подмогу.

И спешат к нему на зов

Десять бравых молодцов.
Топорами балки рушат,

Из брандспойтов пламя тушат.

Черным облаком густым

Вслед за ними вьется дым...

Пламя мечется и злится,

Убегая, как лисица.

А пожарная кишка

Гонит зверя с чердака.
Вот уж бревна почернели...

Злой огонь шипит из щели:

"Пощади меня, Кузьма,

Я не буду жечь дома!"
"Замолчи, огонь коварный! -

Говорит ему пожарный: -

Будешь помнить ты Кузьму!

Посажу тебя в тюрьму.

Будешь жить ты только в печке,

Только в лампе и на свечке!"
Тут огонь в последний раз

Рассердился - и погас.
На панели у ворот

Ждет спасителей народ.
Лишь увидели Кузьму,

С криком бросились к нему -

Обнимают, в гости просят,

Пироги ему выносят.

"Ах, Кузьма, ты наш Кузьма,

Спас ты нынче нам дома!

Дорогой ты наш пожарный,

Мы навеки благодарны!"
На скамейке у ворот

Лена горько слезы льет.

Дом сгорел у бедной Лены -

Потолки, полы и стены,

Кошка, кукла и кровать.

Ночью негде будет спать.

А вдобавок ей за шалость

От родителей досталось.
Плачет девочка навзрыд.

А Кузьма ей говорит:

"Плакать, барышня, не стоит,

Новый дом для вас построят.

Ваша кошка спасена.

Полюбуйтесь, - вот она!"
Лена крепко сжала кошку

И утихла понемножку.
От ворот по мостовой

Отъезжает верховой.

А за ним отряд пожарных

В медных касках лучезарных

Едет медленно назад.

Бочки, прыгая, гремят.

Вот Кузьма сидит на дрогах.

У него лицо в ожогах,

Лоб в крови, подбитый глаз.

Да ему не в первый раз!

Поработал он недаром -

Славно справился с пожаром!

Диагностика уровня знаний детей

по противопожарной безопасности
Педагогическая диагностика – это определение качества, продуктивности воспитательно-образовательного процесса, его состояния и результатов, анализ причинно-следственных связей и оценка по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания детей.

В результате качественного и количественного анализа педагогических фактов и явлений можно сделать вывод о причинах того или иного состояния педагогического процесса, дать рекомендации к его коррекции.

Основным методом диагностики знаний детей о пожарной безопасности являются наблюдения и беседы с детьми.

Диагностический материал М. Н. Сосункевич

Диагностический материал для воспитателей по определению уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности

Тест № 1. «Выделение существенного»

Инструкция: предлагается словосочетание и ряд слов: необходимо выделить два слова, наиболее существенных для словосочетания.


Пожарная машина (колесо, руль, насос, человек, цистерна)

Насос, цистерна

Пожарная часть (командир, дом, диспетчер, ворота, машина)

Диспетчер, командир

Пожарный щит (лом, лестница, багор, каска, огнетушитель)

Лом, багор

Огнезащитный костюм (каска, противогаз, плащ, брезент, рукав)

Каска, противогаз

Средства связи (рация, письмо, телефон, телеграмма, сигнал)

Телефон, рация

Причины пожара (спички, вода, земля, электроприбор, дети)

Спички, электроприбор

Помощники пожарных (человек, огонь, собака, машина, земля)

Человек, собака

Обработка полученных результатов

Дети, правильно выполнившие задания, обладают умением выделять существенные признаки предметов, имеют знания о труде пожарных. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Дополнительная информация (о цвете, качестве предмета по теме) – 2 балла.

Тест № 2. «Осведомленность».

Инструкция: предлагается закончить незаконченное предложение.

В пожарной части работают (кто?)…(пожарные, диспетчер, командир отделения…)

Работа пожарных (какая?)…(трудная, нужная, опасная, интересная…)

Пожарные должны быть (какими?)…(сильными, смелыми, ловкими, мужественными, находчивыми…)

Пожарные спасают от огня (что? кого?)…(дома, леса, людей, фермы, животных…)

Пожарные надевают (что?)…(огнезащитный костюм, шлем-каску, противогаз…)

Пожарная машина оборудована (чем?)… (цистерна, механическая лестница, насос, рация, сигнальные огни, звуковой сигнал, пожарные рукава со стволами…)

Чтобы сообщить о пожаре нужно (что сделать?)…(позвонить по телефону «01», назвать адрес…)

На пожарном щите находиться (что?)…(лом, багор, ведро, топор, огнетушитель…)

Пожары бывают в том случае, если люди (что делают?)…(играют со спичками, оставляют без присмотра электроприборы, газовую плиту, не соблюдают правила пожарной безопасности…)

Людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают (что?)…(медаль «За отвагу на пожаре»…)

За каждый полный и правильный ответ – 2 балла, За правильный ответ – 1 балл

Тест № 3. «Обобщение»

Инструкция: предлагается обобщить предметы по какому-либо признаку.

Спички, огонь, электрические приборы – это виновники (чего?) (пожара)

Насос, цистерна, рация – это оборудование (для чего?) (пожарной машины)

Ведро, багор, топор – это (что?) (предметы для пожарного щита, для тушения пожара)

Каска, противогаз, огнезащитный костюм – это (что?) (одежда пожарных)

Командир, диспетчер, пожарный – это (кто?) (работники пожарной части)

Обработка полученных результатов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Картина А. Фанталов. «Огненный змей».

Собиратель и исследователь русского фольклора Иван Петрович Сахаров (1807-1863), опубликовавший три тома «Сказаний русского народа о семейной жизни своих предков», писал: «Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво - огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает, но вслух об этом никто не решается говорить. Огненный змей - не свой брат, у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам, но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни отговорить никто не берется...»

Трансформация огненного змея в человека, по Сахарову, происходит так: «Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной силы. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами. Усладит он, губитель, речью молоду молодицу. Заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей, от его приветов цветет красна девица красным солнышком!» Деревенские жители нередко подмечали те избы, куда летят огненные змеи, и подозревают женщин в плотском сожитии с демоном.

Но подмечали в народе и другое - последствия греховных отношений с нежитями, когда женщины беременели от таких соитий и даже рожали неведомо кого…

Вот что пишет об этом И. П. Сахаров: «Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы нечистой зарождается у девицы детище некошное (нечистое, дьявольское, сатанинское, негодное - согласно словарю Вл. Даля). С тоски, со кручины надрывается сердце отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное. Клянут, бранят они детище некошное клятвою великой: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человеч! Гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом! С той ли клятвы, то детище заклятое, без поры без времени, пропадает из утробы матери. И его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель, в тридесятое царство. А и там-то детище заклятое ровно через семь недель нарекается Кикиморой. Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах...»

Сейчас-то, задним числом, мы, уфологи-исследователи, уже знаем, что некоторые из видов пришельцев используют земных женщин в качестве суррогатных матерей или своего рода инкубаторов и примерно через три месяца эмбрион извлекается из матки женщины, чтобы выращивание было продолжено в специальных лабораториях с созданием всех необходимых физиологических условий для роста. Но это сейчас мы кое-что знаем. От очевидцев, от медиков, по данным гипноза, по данным УЗИ… Однако прочитать о том же в свидетельствах наших пращуров… Такой факт наводит на непростые мысли. А заговоры и клятвы были, скорее всего, ни при чем: просто такова технология выращивания гибридов - их, как ныне становится понятным, извлекают на свет именно трехмесячными. _

Иногда, свидетельствует фольклор, «детища некошные» рождались воочию. Были они якобы с большой головой и большим животом, уродливы, тупоумны, нелюдимы и обычно пропадали где-нибудь в лесу.

Не напоминают ли нам те давние истории ситуацию с рождением младенца у Вали Соловей из Казахстана? Ведь его, по свидетельству самой роженицы, «забрали пришельцы», и молодая женщина даже не помнит, при каких обстоятельствах это произошло.

В русских поселениях помимо «огненного змея» это же явление нередко называли еще и «Маньяком». «Маньяк пролетел!» - говорили тогдашние крестьяне, завидев огненный шар. «Так поселяне называют падающие звезды… - поясняет Сахаров. - О Маньяке наши поселяне рассказывают разные предания. Одни говорят, что Маньяк всегда падает с неба на тот двор, где девушка потеряла невинность. Другие утверждают, что в его виде летают нечистые духи, посещая одиноких баб, когда их мужья пускаются в дальний путь на заработки. Тогда они при виде Маньяка говорят: „Аминь, рассыпься!“ Третьи со страхом уверяли, что это блуждают проклятые люди и что они слоняются с места на место до тех пор, пока не будут прощены...»

Мимо этой темы не прошел и другой знаменитый российский собиратель сказок и легенд А. Афанасьев. Он пишет: «Змей, говорят простолюдины, летает по поднебесью, дыша пламенем; над знакомой ему избою он рассыпается искрами и через трубу является перед избранною подругою и оборачивается молодцем… Плодом связей жен со змеями бывают необыкновенные дети, а богатыри-кудесники и кикиморы».

Мой коллега по исследованиям аномального Алексей Константинович Прийма считает, что легендарные огненные змеи - это не что иное, как современные НЛО, а «красный молодец» - оператор «летающей тарелки», или энлонавт (11). В своей книге «Встречи с Нелюдьми» Прийма приводит историю, которую рассказали жители села Пешково Читинской области фольклористу Зиновьеву в шестидесятых годах минувшего XX столетия. Якобы огненный змей летал к их односельчанке Лидии, и она, кстати, не отрекалась от этого факта, а до того, в годы Второй мировой войны, он же наведывался к женщине по имени Паша. Пришелец являлся к ней в облике ее мужа Якова, ушедшего сражаться с фашистами.

Паша очень боялась, что муж погибнет на войне, каждый день плакала, убивалась по мужу. И вскоре, по словам местных жителей, стал «змей летать к ней». Появлялся Лжеяков только по ночам. Он укладывался рядом с Пашей. и требовал женских ласк.

Поначалу Паша безумно обрадовалась возвращению мужа. Решила, что тот дезертировал и скрывается в тайге от властей. Но потом заподозрила недоброе. Однажды она гладила «мужа» по голове и обнаружила на ней множество крупных шишек. Даже сказала про это своему Лжеякову, но тот отмолчался. А женщина припомнила рассказы ее землячек, что над селом видели полеты огненного змея, и именно недавно…

Встревоженная Паша рассказала обо всем жене своего брата Елизавете Максимовне. Та согласилась переночевать в ее избе, чтобы убедиться в реальности происходящего. И вот обе женщины, уложив спать троих детей-малолеток Паши, сами устроились на русской печи. Спустя какое-то время яркая вспышка осветила избу, и перед женщинами явился Лжеяков. Не обращая никакого внимания на Лизавету Максимовну, демон начал отчитывать жену Якова самыми крепкими словами: мол, нельзя было рассказывать никому о его визитах к ней, он-де сурово предупреждал об этом… Наоравшись и набушевавшись, пришелец внезапно исчез - растаял в воздухе.

А женщины услышали в сенях страшный грохот… Утром, едва рассвело, они поняли, что не могут выйти из избы: дверь не открывалась. Подняли крик, прибежал брат Якова Иван, другие соседи… И поразились: громадная поленница дров, сложенная возле избы под навесом, оказалась в сенях вся, до последнего полена… Так об этом событии узнала вся деревня, свидетелей происшедшего оказалось очень много.

Собственное расследование легендарных сказаний об огненном змее - Змее Змеевиче - предприняли кандидат исторических наук Людмила Лавреньева и Татьяна Щепанская, сотрудники Московской академии этнографии РАН (20).

Этот персонаж народной демонологии, оказывается, весьма распространен в российских деревнях от Поволжья до Полесья, а также в других местах страны, вплоть до Сибири. Говорят, что эта нежить влетает, разбрасывая искры, к одиноким женщинам, тоскующим о муже или возлюбленном. Пелагея Михайловна, жительница вятского села Воробьева Гора, рассказывала фольклористу-исследователю Татьяне Щепанской, будто сама наблюдала, когда зимой вышла из избы, как «огонь летит, что сноп, и вдруг рассыпается, искры вылетели… а другой раз видела такое же, когда молотила хлеб».

Очевидцы обычно свидетельствуют, что ОНО похоже на сноп, пучок, веник, огненный шар или змею с хвостом золотых искр. Как правило, видели его влетающим в трубу и почему-то именно в дома, где жили одинокие женщины, оставшиеся без мужа (умер, ушел на заработки, в армию да и пропал, долго не давая о себе знать). Рассказывают в разных местах одинаково: «И видят люди, как змей огненный летит по небу - и прямо в трубу. А в дом спустится и представляется человеком, как муж ейный...» Будто проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся бабу, ложится с нею в кровать, угощает пряниками… Такие визиты могли иметь, по поверьям, трагический исход: одну вятскую молодуху огненный гость, говорят, увел в баню и посадил на горячую печку-каменку, после чего она умерла. Другая долго худела и чахла, забросила дом, дети бегали по деревне оборванные и грязные, попрошайничая по чужим домам. Через некоторое время случился пожар, и она сама сгорела в доме. По этой причине кое-где в деревнях за одинокими женщинами присматривали и, если замечали неладное, совершали обряд, чтобы отвадить незваного гостя.

Заметили люди и то, что особенную активность огненные летуны проявляли в период сталинских репрессий. Арестованные деревенские мужики гибли в ГУЛАГовских лагерях, оставляя тосковать своих молодых еще жен. «У меня золовка жила, - рассказывает Пелагея Яковлевна из того же вятского села. - У нее забрали мужика - троцкиста, что ли, нашли?.. А она затосковала: в ограду уйдет, сидит… Ее спрашивают: „Зачем туда ушла?“ А она говорит: „Яков приходил. Гостинец мне дал, сухари...“ Потихоньку стала сходить с ума. Тогда, - продолжает рассказчица, - мой муж говорит: „К тебе не Яков ходит, долгонький (так называли в тех местах лешего за высокий рост) ходит“. Ее стали убеждать, чтоб не ходила в ограду. Ее караулили уж, не пускали...» Иногда этот гость проявлял себя слишком материально для призрака: то съедал напеченные с вечера хозяйкой блины, то поутру после его визита соседки видели у нее на руке синяки. На ночь она прогоняла от себя детей, чтобы спали отдельно, и дети слышали, как мать с кем-то ночью разговаривает, смеется, шепчется. В Полесье до сих пор рождение внебрачных детей иногда объясняют визитами огненной нежити и потому не слишком удивляются пропаже таких детей, которые должны, видно, быть призрачны, как и их родитель.

Чтобы отвадить феерического гостя, родня и соседи совершали разные магические действия: втыкали у дверей рябиновые ветки (на ягодах рябины будто бы есть крестики, отпугивающие нечистую силу), прибивали хомут и подкову, чертили углем кресты… В старинной книге «Абевега русских суеверий», изданной в 1786 году, ее автор М. Д. Чулков писал, что в верованиях XVIII века огненные змеи - это «дьяволы, которые летают и искушают женщин». Считается, что это существо куда древнее и сложнее, чем, скажем, образ того же черта…

Народная мифология - это, по сути, свидетельства очевидцев, которые сталкивались с необъяснимыми вещами и по-своему интерпретировали происходящее. Однако отмахиваться, отрицать какие-то события, пусть и невероятные с современной точки зрения, не приходится. Мы сами сейчас сталкиваемся с явлениями еще более поразительными и загадочными, оставляющими вполне материальные, следы. И у читателя в дальнейшем будет возможность убедиться в том на фактах данного исследования.

Не стоит говорить, что, возможно, неслучайно в сказках сплошь и рядом змеи похищают царевен и «красных девиц», что с ними сражаются добры молодцы и те же царевичи. Видимо, что-то такое было, замечалось людьми. Даже в серьезных литературных произведениях, оставшихся нам в наследие с XIV-XV веков, говорится о подобном, но не в сказочной форме, а в виде предания, исторического свидетельства. Такова, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - памятник литературы Древней Руси (21).

Повесть начинается так: «Се убо в Русийстей земли град, нарицаемый Муром. В нем же бе самодержавствуяи благоверный князь, яко поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человеческому, диявол всели неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд».

Если перевести на современный язык трудночитаемую из-за древности языка историю со змеем, то получается так, что змей принимал облик мужа несчастной женщины и совершал с ней соитие. Но княгиня что-то заподозрила в этой ситуации и все рассказала законному супругу. По распоряжению Павла Феврония сумела хитростью выпытать тайну смерти змея у «неприязнивого прелестника», и тот «тайну к ней изрещи, глаголя»: «Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова же меча!» Агриком на Руси звался сказочный богатырь, обладавший несметным количеством оружия, среди коего был и меч-кладенец. Поскольку князь Петр был братом Павла, а чудодейственный Агриков меч был замурован в стене Воздвиженского монастыря, то все решилось просто. Петр добыл заветный меч и подстерег змея, порубив его на куски. Но… был забрызган кровью змея и покрылся весь струпьями и язвами, от которых долго не мог излечиться.

Повествование заканчивается сообщением, что и Петр, и Феврония после всех этих потрясений ушли в монастырь, облекшись в «монашеские ризы». «И наречен бысть блаженный князь Петр во иноческом чину Давид, преподобная же княгиня Феврония нареченна бысть во иноческом чину Ефросиния».

Интересно, что легенда, рассказанная в повести о Петре и Февронии, имеет схожие сюжеты в западноевропейской литературе. Исследователи находят много общего в русской повести с песней о битве Зигурда со змеем Фафнаром и о союзе этого героя с вещей девой. Особенно много общего в отдельных эпизодах и сюжетной линии наблюдается в повести о Тристане и Изольде, давшей известные миру оперу и театральное действо. В более поздних записях собирателей фольклора сохранилось устное предание о Февронии, но не из Мурома, а из села Ласково Рязанской области. Исследователями высказывались предположения, что под именем Петра следует подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего в Муроме с 1204 по 1228 год. Однако существует и другое мнение - что прототипом Петра был муромский князь Петр, живший в начале XIV века, родоначальник бояр Овцыных и Володимеровых.

Но я вот думаю: что делать со змеем, вернее, с упорными рассказами об этом существе? Уж очень распространенный, вполне узнаваемый образ угадывается за ним. Отчего фольклор разных стран, мифы, сказки, наконец, Библия изобилуют эпизодами с гигантскими змеями? Отчего этот странный персонаж сопровождает человечество с незапамятных времен?

Ведь ныне многие признают, что любые мифы, предания и легенды зачастую имели вполне реальную основу, только слегка переиначенную, полузабытую в каких-то деталях…

Не вникая глубоко в существо вопроса, я легко отыскал некоторые труды, связанные с гипотезой о возможном существовании серпентоидной цивилизации, предшествовавшей человеческой. На возможное существование цивилизации рептилий прямо указывает глава «Махабхараты» - «Сожжение змей». Там идет речь о существовании змеиной державы. Не исключено, как следует из «Махабхараты», что цивилизация змей могла летать необычными, неподвластными человеку способами. Например, когда змей Такшака, как следует из описания «Махабхараты», умертвил своим укусом царя людей Парикшита, он улетел в небо, оставив след реверсионной струи, как у реактивных самолетов:

Тут на небо Такшака взвился могучий,

Подобный живой огнедышащей туче

И лотос окраскою напоминая,

За ним полоса протянулась прямая,

Подобная женской прически пробору…

И, карая за смерть отца, его сын Джанамеджая производит жертвенное сжигание змей.

В греческой мифологии также обнаруживаются образы змей и змееподобных - например гигантомахий. Достаточно вспомнить знаменитую скульптурную группу «Лаокоон», созданную античными мастерами еще в период до нашей эры по мотивам древнегреческих мифов.

Библейские свидетельства говорят об уме и хитрости змея-искусителя: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие 3:1). По-видимому, для человека, созданного Богом, серпентоидная цивилизация была враждебна, и люди вступили в борьбу с гигантскими змеями.

В связи с упорным упоминанием во многих мифах и религиях змей российский исследователь Анатолий Стегалин выдвинул гипотезу о существовании в далеком прошлом Земли цивилизации змееподобных. При этом основным орудием труда змей, как полагает Стегалин, были не камень и палка, а… экстрасенсорные способности. За миллионы лет своего существования такое существо могло овладеть возможностью сверхтонкого манипулирования сознанием низших животных. Недаром всюду говорится о гипнотизирующем взгляде змей, особенно таких крупных, как, например, удав.

Вполне вероятно, уступая место человеку, серпентоидная раса перешла в иное измерение, а память о ней осталась в мифах, легендах, сказаниях и в Библии. Но не исключено, что серпентоиды при желании могут появляться и в нашем трехмерном мире.

Следы деятельности серпентоидов прослеживаются в мифологии на всех континентах. Всюду можно встретить упоминание о змеях, драконах, существах как добрых, так и злых, но в любом случае очень мудрых и долгоживущих. Список их внушителен: пернатый змей ацтеков, огненный змей руссов, китайские драконы, драконы европейские, похищавшие красавиц, и наконец всем известный библейский змей.

В русском фольклоре также есть змей по имени Горыныч, оставивший глубокий след в памяти народа через поэтические сказки и легенды.

Если взять книгу М. Забелина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (22), то среди молитв и заговоров есть и «Заговор от летающего в дома змия». "… Ты, Господи, от рабы Божией (имя) и от дому ее отгони летающего змия огненного и духа нечистого прикасливого денного, нощного, полуденного и утреннего, и вечернего, часового и минутного, всю силу нечистую, отврати его ото всех ее дум и помыслов, видений и мечтаний, действий и воли..." - значится в том заговоре.

Если его читали, передавали в народе из поколения в поколение, значит, факты были! Но и помощь от молитв, похоже, тоже была, иначе б они забылись как неэффективные.

Кстати, легенды о змеях есть почти во всех странах Европы. В Болгарии, в селе Змейово, что неподалеку от города Стара-Загоры, местные жители уверяют, что их предки были людьми «саженного роста», то есть 2,13 метра, потому что в старину одна женщина из села вышла замуж за змея. Прозвали ее за это Змеихой. Более того, считалось, что легко узнать, когда женщина зачала «от змея»: плод она носит не 9, а 10 или даже 11 месяцев!

Белимов Г. С. Близость с пришельцами. Тайны контактов 6-го рода

Как летуна ловили

Однажды совсем было поймали летуна. Он повадился к одной женщине, у которой муж незадолго перед этим умер. Влетит в трубу Огненным Змеем, а в избе оборотится в мужа этой женщины. И стала она худеть и бледнеть, словно ей кто-то кровь сосет. Знающие люди пожалели ее и решили подкараулить и поймать летуна. Для этого собрались человек пять и с вечера сели около избы, в которую являлся Огненный Змей. Вдруг увидели, что летит пылающий шар с хвостом, подлетел к трубе и спустился в нее. Один мужик принес из дома святой воды и начал кропить этой водой дверь, ставни и окна этой избы, чтобы летун не мог выйти; потом залезши на крышу, окропили там трубу и закрыли ее доской; затем они вошли в самую избу.
Как только летун почуял святую воду, то выскочил из-за стола и бросился было в трубу, но та была закрыта и окроплена святою водою; тогда он стал метаться из угла в угол, а мужики между тем начали кропить ставни и внутри избы. Тогда Огненный Змей обратился в муху и забился на печке в угол, но мужики и там не давали покоя. После этого он забился в горшок, куда хозяйка складывала нитки. Мужики обрадовались, что наконец поймали летуна, и накрыли горшок сковородою. Потом взяли горшок и, придерживая рукою сковородку, понесли на улицу. Но летун прожег в горшке дырку и вылетел незримо, только горстка искр осталась, да и они скоро погасли и обратились в пепел.

"Чешу голову и ем коноплю"

Один крестьянин ушел, по обыкновению, весною на заработки. Недели через три приходит к его жене письмо, что он умер.
Она сначала много плакала и горевала, потом перестала голосить и стала очень весела и разговорчива. Свекровь стала спрашивать, отчего это она так весела, но вдова ей не сказала ничего.
Между тем в это время все соседи стали замечать, что ночью над ее домом спускался Огненный Змей: рассыпался редкими искрами над крышею и исчезал в трубе. Об этом происшествии одна из соседок рассказала свекрови овдовевшей молодки. Стала свекровь опять приставать к молодке и расспрашивать, с чего это она все делается веселее? Наконец та открылась ей, что ее муж не умер и ходит к ней по ночам и даже приносит ей гостинцы.
Свекровь разубеждала ее и рассказала о том, что соседи все видят, как над их домом пролетает и рассыпается Огненный Змей. Молодка очень испугалась и наконец поверила, что к ней ходит не ее муж, а Огненный Змей - в наказание за то, что она слишком тосковала по мужу. Она обратилась к помощи знахарки, и та посоветовала сделать так. Только наступит ночь и время ему прийти, то она должна сесть на порог клети, где она спала, и чесать голову гребнем, а в фартук насыпать конопли и есть ее.
Молодая так и сделала. Как только наступила ночь, она села на порог клети и стала чесать голову и есть коноплю. Вдруг она видит, что по двору к ней идет ее муж, злой, пасмурный, подходит к ней и спрашивает, что это она делает. Тогда молодка отвечает:
- Разве не видишь? Чешу голову и ем коноплю.
От этих слов он пришел в страшную ярость; схватил ее за косы и начал бить, потом вышел на двор, ударился об землю, отчего из него посыпались огненные искры, и исчез. На второй день молодку едва живую нашла свекровь в клети, но с тех пор Огненный Змей летать к ней перестал.

Любовь колдуна

Пошел крестьянин в город на заработки, а его жена одна осталась. И полюбил ее колдун, да так крепко, что сил нет. А она его и знать не хочет:
- У меня-де свой муж есть, на что мне ты?
Колдун этот знался с недоброй силой и научился обращаться Огненным Змеем. Вот чуть ночь настанет, в свою трубу вылезет, взлетит клубком горючих искр, а потом в трубу дома упадет, где та молодка жила. Но к ней он являлся в образе ее мужа, и она хоть чуяла, что тут дело нечистое, все же не могла одолеть греха и каждую ночь любилась с "мужем", хоть это был колдун. И шло это до тех пор, пока не случилась беда: бабенка почуяла себя в тягости. А тут возьми и приди на побывку товарищ мужа. И сообщил: муж ее трудится и день и ночь, деньги зарабатывает, и никак не мог он к ней по ночам за сто верст наведываться!
Поняла молодайка, что обуял ее нечистый и не миновать теперь позора, - да и закрыла в избе вьюшку прежде времени. Угорела, бедная, а никто не докажет, что руки на себя наложила.
Накануне похорон, когда читал дьячок над телом молитвы, он вдруг задремал от усталости, и в ту же минуту вылетел из печки клуб искр. Начал по полу виться и горько плакать человеческим голосом. Дьячок зааминился - все и пропало.
Это, знать, колдун-полюбовник приходил со своей милушкой проститься навеки.

А. Фет. Змей

Чуть вечернею росою
Осыпается трава,
Чешет косу, моет шею
Чернобровая вдова.

И не сводит у окошка
С неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца,
В ярких искрах длинный змей.

И шумит все ближе, ближе,
И над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей
Рассыпается огнем.

И окно тотчас зашторит
Чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице
Поцелуи да слова.

Огненный Змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если летун полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой страсти ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горячих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на божий свет; без него она сушит, сушит себя!
А на самом деле у Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.
Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: "Полунощник напущен"); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею).
Есть, впрочем, средства избавиться от посещения Змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят, в то время как избранница сидит за столом с Огненным Змеем и угощает всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Для девицы, зачарованной Змеем, существует надежный способ избавиться от лютых чар. Надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника - а под утро окатить себя отваром - и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже. Чтобы избавиться от Огненного Змея и сухоты по нему, можно воткнуть в порог и все щели дома траву мордвинник и читать заклятие:

Как мертвецу из земли не вставать,
Так и тебе ко мне не летать,
Утробы моей не распаляти,
А сердцу моему не тосковати.
Заговором я заговариваюсь,
Железным замком запираюсь,
Каменным тыном огораживаюсь,
Водой ключевой прохлаждаюсь,
Пеленой Божьей Матери покрываюсь.

Затем кропили святой водой повсюду - особенно на чердаке, ведь является Огненный Змей через печную трубу.
В старинные времена верили, будто от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных ("как родился, так и ушел под пол") или уже мертвых. Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывали, что дети родятся "черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками": кикиморы . Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывавших порождавшую их на белый свет красавицу.
При этом находились люди, которые не боялись призывать Огненных Змеев в заговорах, чтобы присушить сердце девичье. Для этого мылись в бане и на воду, которая осталась после мытья, шептали наговор: "Идут из меня девять духов, девять огненных, хотят сине море зажигать; не зажигайте сине море, а зажгите сердце у такой-то девицы". И этой водой поили тайно ту, кого привораживают.
Огненных Змеев призывали к себе колдуны, потому что своим избранникам летуны носят деньги и помогают им отрывать клады. О неожиданно разбогатевших людях так и говорили: "Летун денежки принес".
Для любовных свиданий с женщиной иногда оборачивается Огненным Змеем и колдун. Также появление его может предвещать смерть кого-то из домашних.

(По А. Коринфскому)

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"


Славяне считали, что зло многолико. В их мифологии существовал интересный персонаж - огненный змей. В странах Запада есть сходное существо - инкуб. Он соблазняет вдов и девиц, забирая их жизненные силы. Говорят, что огненный змей и нынче может проникать в жилища неосторожных красавиц, творя свое черное дело. Как с ним справиться, не попасться на уловки? Давайте разбираться.

Описание

Разные имена получало это в селениях. Одни кликали его "змей-любака", другие - "налет огнянный", третьи называли проще - «маньяк», четвертые - "прелестник". Однако все описывали цели его появления одинаково. Приходила сущность только ко вдовам и незамужним девицам и дарами чудными соблазняла. Отдавшись же искусителю, женщина увядала от странной страсти, погибала.

Огненный змей являлся не ко всем подряд. На тропинках и дорогах вечерами он раскидывал приманку - всяческие подарки. То колечко или платочек красивый положит, то бусы блестящие развесит на кустах. К той девице, что поднимет предмет без благословения, ночью являлся огненный змей. Светящимся коромыслом или пламенным веником подлетает он к трубе избы и проникает внутрь. А перед красавицей он является в облике мужчины, по которому она скучает. Если жертвой выбрана вдова, значит, выглядит дух как ее покойный муж, девица - отсутствующий дружок.

Распознать прелестника, отличить от настоящего юноши просто: у него, как говорят, нет хребта. Подобно всякой иной нечисти, огненный змей не может правильно произносить имена святых. Например, в его устах Господь - это «Сус Христос», а его мать - «Чудородица».

Зачем прелестник приходит к своей жертве?

Злой дух славян появляется в качестве Дело в том, что благочестивым людям запрещалось горевать по умершим, тосковать по отсутствующим. Это считалось делом недостойным, дурным. Подобные чувства возникали только у тех, кто недостаточно верует, а это уже серьезный грех. Кроме того, искусителя могла заинтересовать девушка, лишившаяся до свадьбы невинности. Огненный змей чувствовал, что женщина грешна, и пытался ее соблазнить.

Поначалу змей ей подбрасывал дары, испытывая. Если она проявляла неразумную жадность, то и сам являлся. Это мифологическое существо, как гласят легенды, вступало с грешницей в половую связь. Женщина от этого страдала. Она переносила свое чувство к отсутствующему (или погибшему) любимому на злого духа, то есть отдавала ему жизненную энергию. От этого страдало ее здоровье, как физическое, так и духовное. Девушка постепенно попадала в зависимость от ласк демона, мучилась, когда его не было. Связь могла привести к ложной беременности. Согласно сказаниям, плод находился в теле ненормально долго - до нескольких лет. Когда же наступали роды, вместо ребеночка из чрева выходил песок или головешка. Иной раз дитя все же рождалось. Оно было черное, холодное, с копытами вместо ножек. Жил такой страсти недолго.

Как изгонялся огненный змей

Содержит несколько рецептов борьбы со злой силой. Недужную поили отваром одолень-травы или репейника. Эти же растения развешивали по стенам комнаты в качестве оберега. Желательно было, чтобы женщина рассказала о своем ночном госте постороннему человеку. У восточных славян это условие считалось обязательным. Если женщина сможет открыться, понять, что с ней творится что-то дурное, значит, есть надежда на спасение. Кроме того, вдовы зачастую не ложились спать в одиночестве и клали в постель ребенка. Тогда прелестник не появлялся. Рекомендовалось читать над девицей молитву от блудного беса, что содержалась в требнике Петра Могилы. А двери, окна и дымоходы освящали произнося слово «Аминь!». Если эти методы не помогали, то с недужной беседовали уважаемые в селении люди. Они убеждали надеть на являющееся существо крест. Естественно, огненный змей на такое не соглашался. Если девица проявляла настойчивость, он исчезал навсегда.

Оригинальный метод защиты

Есть такое поверье, что избавиться от прелестника можно особым способом. Нужно самой одеться и деток своих обрядить в жениха с невестой. На вопрос дьявольского существа о том, зачем она это делает, нужно отвечать, что брат сестру берет. Прелестник скажет, что так не положено. На это следует ответить: «А разве мёртвый к живой ходит?» В Карпатских селениях уверяли, что огненный змей более к несчастной не являлся.

Опасность этого существа состоит в том, что под его влиянием женщина не просто болела, а сходила с ума, становилась неадекватной. Через некоторое время она накладывала на себя руки. Грех падал на все ее потомство до седьмого колена, поэтому несчастную старались вызволить из лап нечисти всеми силами.

в славянской мифологии

Легенды об огненном змее есть у многих народов. Он встречается в русских былинах и сербских эпических песнях. Сюжеты во многом перекликаются. К примеру, есть повествование о том, как это существо соблазнило женщину, которая впоследствии родила сына. Ребенок вырос и победил своего злого отца в честном бою.

В сказаниях об извечной борьбе света с тьмой тоже упоминается прелестник. Там он фигурирует в качестве помощника дьявола, который внушает страсть незащищенной женщине.

На Правобережной Украине существуют легенды, в которых это существо называется "обаяснык". Это жених-мертвец, являющийся к грешнице. Чтобы предотвратить его визиты, запрещено смотреть на звезды во Власьев день.

Заключение

Интересно, что у многих народов в мифологии присутствуют злые существа, обладающие сходными характеристиками. Наверняка их не просто придумали, что-то явилось основой появления таких легенд у людей, никак не общавшихся друг с другом. А может, как говорят конспирологи, их специально внедрили в народное творчество те, кто желал приучить людей к послушанию? А как думаете вы?