Главная · Черная магия · Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это. Как Бог наказывает грех гордыни? Есть ли наказание за грехи

Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это. Как Бог наказывает грех гордыни? Есть ли наказание за грехи

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего . И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости - это пренебрежение послушанием .

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» .

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).

Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий

В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.

Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.

Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.

Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.

Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.

Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.

Почему не приходит исцеление

На Кресте Христос, испытав - абсолютно по-человечески - апогей физической и душевной боли и отчаяния воскликнул: Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Хотя Он, Сын Божий, знал, что это не так.

Если страдание и болезнь не угодны Богу, почему тогда Он не избавляет от них, не исцеляет? Не слышит? Вопрос тяжёлый и неразрешимый, особенно, когда речь заходит, например, о болезнях детей. Дать однозначный универсальный ответ на него невозможно, но и согласиться с содержащейся в этом вопросе претензией полностью нельзя – это и так, и совсем не так.

Да, Бог не желает и не посылает нам болезни - но Он и не бездействует. И действие Его всегда – любовь. Просто оно не всегда таково, каким, по нашему мнению, должно быть.

Неверно утверждать, что человек грешит и наказывается болезнью - нет. Болезнь – это не наказание, а одно из следствий зла, действующего в мире. Это выбор, который когда-то сделал человек и продолжает делать до сих пор, пренебрежительно и потребительски относясь к жизни – и своей, и чужой, распространяя последствия этого выбора на весь мир.

Зло нелогично, это хаос, когда-то порождённый уходом от Бога. Оно не создаёт, а лишь разрушает. Это выбор свободной воли, в которую Бог вмешаться не может, как это ни странно звучит. Но Он никогда не оставляет человека, тем более, если человек начинает взаимное движение навстречу и не останавливается в своём горе.

Болезнь не всегда можно исцелить физически, хотя Евангелие неоднократно являет нам примеры чудесных исцелений. И, как правило, это исцеления, которые влекли за собой глубокие духовные перемены в человеке.

Христианство утверждает, что нет воли Божией на смерть, на болезнь и на зло. Но есть – на то, чтобы человек вырос в меру своих духовных сил, и как ни странно это звучит для нас - был счастлив и смог делать счастливыми других.

Личные признания и истории таких людей, как художник Вреж Киракосян, или писатель Ник Вуйчич, наверное, отчасти способны пролить свет на эту непростую проблему, и стать живым свидетельством для отчаявшихся.

Есть вещи, особенно, в вопросах веры, которые трудно перевести в точные формулировки. Но в жизни есть удивительные примеры, после знакомства с которыми какие-либо слова, вероятно, не очень и нужны.

Внезапная болезнь - наказание за грехи

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад. Бог создал человека с волей, свободной в выборе добра и зла. И никогда не отнимал у него этой свободы. Всю человеческую жизнь Бог терпеливо ждет, когда человеку надоест калечить себя грехами. И если он поймет, что смертельно болен и обратится к Богу за помощью, Господь с радостью исцелит раны, которые тот сам себе наносил всю жизнь. А если посчитает себя здоровым, то просто убьет себя собственными грехами. Даже Бог не может спасти нас вопреки нашей воле…

Прощаются тебе грехи, — сказал Господь расслабленному. А потом? Встань и ходи! Не один раз, а почти всегда вместе с исцелением больного Христос прощает грех. Не находятся ли в какой-либо связи два этих явления: болезнь души — грех, который нужно простить, и болезнь тела, которую нужно исцелить? Конечно, так и апостол Павел в одном своем послании разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных, и спят довольно, то есть многие умирают. В самом деле, почти все болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от нее зависят.

Грехи родителей и болезни детей

Причина страданий детей очень часто кроется в грехах родителей.

Человек - это сосуд. В Слове Божием такое сравнение встречается довольно часто. Вот лишь некоторые примеры: "...я - как сосуд разбитый" (Пс. 30, 13); "Господь сказал (об апостоле Павле) ...он есть Мой избранный сосуд..." (Деян. 9.15); "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом..." (1 Пет. 3, 7).

Мужа и жену можно уподобить двум сообщающимся сосудам. Как известно, в сообщающихся сосудах уровень заполняющей их жидкости одинаков. Так и в семье духовный уровень Божьей защиты, благодати оказывается одинаковым у обоих супругов. Более того, любое изменение этого уровня у одного из супругов, неизменно оказывает соответствующее влияние на другого. Когда один из супругов, согрешая, в какой-то мере лишается за свой грех Божией благодати, это мгновенно сказывается и на другом, поскольку падает общий духовный уровень семьи. А если есть дети, то в первую очередь это отражается на них.

В жизни мы часто наблюдаем действие одного из важнейших законов мироздания, который можно назвать ЗАКОНОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ГРЕХА. Он объясняет непонятную для многих причину того, почему дети страдают за грехи своих родителей . Опытный духовник нашего времени, известный нам под псевдонимом игумена N, сформулировал его так: "Грех даже одного из родителей (особенно смертный) обязательно понижает единый для всей семьи, общий потенциал нетварной Божественной энергии (благодати), что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабейших членах семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил".

Самая страшная болезнь — это грех! Грех, опутавший нашу планету со времен Адама и Евы, привел к деградации человека не только физической, но и духовной, и нравственной. Он принес страшные болезни, поражающие наше общество и одновременно порождаемые и поддерживаемые этим самым обществом, человеком.

От этой самой страшной болезни — греха — в аптеках нет лекарств, вакцин и сывороток даже за миллионы долларов. От нее не может сам по себе быть застрахован ни один человек. Только у Христа мы находим лекарство, убивающее эту болезнь, лекарство, которое даром предлагается сегодня каждому без исключения человеку нашим Спасителем: «…прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

В Библии есть стихи, в которых говорится о том, что Бог наказывает детей за грехи их родителей: Исход 20:5 «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня », то же: Второзаконие 5:9 . Исход 34:7 «…не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода », то же в Числах 14:18 . Исаия 14:21 «Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их ».
Читая Библию, нужно иметь в виду, что Господь действительно наказывал людей (включая стариков и детей) до третьего и четвёртого поколения за грехи их родителей.

Родовое проклятье действует таким образом: если дети и внуки живут в грехе родителей, то их настигает та же участь, что и их родителей. Если же дети избирают Божий путь, то каким бы ни было страшным родовое проклятье, оно теряет свою силу над теми, кто посвятил свою жизнь Господу Богу.

ГРЕХИ И НАКАЗАНИЕ ЗА НИХ

ЧАСТО ЗВУЧИТ ВОПРОС: существует ли какое-то особое наказание для воров, убийц и других криминальных элементов? А если покаются, то войдут ли они в Царство вместе с теми, которые всю свою жизнь старались поступать честно? На этот вопрос можно смотреть с двух точек зрения. Сам Бог является наивысшим Авторитетом, определяющим, что хорошо и что плохо.

Все хорошее Бог одобряет, а все злое Бог осуждает. Одобряет Бог то, что является добрым, полезным и благоприятным для всех. Осуждает Бог все плохое, несправедливое и наносящее вред каждому. Бог осуждает определенные вещи как грех, поскольку Он хочет освободить нас от того, что несправедливо или наносит вред нам самим или другим. Каждый, кто совершает грех, прежде всего, нарушает Божью заповедь и в такой степени терпит определенное наказание, связанное с совершением греха. О некоторых людях мы говорим как о “сеющих плохое зерно”. Что означает это выражение? Это означает, что в настоящее время они приобретают привычки, которые наносят вред не только их собственному здоровью и счастью, но также и других. По причине совершения греха они, несомненно, навлекают на себя деградацию, как ума, так и тела. Поэтому грех естественным образом приносит наказание. Кто грешит, тот будет страдать – таков общий Закон. Но над Законом есть Бог, который дал определенные указания и определенные наказания, связанные с этими указаниями.

ВОРЫ И УБИЙЦЫ

Божественный образец справедливости намного выше современных человеческих стандартов. Наш Господь представил очень хорошее определение таких выражений как “вор”, “прелюбодей” и “убийца”. Он учил, что каждый, кто гневается на брата своего без причины, является человекоубийцей; кто смотрит на жену другого с вожделением, тот совершает прелюбодеяние (Мт. 5:22,28). Это очень тонкие различия. Кроме того, все мы должны признать то, что сказал Шекспир: “Кто крадет мой портфель, крадет мусор; но тот, кто отбирает мое доброе имя, тот крадет у меня то, что его не обогатит, а меня сделает по настоящему бедным”. Многие люди виновны в воровстве доброго имени других; многие виновны в убийстве – в смысле ненависти к ближним. Если говорить об определении кто наиболее виновен: убийцы, воры или прелюбодеи, то это не в нашей компетенции совершать такой суд, поскольку мы не можем знать достоинств и слабостей ума, с которыми каждый родился. Только Бог может определить степень зла в каждом из этих случаев. Некоторые люди по природе являются добрыми; складывается впечатление, что другие родились с меньшим числом достоинств характера. Те, которые по природе не гневаются ни на своего брата, ни на других, никогда так быстро не будут в опасности совершения убийства, буквального или символического, поскольку они родились с достоинством терпимости. Такие могут не проявлять никаких особых качеств характера, кроме тех, с которым родились, а другие могут проявлять определенные особые качества характера по причине условий, в которых родились и воспитывались. Мир убедился в необходимости удерживания тех, которые вредят другим. Закон для жителей Штата Нью-Йорк гласит, что согласно закону, ни один убийца не может оставаться на свободе. Он изолируется, поскольку убийца не является безопасной личностью, чтобы позволить ему жить в обществе. Его сажают в тюрьму или, в зависимости от приговора, казнят. Это общий закон, кроме Божественного закона. Самым лучшим решением для него и для мира в общем является то, чтобы он пошел в гадес, шеол – великое состояние смерти, в котором он больше никого не сможет убить. Священное Писание согласно с законами Штата Нью-Йорк в том смысле, что если человек совершает подлый поступок, то он должен быть наказан.

БОГ ПРИГОТОВИЛ СУДЕЙ

Мы не в состоянии занять место судьи. В настоящее время только Бог знает, насколько большего наказания заслуживают некоторые из находящихся в тюрьме, по сравнению с теми, кто находится на свободе. Преступления заключенных, на первый взгляд, могут казаться более серьезными злодеяниями; те, которые находятся на свободе, могут быть точно также, а иногда и более виновны, с Божественной точки зрения, поскольку они могут грешить против большего света и способностей. Никто другой, только Бог может выносить приговор относительно прошлого. Бог избрал определенный класс, чтобы был Судьями – святым классом, который будет вполне квалифицирован для того, чтобы совершать суд над миром в будущем Тысячелетнем Дне Суда. Бог говорит, что это судьи, которых Он избрал. Апостол Павел говорит: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” (1Кор. 6:2). Суд мира не происходит в нынешних условиях, но будет происходить после великого пробуждения, когда человечество будет поднято из могилы. Те, которые научены Господом, по природе не свободны от несовершенства, но у них есть слабости, подобно, как и у других. Тем не менее, они стараются судить самих себя, чтобы преобразовывать обновлением свой ум, чтобы иметь самоконтроль или, как говорит Библия, чтобы “победить”. Все находящиеся с Господом в небесном Царстве славы и силы и приготовленные к делу Тысячелетнего Века, являются “более, чем победителями силою Того, кто возлюбил нас” и искупил нас Своею собственною “драгоценною кровью” (Рим. 8:37, KJV; 1Пет. 1:18,19).

Мы видим, что различные черты убийства, вожделения, похоти и т.п. донимают мир в его умственно и морально неуравновешенном состоянии, возникающем из-за грехопадения. Некоторые настолько психически неуравновешенны, что находятся в спецучреждениях. Другие проявляют такое отсутствие морального равновесия, что им не позволяют оставаться на свободе, но обязательно должны находиться в тюрьме. Еще одни пользуются свободой и приспособлены для жизни в мире, но у них отсутствует здравый смысл. Библия говорит: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10). С тех пор как мы научились ценить библейские учения, узнав, что 6000 лет тому назад наш род постигло большое грехопадение и что все мы родились в грехе и “я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс. 50:7), то мы ощущаем большое сострадание к людям. А когда мы обладаем большей силой характера, умственной и моральной, чем некоторые из них, то благодарим Бога и говорим: “Ибо кто отличает тебя?” (1Кор. 4:7). Быть может, некоторые из нас более благородного происхождения, чем другие, а то, что мы получили не наследственно, мы получили по милости, поэтому наша сила характера не является нашей заслугой. Это по милости Бога мы может быть немного лучше других и это не повод для хвастовства, но скорее для благодарения. Мы проявляем сострадание к убийцам, ворам и бродягам в общем, и верим, что Бог также проявляет его. Это не значит, что мы проявляем к ним сочувствие такого рода, что можем сказать: “Широко откройте ворота заключений и пусть все выйдут”. Некоторые получили Истину, находясь в тюрьме. В тюрьме может быть меньше искушений, чем в мире. Свобода – это хорошая вещь, но она влечет за собой ответственность и дополнительные испытания.

ГРЕХ И СМЕРТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫ

Когда мы рассуждаем над слабостью и греховностью человечества, то, естественно, возникает вопрос: “Почему так?” Библия, а не теория эволюции, дает нам удовлетворительный ответ на этот вопрос. Когда Бог поселил наших прародителей в Эдемском саду, Он сделал им предложение: Если будете послушны Моему справедливому закону, то можете продолжать жить, но если нарушите эти указания, то умрете. Наши прародители пренебрегли Божественными инструкциями и стали непослушными. Бог, в свою очередь, осудил их на смерть. Смерть была наказанием за непослушание. Другими словами, Бог сказал: если будешь грешником, то не позволю тебе жить. Я хочу дать вечную жизнь тем, кто доброхотно будет проявлять послушание Моему справедливому Закону. Поэтому, как Господь Иисус сказал: истинные поклонники будут “поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4:23). Кроме приговора смерти, который лег на него, отец Адам получил дополнительное наказание, он был изгнан из Эдемского сада и встретился с несовершенной землей, с ее терниями и волчцами; трудился в поте лица, переживал печали и скорби, которые принесли деградацию его совершенству, разуму и телу. Тем не менее, со стороны Бога наказанием за грех был только приговор смерти. В результате Бог сказал: “Ты не готов к тому, чтобы жить; ты не приспособлен к вечной жизни; ты не будешь жить вечно”. Однако Иисус благодаря принесению в жертву Своей человеческой природы, по милости Бога, вкусил смерть за весь человеческий род – за Адама и всех его потомков, которые в конце концов будут искуплены от приговора смерти. Они будут искуплены от смерти для того, чтобы Иисус во время Своего тысячелетнего Мессианского правления мог поднять их из греха и деградации.

САМОДЕГРАДАЦИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, до какой степени мы способствуем собственной деградации? Когда наступит время подняться, то чем ниже будут наши характеры, тем труднее будет привести их к совершенству. Божьим распоряжением, связанным с поднятием человечества из состояния смерти, будет стремление каждого к восстановлению и взаимопомощь в этом деле. Каждый должен будет трудиться, чтобы подняться из своего деградированного состояния, начиная с того, в чем его упадок проявился больше всего, и должен будет выстоять в этом великом деле, чтобы достичь вечной жизни. При помощи Господа и благодаря собственным усилиям мы должны преодолеть трудности. Никто не преодолеет их, если будет только говорить: “Я лучше постою в стороне, и буду иметь жизнь”. Путь к возвращению совершенства будет путешествием вверх. Это не будет узкий путь, которым шли наш Господь и зачатые от духа – во тьме во всех отношениях, через узкие врата и т.д. – но это будет “путь святости”, ведущий вверх, однако благоприятствующий хождению по нему (Мт. 7:13,14; Ис. 35:8,9). Ходьба по этому пути требовать будет не столько физических усилия, сколько интеллектуальной и религиозной стойкости в развитии характера наподобие Христа. Во время тысячелетнего правления Христа от каждого будет требоваться достижение необходимого прогресса для получения Божественного признания во всех отношениях, а не только лишь занять место в Царстве. Делая так, человек будет постепенно подниматься из несовершенства.

С другой стороны, от Избранных требовалось, чтобы они отвратились от греха к праведности в период их испытания, и мы были заверены, что они получили более высокую награду, нежели та, которая ждет мир в будущем Веке. Избранные, которые победоносно вышли из этой битвы против самолюбия и греха, получили награду в воскресении. Когда Божий народ умирает, их бег завершается, и они в гробе ожидают Богом назначенного времени, когда встанут и будут помещены в Царстве. Когда умираем, мы окончательно подвергаемся приговору за грех Адама – Божьему Закону: поскольку Закон гласил: “Ты непременно умрешь” (KJV).

ВОСКРЕСЕНИЕ – НАДЕЖДА МИРА

После 6000 лет владычества греха, человечество находится в плачевном состоянии. Оно пало в физическом, умственном, моральном и религиозном отношении. Христос, Глава и Тело, а также другие избранные классы будут самоотверженно помогать неизбранному человечеству в возвращении к совершенству, которым был наделен отец Адам до грехопадения. Когда Царство Христа будет установлено, Иисус вместе с Церковью займется человечеством – примерно 40 миллиардами людей – Адамом и его потомками, все из которых будут в испорченном, падшем состоянии; и тогда начнется великое дело оживления и обновления. Процесс восстановления будет продолжаться на протяжении всего тысячелетнего правления (Откр. 20:4). Теперь вы можете понять, что поступательный процесс упадка, который в настоящее время охватывает всех людей, имеет много общего с их победой в будущем. Многие люди были настолько втянуты в грех, что когда выйдут из могилы, у них будут серьезные проблемы с преодолением своей деградации. Некоторые из них вспоминаются в Священном Писании. Так сказано, что некоторые выйдут на посрамление и вечное поругание. Многие люди встанут из могилы на посрамление. Когда они умерли, то оказалось, что многие из них позволяли себе совершать заслуживающие наказания поступки. Согласно словам Господа, что бы это ни было, все будет выявлено. Когда история мира в целом будет объявлена, о некоторых людях, о которых мы думали, что заслуживали уважения, мы можем узнать, что все было совсем наоборот, а другие, о которых думали, что они подлые, могут оказаться порядочными и честными.

Осуждение этого мира не всегда правильно. Это причина, по которой Бог предостерегает Свой народ, чтобы не судил преждевременно. Это время наступило теперь в период Епифании, когда посредством Божественного объявления возможно принятие определенных решений, когда Он объявляет суть дела. Когда начнется процесс Реституции, все человечество будет приведено на испытание перед символический “Великий Белый Престол”, место суда Иеговы. Тогда откроются книги, которыми являются Писания Ветхого и Нового Завета. Люди, которые оставят гробы, будут несовершенны, но те, которые поступают честно, начнут путь к жизни по символическому “святому пути” (Ис. 35:8,9), в то время как те, которые грешили против большого света, как, например, несправедливые фарисеи или инквизиторы и т.п., должны будут преодолеть большой позор и грех. Если они будут послушны условиям и предписаниям Мессианского Царства, то день за днем будут делать шаги в направлении совершенства жизни. По мере того, как человечество будет выходить из своего несовершенного состояния, эта черная кара будет искореняться и устраняться. Все будут радоваться, видя перемены, происходящие не только в других, но и в себе самих. Те, которые вначале находились в посрамленном и позорном состоянии, если будут правильно поступать, то в конце 1000 лет достигнут вечной жизни. Мы видим здесь принцип, представленный в Священном Писании. Савл из Тарса был противником Бога и Его народа, поскольку преследовал святых. Святой Петр отрекся Господа, но исправил свое ошибочное поведение и был верным как Апостол. Когда мир будет приведен к познанию Бога и Его праведности, в благоприятных условиях земного Царства, то Реституция устранит из них всякое несовершенство и наделит их добрыми качествами, которые Бог изначально дал совершенному человеку Адаму, когда сказал о нем, что был “хорош весьма”.

КТО МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО

Не говорит ли Священное Писание, что ни один убийца не войдет в Божье Царство? Библия говорит. Что убийц не будет в Царстве, что они останутся снаружи – не будут иметь в нем участия “убийцы” и т.п. (Откр. 22:14,15). Эти слова не обозначают, что человек, который когда-то был убийцей, не сможет реформировать себя, возродиться и стать участником Царства. Мы уже упомянули об одном убийце, о котором упоминает Священное Писание, виновном в смерти Стефана, о Савле из Тарса, который позже стал самым выдающимся из Апостолов. Он был в некоторой степени в ответе за смерть Стефана. Он был членом Синедриона и одобрил побитие камнями Стефана, без его одобрения этого бы не произошло. Поэтому, когда читаем, что никакой пьяница, убийца или вор не войдет в Новый Иерусалим, то как это нужно понимать? А понимать это нужно так: когда в Царстве все человечество получит возможность возвращения к гармонии с Богом, те, которые будут любить какую-либо неправедность или симпатизировать ей, не будут иметь Божественного признания. Они не получат разрешения войти вратами в Город, который символически представляет Царство Божественной милости. Изначально Иерусалим представлял Церковь. “Я покажу тебе жену, невесту Агнца… Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:9,14). Однако при конце тысячи лет в символический земной Город будет введен реституционный класс овец (Мт. 25:31-34). Таким образом, все человечество, которое придет к гармонии с Богом, войдет в этот Город, в Новый Иерусалим и Царство Бога, а за пределами Города окажутся все не реформированные характеры – козлы. Это показано в словах, что лжецы, убийцы и т.п. получат участь в “озере, горящем огнем и серою”. Этот “огонь и сера” являются такими же символическими, как и Город. Подобно, как Город не является буквальным городом из золота, так и озеро не является буквальным озером огня и серы. Этот Город был представлен как Иерусалим, а “огонь” как Геенна. Как мусор из буквального Иерусалима выбрасывался в долину Еннома для уничтожения и очищения от него жителей; таким образом, все, которые отвергнут Царство, будут уничтожены и не получат разрешения на вечное существование. Это будет славное Царство, свободное от всего порочного, несовершенного или грешного; а все любящие неправедность в каком-либо смысле этого слова будут уничтожены в “озере огненном”, которым, как говорит нам Богослов, является смерть вторая (а не муки, Откр. 21:8).

R 4990-4992; BS №855, ’09, 89-92; SB №232, ’09, 90-94.

Библейское Знамя №36

Трофим Герасименко

Назначает ли Бог наказание за грехи?

Нам так привычно стало слышать: «Бог накажет!» И вдруг, неожиданно для многих, звучат слова святого IV в. Антония Великого из уст современного православного богослова А. И. Осипова о том, что наказание за грехи — это не кара небесная, а естественные последствия греховных наклонностей человека. Цирроз печени у алкоголика — это не особо придуманное наказание, а естественный плачевный результат образа жизни, вопреки замыслу Творца.

Наказание за грехи — торжество справедливости?

Известная поговорка гласит, что правила дорожного движения «написаны кровью», то есть горькими результатами их нарушения. Так и с природой человека, оторванного от источника идеального бытия и счастья — Бога; человека, погруженного в приземленные эгоистичные страсти и пороки. Господь — любящий и милующий Отец, а не начальник юридической конторы, точнейшим образом назначающий наказание за грехи.

Такое уродливое «богословие» сформировалось в средневековой, уже неправославной Европе, «докатившейся» из-за потери веры и Духа Апостольской Церкви до костров инквизиции и крестовых походов в православные земли. Юридическое понимание справедливого возмездия за прегрешения и сейчас царствует в учении католической церкви. В этой системе остается мало места божественной любви к человеку, проповеданной Иисусом Христом.


Лишь Православная Апостольская Церковь сохраняет уникальное откровение о Боге-Любви. Множество прославленных святых отцов с первых веков не устают объяснять: где есть абсолютная справедливость, там уже нет Бога-Любви. Христос доказал это Своей смертью за чужие грехи и молитвой за врагов.

Если Бог — Любовь, то почему мы страдаем?

И что же, жестокие или эгоистичные люди не страдают? Страдают, но — от того, что источник истинных благ и радости — Святой Дух — вытеснен из их души греховными страстями. Это становится для таких людей как бы наказанием за грехи . «Страсть» с церковно-славянского языка переводится как «страдание».

Святой Иоанн Златоуст называл вечными муками страдания людей от посмертного осознания упущенной ими возможности получить практически даром вечное блаженство во Христе. Человек, своей свободной волей избирающий грех, уже обрекает себя на закономерные страдания. И вечные страдания, и вечное блаженство у человека начинаются уже здесь, на земле — в этой жизни, в которой мы каждый день делаем свой свободный выбор.


Как же святой Антоний Великий объяснял, почему нельзя сказать о Боге, что Он буквально посылает страдания как наказание за грехи, что Он гневается на грешников: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. ...Грехи наши не допускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы освобождение от грехов, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, излечив сущее в нас зло, опять мы становимся способными вкушать Божию благость...»

Отеческая забота

В свете такого понимания Бога и данные людям заповеди — это не свод уголовного права, а правила безопасности, предупреждающие «дорожные знаки». Господь, как любящий Отец, предостерегает нас, как бы говоря: «Не увлекайтесь даже в мелочах чем-то плохим, чтобы не потеряться и не попасть по собственной вине в руки демонов-мучителей».


Конечно, на нас влияют чужие греховные поступки. Но Господь и наша совесть не спрашивают с нас за чужие грехи, а лишь только за свои. Положа руку на сердце приходится признать, что в наших скорбях виноваты мы сами, а не окружающие или обстоятельства. Быть счастливым со Святым Духом в душе можно при любых внешних условиях, понимая их временность и в чем-то даже полезность. Оказаться же, из-за потери Бога, с бесами, хоть бы и на некотором расстоянии — неописуемый ужас. И если водителей на дороге дисциплинирует угроза схлопотать штраф, то наказание за грехи — педагогически полезное понятие, пригодное для простых людей и даже для детей.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще